Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
11. Къ нему же [къ Навкратію сыну]
[1].

Сверхъ чаянія увидѣлъ я письмо твое, возлюбленный сынъ, и братій; ибо ты не дождался до сентября, какъ я писалъ прежде. Впрочемъ, я съ удовольствіемъ принялъ твое усердіе, неизмѣнную любовь, пламенную расположенность, во всемъ любовь къ Богу и, прибавилъ бы я, любовь къ отцу. Ты моя радость и утѣшеніе; ты моя опора въ Господѣ при всѣхъ опасностяхъ и скорбяхъ, и вѣнецъ хвалы, со всѣми сподвижниками твоими, и больше всѣхъ съ братіями нашими во Христѣ Іисусѣ и сынами. Поэтому я радуюсь, благословляя Бога отца моего, что ты здравствуешь душою и тѣломъ; такъ Богъ устроилъ, что ты освободился отъ узъ, чтобы ты облегчалъ находящихся въ узахъ, а свободныхъ соединяя укрѣплялъ. Это и дѣлаешь ты благодатію Христовою, увѣщевая, вразумляя, утѣшая каждаго, какъ поистинѣ домоправитель Божій. Прошу же тебя, не ослабѣвай дѣлать то же самое во славу Христа, для пріобрѣтенія твоего спасенія, въ похвалу мнѣ, скудному во всякомъ благѣ. Впрочемъ, братъ, не напрасно мы шествовали и шествуемъ, прежде и нынѣ, и не тщетно трудимся; ибо это за Христа и для Христа, за Котораго страдать (πάσχειν) есть пасха (πάσχα), за Котораго скорбѣть — радость. Понеже съ Нимъ страждемъ, говоритъ апостолъ, да и съ Нимъ прославимся: непщую бо, яко недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 17-18). И справедливо. Ибо здѣшняя скорбь всякая подобна тѣни и сновидѣнію, а тамошнее воздаяніе — безконечная жизнь съ вѣчною славою. Не постыдимся же, сынъ, настоящаго мученичества: ибо оно Господнее. Многіе изъ любви ко Христу желали видѣть это, но не получили; а мы удостоились. Что же это? Страдать за Него, быть гонимымъ, плѣняемымъ, заключаемымъ подъ стражею, изгоняемымъ съ мѣста на мѣсто, или, можетъ быть, подвергаться ударамъ, быть зрѣлищемъ для ангеловъ и людей.

Если даже пронесутъ имя наше яко зло (Лук. 6, 22), анаѳематствуя частнымъ образомъ и публично вмѣстѣ со святыми, то не слѣдуетъ ли радоваться, не слѣдуетъ ли восхищаться? Я знаю, сынъ, это блаженство, (предсказанное) Господомъ. Этому и ты радуйся и веселись со всѣми сынами. Вы есте тѣло Христово и уди отъ части: и аще страждетъ единъ удъ, съ нимъ страждутъ вси уди: аще ли же славится единъ удъ, съ нимъ радуются вси уди (1 Кор. 12, 26-27). Желай, говоритъ онъ, остального, заплеваній, заушеній, наконецъ, креста, пріятныхъ для меня гвоздей Христовыхъ, которыми пригвоздиться ко кресту вмѣстѣ съ Нимъ кто удостоится, рабъ пронзиться копьемъ вмѣстѣ съ Владыкою, человѣкъ смѣшать кровь съ кровью живаго Бога? Проникаясь такимъ настроеніемъ, святые радовались, когда были бичуемы, веселились, когда члены ихъ были разсѣкаемы. Итакъ, настала и наша радость; отчасти и мы испытаны; и, о, если бы были испытаны до конца благодатію и человѣколюбіемъ Іисуса Христа Господа нашего! Ибо по благодати должна быть побѣда у каждаго, чтобы никто не хвалился, будто онъ имѣетъ что-нибудь самъ отъ себя, но чтобы намъ стяжать милость Божію во Христѣ Іисусѣ смиренномудріемъ и дѣятельною вѣрою. Аще убо кое утѣшеніе о Христѣ, или аще кая утѣха любве, аще кое общеніе вѣры, аще кое милосердіе и щедроты, исполните мою радость, съ апостоломъ скажу я несчастный, да тожде мудрствуете, туже любовь имуще, единодушни, единомудренни, ничтоже по рвенію или тщеславію дѣлая другъ противъ друга и возставая другъ на друга (Флп. 2, 1-3). Ибо и въ самые подвиги за благочестіе обычно вторгается исканіе первенства и соревнованіе. Но вы, какъ служители Божіи, — я соединяю въ лицѣ твоемъ стоящихъ выше (другихъ), которые пусть также прочитаютъ письмо, — ни едино ни въ чемже давайте претыканіе, да служеніе ваше безпорочно будетъ (2 Кор. 6, 3).

Относительно тѣхъ, о которыхъ ты писалъ мнѣ, что они раскаяваются. Для принадлежащихъ къ нашему тѣлу мы, хотя и недостойные, будемъ врачами. Итакъ, какую епитимію при посредствѣ братій мы назначили пришедшему сюда Оресту, — ибо мы не почли за благо лично видѣться съ нимъ по многимъ причинамъ, — такую же пусть примутъ и прочіе, т. е. пусть не причащаются святыхъ таинъ и соблюдаютъ остальное. Ты спрашиваешь: доколѣ? До тѣхъ поръ, пока снова не возсіяетъ ясное небо православія. А если, скажешь, случится смерть? Тогда пусть причащаются. Мы вѣруемъ, что грѣхъ отпустится имъ. Ты писалъ, что вы спорите между собою о томъ и другомъ предметѣ; оставьте ваши споры и живите въ мирѣ между собою. Этихъ надобно принимать не такъ, какъ обращающихся отъ ереси, хотя и въ этомъ случаѣ соблюдается немалое различіе между тою и другою ересью, но какъ отрекшихся отъ имени Господняго, или участвовавшихъ вмѣстѣ съ христоборцами въ отреченіи отъ Него по страху или какому-либо другому обстоятельству. Подлинно, въ отреченіи отъ Него они явно участвовали съ отвергшими святую икону Его. Ибо отверженіе образа относится къ первообразу, какъ вѣщаетъ вѣщающій (Василій Великій). И это не иначе, хотя нѣкоторые и хотятъ уменьшить такое отреченіе. А если бы тѣ, которые прежде не были православными и не были научены истинѣ, отъ Божественнаго Промысла просвѣтившись истиною, прибѣгли къ намъ, то было бы иное дѣло; ихъ надобно принимать не какъ случится, но съ согласія многихъ православныхъ, какъ объяснилъ божественный Василій прибывшимъ изъ Египта въ Месопотамію, укоряя ихъ за неосторожное принятіе [2].

Развѣ вы не знаете, что говоритъ тотъ же отецъ въ другомъ письмѣ? «Не признаю епископомъ и не причислю къ іереямъ Христовымъ того, кто оскверненными руками къ разоренію вѣры возведенъ въ начальники» [3]. Таковы нынѣ тѣ, которые не по невѣдѣнію, но по властолюбію вторгаются на (епископскіе) престолы, добровольно выдавая истину и взамѣнъ получая предсѣдательство въ нечестіи. Аще по человѣку со звѣремъ боряхся въ Ефесѣ, говоритъ апостолъ, кая ми польза (1 Кор. 15, 32)? Скажу и я: если, по вашему мнѣнію, послѣ отреченія или общенія съ христоборцами такіе тотчасъ должны быть принимаемы и оставаться безъ епитиміи; то для чего я напрасно подвергаюсь опасностямъ каждый день, а не уклонился къ противникамъ и потомъ тотчасъ чрезъ покаяніе присоединился къ православнымъ безъ епитиміи? Не лститеся: тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33). Бодрствуйте въ Господѣ. Кое общеніе свѣту по тмѣ (2 Кор. 6, 14), чтобы у насъ дѣлалось подобно христоборцамъ? Ибо они, говорятъ, приходящихъ къ нимъ изъ православія принимаютъ съ радостію безъ епитиміи. Увы, слѣдовательно, намъ должно и увѣнчивать отрекшихся отъ Христа и прославлять, какъ они нѣкоторыхъ изъ тѣхъ. Братіе, умоляю васъ, не дѣти бывайте умы (1 Кор. 14, 20), но усовершайтесь въ истинномъ вѣдѣніи. Относительно находящихся внѣ нашего братства, кто я, чтобы сказать слово? Если же заставитъ кто-нибудь, то, такъ какъ любы, будучи исполненіемъ закона (Рим. 13, 10), имѣетъ и свое убѣжденіе, скажу то же, что и о нашихъ; ибо и они наши. Пресвитеръ или подписавшійся, или имѣвшій общеніе по страху, не вынося гоненія, пусть лишается общенія. Ибо имѣвшій общеніе противъ Христа какъ можетъ имѣть общеніе со Христомъ? Разрѣшеніе отлученія отъ священнослуженія зависитъ отъ соборнаго изслѣдованія. Рѣшившій снова бороться послѣ паденія пусть лишается того мѣста, которое онъ занималъ; иначе какъ сдѣлается извѣстнымъ отреченіе, которое онъ допустилъ, и ему самому и другимъ?

Сдѣлать послабленіе не могу, особенно если это возвращеніе его къ борьбѣ не ознаменовалось какимъ-нибудь отличнымъ дѣломъ, какъ у епископа лаодикійскаго. Ибо и этому я не совѣтовалъ бы священнодѣйствовать, а развѣ только вступить въ общеніе ради его знаменитости. Такъ для всякаго монаха, такъ и для мірянина: отлученіе отъ общенія, при прочихъ достойныхъ плодахъ покаянія, въ ожиданіи благопріятнаго времени для православія. Впрочемъ, такъ какъ и послабленіе и усиленіе зависитъ отъ налагающаго епитимію, — я говорю въ отношеніи къ общенію, — то, если по непостижимымъ судьбамъ праведнаго гнѣва Божія продолжатся времена ереси, можно и прежде собора разрѣшить въ Господѣ, (смотря по тому), тяжко или легко пало это лице и какое оказываетъ покаяніе, какъ для нашихъ, такъ и для внѣшнихъ, равно и принимать пищу вмѣстѣ имъ не надобно препятствовать, но съ тѣмъ, чтобы они не благословляли до разрѣшенія. Вотъ что относительно такихъ представилось мнѣ въ страхѣ Божіемъ и по истинѣ. Если же кто изъ васъ или изъ другихъ найдетъ что-нибудь новаго, то я желалъ бы знать. Ибо я исповѣдаю многіе грѣхи мои и признаю себя не знающимъ многаго. Привѣтствуй братьевъ твоихъ и сыновъ моихъ, авву Петра и Игнатія и Тиѳоія, во Господѣ возлюбленныхъ и сотрудниковъ моихъ. Привѣтствуй любезныхъ моихъ изъ святой общины. Привѣтствуй хранителей таинъ, возлюбленныя сердца мои. Привѣтствуй труждающуюся въ Господѣ, отъ которой я получаю блага съ избыткомъ. Привѣтствуй всѣхъ во Христѣ братій, хотя бы они были и міряне, между которыми Сергій благочестивый и близкій. Привѣтствуютъ тебя и прочихъ находящіеся со мною братія, всегда возлюбленные. Вспоминайте о моемъ смиреніи. Господь нашъ Іисусъ Христосъ съ вами, братія!

Примѣчанія:
[1] Писано въ 816 году.
[2] Письмо 257; въ русскомъ переводѣ твор. т. VII, стр. 236-241. М. 1892.
[3] Письмо 232 (тамъ же, стр. 173).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 341-344.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла /Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0