Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
21. Къ братіямъ, содержимымъ въ темницахъ
[1].

Ѳеодоръ возлюбленнымъ братіямъ, содержимымъ ради Господа въ различныхъ темницахъ, радоватися.

Что такое настоящее? Радость и веселіе; ибо мы удостоились подвизаться въ мученіяхъ за Христа, ибо мы преданы заключеніямъ въ темницахъ и скорбямъ за слово Божіе, ибо мы подвергнуты бичеваніямъ и обидамъ ради Христа, потерпѣвшаго за насъ бичеваніе и безчестіе и потомъ распятаго. Кто не станетъ хвалить? Кто не будетъ прославлять? Востокъ радуется, западъ веселится, вся церковь отъ четырехъ концовъ міра восхищается. И что я говорю о земномъ мірѣ? Самое небо исполнилось радости о томъ, что не только верховный изъ нашихъ іерарховъ, іерархи и іереи, игумены и ученики, но и монахини съ настоятельницами вступили на поприще мученичества. Не стану говорить о тѣхъ, которые въ пустыняхъ и горахъ, въ пещерахъ и пропастяхъ земныхъ, въ изгнаніи скорбятъ лишени, озлоблени чрезъ гоненіе за Христа (Евр. 1, 37-38). Итакъ, справедливо, братіе моя возлюбленная и вожделѣнная, радосте и вѣнче мой (Флп. 4, 1), я радуюсь и сорадуюсь вамъ; точно также и вы радуйтесь и сорадуйтесь мнѣ. Это — слова блаженнаго Павла, но они приличны и нашему времени, — ибо все въ наше наказаніе преднаписашеся (Рим. 15, 4), — и онъ увѣщеваетъ насъ быть его подражателями. Во-первыхъ, надобно поистинѣ сказать, что мы преданы скорбямъ и притѣсненіямъ не настолько, насколько домогаются и желаютъ того угнетающіе насъ, — ибо въ такомъ случаѣ искушеніе было бы невыносимо, равно какъ и причиняемое намъ невидимо бѣсами, — но насколько попускаетъ подвигоположникъ и сподвижникъ нашъ Христосъ, праведнымъ судомъ назначающій подвиги по мѣрѣ и степени силы каждаго или въ наказаніе за грѣхи, если мы добровольно идемъ на страданія, или для воздаянія побѣдныхъ вѣнцовъ преуспѣвающимъ отъ славы въ славу. Подлинно, не такъ мы мучимся, какъ Петръ или Павелъ съ равностепенными имъ, или Георгій и Ѳеодоръ съ равнославными имъ, или Ѳекла и Февронія съ подобными имъ, у которыхъ, какъ возлюбившихъ много, преизбыточествовали и дарованныя имъ страданія Христовы. А у тѣхъ, у кого мала любовь, недостаточны и страданія, такъ что нужно скорбѣть и сѣтовать о томъ, что мы немного страдаемъ, а не смущаться и тяготиться тѣмъ, чѣмъ мы умѣренно наказываемся.

Если же мы падемъ, — чего да не будетъ и въ мысляхъ! — то не отъ Божія распоряженія, но отъ слабости, безсердечія и нечестія самого падшаго. Ибо Онъ далъ силы противъ державы лукаваго, желая подвижнику остаться побѣдителемъ; а этотъ, по малодушію бросивъ оружіе терпѣнія, погибъ. Свидѣтель этихъ словъ — взывающій: вѣренъ Богъ, Иже не оставитъ васъ искуситися паче, еже можете, но сотворитъ со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи вамъ понести (1 Кор. 10, 13). Здѣсь терпѣніе, братія; здѣсь вѣнцы, сплетаемые Богомъ за добрую вѣру. Итакъ, не постыдимся свидѣтельства Господа нашего, и не уступимъ Ѳаддею новоименованному мученику, и тѣмъ, кто исповѣдалъ вмѣстѣ съ нимъ и пошелъ вслѣдъ за нимъ; ихъ имена вы знаете. Кровію мучениковъ и теперь орошена уже церковь Божія, и еще орошается подвизающимися и разнообразно страждущими въ скорбяхъ. Кровь проливаетъ заключенный, уединенный, притѣсняемый, удаленный отъ всякаго лицезрѣнія, лишаемый необходимаго, алчущій, жаждущій, не видящій луча солнечнаго, по вся дни умирающій, какъ взываетъ Павелъ (1 Кор. 15, 31), и умерщвляемый весь день, какъ поетъ Давидъ (Псал. 43, 23). Но аще умрохомъ, то и оживемъ со Христомъ, аще терпимъ, съ Нимъ и воцаримся (2 Тим. 2, 11-12). Издревле благодать избрала тѣхъ, которыхъ она избрала во свидѣтельство Христово. Изъ поколѣнія въ поколѣніе являются мученики. Нужда бо есть пріити соблазномъ, сказалъ Христосъ (Матѳ. 18, 7), дабы избранные возсіяли подобно солнцу и плевели обнаружились въ своемъ мрачномъ видѣ.

Будемъ же, братія, въ этомъ коварномъ и развращенномъ поколѣніи какъ бы звѣздами, сіяющими во мракѣ ереси; ибо насъ избралъ Христосъ въ свою хвалу, къ славѣ православія. Какъ древніе для насъ, такъ мы для потомковъ постараемся показать себя опорою и примѣромъ и явиться ликующими въ день Христовъ. Притомъ мы имѣемъ болѣе ясное свидѣтельство, чѣмъ предшественники. Ибо не относительно естествъ или волей во Христѣ и тому подобныхъ спорныхъ вопросовъ, о которыхъ недоумѣніе, касаясь отвлеченныхъ предметовъ, не представляло никакого ощутительнаго доказательства, но теперь вмѣстѣ съ отвлеченными предметами и относительно подлежащаго зрѣнію возбуждено сомнѣніе, или нечестивое отрицаніе. Противники не только говорятъ и неправо умствуютъ, что Христосъ не можетъ изображаться на иконѣ, съ Богородицею и всѣми святыми, но и уничтожаютъ ихъ изображенія, признавая божественныя начертанія заблужденіемъ и гибелію душъ. О, іудейское и языческое упорное нечестіе! Подлинно, нѣтъ совершенно никакого, по существу дѣла, различія въ предметѣ рѣчи. Іудей или язычникъ говоритъ христіанину: отрекись отъ Христа, Маріи. То же говоритъ и иконоборецъ. Ибо икона Христа, равно какъ и Богородицы, тѣмъ же именемъ называется, какъ и Христосъ и Богородица. Слѣдовательно, требующій отреченія отъ иконы прямо требуетъ отреченія отъ того, чья икона. Это — слова не меня ничтожнаго. Послушай, что говоритъ Моисею Богъ всѣхъ: сотвориши херувимы (Исх. 25, 18). Между тѣмъ онъ повелѣвалъ сдѣлать изображенія херувимовъ; ибо никто здравомыслящій не можетъ сказать, что Онъ указывалъ на естество херувимское. И еще: сотвори змѣю мѣдяну (Числ. 21, 8), однако и здѣсь Онъ повелѣваетъ сдѣлать изображеніе змія. Но таково свойство первообраза и его образа, что образъ или икона называется именемъ первообраза, и при отверженіи одного отвергается и другой, такъ какъ они существуютъ вмѣстѣ. Былъ ангелъ, потому и изображеніе ангела; былъ змій, потому и изображеніе змія; такъ и относительно другихъ существъ. Иногда они называются иконами тѣхъ, которыхъ они дѣйствительно иконы; а иногда по своему виду называются такъ, какъ самые первообразы, а не иконами ихъ.

Такъ и святой апостолъ говоритъ: превышше же его херувимы славы, осѣняющіи очистилище (Евр. 9, 5), употребляя названіе первообразовъ въ отношеніи къ изображеніямъ. Послушай и Василія Великаго: «да будетъ изображенъ на картинѣ и подвигоположникъ въ борьбахъ Христосъ» [2]. Не сказалъ: «да будетъ написана икона подвигоположника въ борьбахъ Христа», но: «Христосъ». Послушай и Григорія Нисскаго: «лежитъ Исаакъ»: назвалъ Исаакомъ изображеніе Исаака [3]. Послушай Златоуста: «я видѣлъ ангела на иконѣ» [4]. Не сказалъ: «я видѣлъ изображеніе ангела на иконѣ», но: «ангела». Ибо въ иконѣ является первообразъ, равно какъ и въ изображеніи Креста — животворящій Крестъ. Такъ какъ въ поклоненіи одно отъ другого нераздѣльно, то поэтому икона и носитъ названіе первообраза. Образъ Креста называется Крестомъ. Такъ и о царѣ, и о всякомъ человѣкѣ, и о всякомъ предметѣ, намъ справедливо можно сказать, что царемъ называется и изображеніе царя, какъ говоритъ божественный Василій, и Петромъ — икона Петра, и Павломъ — икона Павла. Скажу еще нѣчто болѣе высокое: и человѣкъ называется Богомъ, какъ образъ Божій. Такимъ образомъ, какъ сказалъ Василій, и Христомъ называется икона Христова; ибо онъ, повторяю опять, такъ сказалъ: «да будетъ изображенъ на картинѣ, — не икона Христова, но — Христосъ». Если противники не допускаютъ этого, то, во-первыхъ, они отвергаютъ божественныя изреченія; потомъ учатъ, если не словомъ, то дѣломъ, что Христосъ не человѣкъ. Ибо, если Онъ человѣкъ, то очевидно, что можетъ изображаться на иконѣ; первое свойство человѣка — быть изображаемымъ; если же Онъ не изображается, то Онъ не человѣкъ, а безплотный, и Христосъ даже не пришелъ еще, какъ пустословятъ іудеи. Поэтому они отвергаютъ и Богородицу, изображенную на иконѣ, и всякаго святого, какъ не Матерь Божію и не служителей Христовыхъ. И Златоустый взываетъ: дѣла для меня достовѣрнѣе словъ твоихъ. Итакъ, сдѣдуетъ, что иконоборцы поистинѣ іудействуютъ; и кто страдаетъ отъ нихъ, тотъ страдаетъ ради Христа и за Христа, ради Богородицы и за Богородицу, ради всякаго святого и за всѣхъ святыхъ; а подвизающійся и сопротивляющійся есть мученикъ и исповѣдникъ Христовъ. И (противъ этого) не можетъ быть никакого возраженія. Маккавеи, не хотѣвшіе противозаконно вкусить свиного мяса, — мученики; Предтеча — мученикъ за истинное обличеніе; другой — за то, что не хотѣлъ дать обола [5] на построеніе идольскаго капища, а иной за иную заповѣдь. Впрочемъ, для чего говорить много? И здѣсь явно подвизающійся за Христа развѣ не мученикъ, какъ говорятъ нѣкоторые изъ несчастныхъ? Истинный мученикъ, ничѣмъ не меньшій тѣхъ, кто замученъ язычниками или іудеями. И свидѣтель на небеси вѣренъ (Псал. 88, 38). Итакъ, безъ всякаго сомнѣнія, если презирающій изображеніе Креста оказываетъ презрѣніе Христу, то тѣмъ болѣе отвергающій икону Христову направляетъ отверженіе на Христа. Такимъ образомъ, терпящій мученія за то и другое есть истинный мученикъ, и еще болѣе за икону; ибо то есть знакъ, а это — образъ Христовъ. Увѣщеваю васъ, святые братія мои, причастники небеснаго званія, во-первыхъ, поминать меня смиреннаго, молясь, чтобы я на самомъ дѣлѣ доказалъ то, о чемъ говорю, отнюдь не ослабѣвая ни отъ невидимыхъ, ни отъ видимыхъ нападеній; потомъ быть внимательными къ самимъ себѣ и къ настоящей борьбѣ, но не воспламеняться помыслами въ виду недостатка знанія для объясненія тѣхъ дѣлъ, которыя устрояются Провидѣніемъ съ глубокою мудростію и непостижимо для ума человѣческаго; и да не случится съ вами того, что вы поете: мои же въ малѣ не подвижастѣся нозѣ, въ малѣ не проліяшася стопы моя, яко возревновахъ на беззаконныя, видя то и другое (Псал. 72, 2-3); но лучше да слышатся вами слова Господа: потерпи мене въ день воскресенія моего (Соф. 3, 8); и еще: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Марк. 13, 13)!

Примѣчанія:
[1] Это и слѣдующія два письма писаны въ 816 году.
[2] О муч. Варлаамѣ (Творенія въ рус. пер., т. IV, стр. 258. М. 1892).
[3] Творенія св. Григорія Нисскаго въ рус. пер., т. IV, стр. 393. М. 1862.
[4] Творенія св. Іоанна Златоуста въ рус пер., т. VI, кн. 2, стр. 711. Спб. 1900.
[5] Оболъ аттическая монета, 1/6 драхмы, около 4 коп.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 360-364.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0