Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
14. Къ папѣ (патріарху) александрійскому
[1].

Всесвятѣйшему отцу отцовъ, свѣтилу свѣтилъ, господину моему, владыкѣ, блаженнѣйшему папѣ александрійскому, Ѳеодоръ, нижайшій пресвитеръ и игуменъ студійскій.

Величайшій даръ моему смиренію и предметъ высочайшаго желанія — удостоиться письменно вступить въ бесѣду съ твоею апостольскою главою, не только по ничтожеству моей малости, которая не въ состояніи писать и къ равнымъ, а тѣмъ менѣе къ столь великой и божественной главѣ, но и по (трудности) пути на такомъ разстояніи, особенно затрудняемаго языческими препятствіями. Однако по благоволенію преблагаго Бога, мнѣ даровано это по двумъ причинамъ; во-первыхъ, чтобы исполнить давнишнее желаніе меня грѣшнаго — мысленно прикоснуться къ священнымъ стопамъ твоимъ; ибо иначе невозможно было исполнить это желаніе; и во-вторыхъ, что еще настоятельнѣе нужно, чтобы сдѣлать болѣе извѣстными божественнѣйшей главѣ твоей, какъ состраждущей членамъ цѣлаго тѣла церкви, случившіяся здѣсь бѣдствія, которыя, какъ я думаю, разгласились и въ крайнихъ предѣлахъ вселенной въ виду важности этого зла.

Гоненіе постигло насъ, блаженнѣйшій, и тягчайшее изъ гоненій. Нѣкогда Ахавъ, ища пророка Илію, говорятъ, выжегъ всѣ мѣста, и этотъ пожаръ выражалъ ярость нечестиваго (3 Цар. гл. 18); а теперь Ахаавитъ по сану и по сердцу не только Илію изображеннаго, но и Владыку его Іисуса Христа, Господа и Бога нашего, Богородицу и всѣхъ святыхъ тщательно разыскиваетъ и найдя истребляетъ съ великою яростію во всякомъ подвластномъ городѣ и селеніи. Поэтому жертвенники разрушены до основанія, храмы Господни опустошены, и въ домахъ и въ общественныхъ мѣстахъ, и въ мужескихъ и въ женскихъ обителяхъ, древніе и недавно воздвигнутые. Жалкое зрѣлище! Какъ обезображенные люди, какія-нибудь чудовища, такъ представляются на видъ церкви Божіи, лишенныя своего украшенія и стоящія безобразными. Кто слыхалъ или видалъ это въ прежнихъ нечестивыхъ дѣлахъ? Вѣроятно, нападающій на васъ арабъ бываетъ стыдливѣе и христолюбивѣе въ этомъ отношеніи. Но не таковъ нашъ Тавеилъ (Ис. 7, 9). Пощади, Господи, и не даждь совершенно достоянія твоего на укоризну (Іоил. 2, 17). Если изображенія, начертанныя на доскахъ и на священныхъ приношеніяхъ, и свитки, упоминающіе объ нихъ, онъ осмѣиваетъ, позоритъ, порицаетъ, какъ вещи негодныя, какъ богопротивныя, которыя однако боголюбезны и спасительны для мира, о, кто при этомъ не прольетъ слезъ, кто не воздохнетъ изъ глубины сердца? Путіе Сіони рыдаютъ, яко нѣсть ходящихъ по нихъ благочестиво (Плач. 1, 4); и вси уклонишася, вкупѣ непотребни дыша (Псал. 52, 4). Кажущіеся іерархами и іереями, монахи и общежительные братія, люди всякаго пола и всякаго возраста, одни потерпѣли совершенное кораблекрушеніе въ вѣрѣ, другіе, если и не потонули помыслами, то, вступивъ въ общеніе съ еретиками по страху смерти, отчасти подвергаются тойже опасности. Впрочемъ, еще остались нѣкоторые, иже не преклониша колѣна Ваалу (3 Цар. 19, 18); и ихъ столько, сколько исчислено Господомъ; прежде всѣхъ первѣйшій изъ насъ, священная глава наша, имѣющая одинаковый санъ съ твоимъ совершенствомъ, іерархи и іереи Господни, монахи и монахини, изъ которыхъ одни испытали насмѣшки и бичеванія, другіе — узы и заключеніе подъ стражею, умѣренно питаясь хлѣбомъ и водою, иные отправлены въ ссылку, другіе пребываютъ въ пустыняхъ, горахъ, вертепахъ и пропастяхъ земныхъ, а нѣкоторые, потерпѣвъ бичеванія, уже мученически переселились къ Господу. Есть и такіе, которые, бывъ посажены въ мѣшокъ, брошены въ море ночью, какъ сдѣлалось извѣстно отъ видѣвшихъ это.

Что еще? Святые отцы наши предаются анаѳемѣ; нечестивые прославляются, дѣти воспитываются въ нечестивомъ ученіи, по данной учителямъ книгѣ; нѣтъ нигдѣ прибѣжища для тѣла у жителей; невозможно произнести ни одного благочестиваго слова, ловитва близко, такъ что мужъ опасается жены своей; доносчики и записчики наняты императоромъ для того именно (чтобы разузнавать), не говоритъ ли кто чего-нибудь неугоднаго кесарю, или не уклоняется ли отъ общенія съ нечестіемъ, или не имѣетъ ли книги, содержащей какія-нибудь сказанія объ иконахъ, или самой иконы, не принимаетъ ли изгнаннаго, или не служитъ ли содержимымъ подъ стражею ради Господа; и если будетъ обличенъ въ этомъ, тотчасъ схватывается, бичуется, изгоняется, такъ что и господа преклоняются предъ рабами по страху доноса. Намъ можно сказать, что нѣсть во время сіе князя, и пророка, и вождя, ни мѣста, еже пожрети предъ Господомъ и обрѣсти милость (Дан. 3, 38). Поэтому мы недостойные возвѣщаемъ это святой душѣ твоей, какъ бы изъ устъ всѣхъ защищающихъ истину, призывая тебя къ заступленію и состраданію намъ. Ибо мы увѣрены, что, если невозможно иначе помочь, то помощію молитвъ ты доставишь намъ великую пользу въ стѣснительнѣйшихъ обстоятельствахъ, снискавъ благоволеніе Божіе. А дабы ты отчасти зналъ, каково нечестивое ученіе безбожныхъ, я приложилъ къ письму и это въ тетрадяхъ. Я несвѣдущій предпринялъ опровергнуть его, по настоянію благочестивыхъ. Прошу же разсмотрѣть это божественною мудростію твоею, недостаточное исправить, ошибки мои простить, и не оставить поминовеніемъ въ богоугодныхъ молитвахъ твоихъ меня, какъ непотребнаго сына. Такое же письмо послано къ патріарху антіохійскому.

Примѣчаніе:
[1] Это письмо и слѣдующія три писаны въ 817 году.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 347-349.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0