Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
34. Къ Навкратію сыну
[1].

Что пріятнѣе дошедшаго до меня грѣшника извѣстія, что ты, возлюбленный сынъ мой, вмѣстѣ съ другими семью братьями твоими, ихже имена въ книгахъ животныхъ (Флп. 4, 3), были бичуемы за Христа, благаго Бога нашего? Слава Призвавшему васъ къ исповѣданію истины Его; слава Укрѣпившему досточтимыя души ваши ратоборствовать прежде другихъ, не страшась, не отступая отъ лица губителя, но исповѣдать доброе исповѣданіе ваше и за него вмѣстѣ съ Христомъ отдать хребетъ свой на бичеваніе. Вы составили новый сонмъ исповѣданія въ церкви Божіей; вы умножили славу братства во Христѣ. Поистинѣ блаженны вы, возлюбленные мои, и преблаженны; блаженны и утробы, произведшія васъ на свѣтъ. Если же нужно сказать что-либудь и обо мнѣ, блаженъ и я, недостойный ублажанія и несчастный, что я, отецъ, слышу о такихъ сынахъ, сынахъ Божіихъ и наслѣдникахъ Христовыхъ. Какая это радость? Не пріятнѣе ли она всякой радости? Какая эта слава? Не болѣе ли, чѣмъ ношеніе діадемы, достойно удивленія ношеніе язвъ Христовыхъ, животворныхъ страданій Его, какъ бы вѣнцовъ?

Таковы ваши дѣла, которыя восхвалило небо и услышала земля. А наши дѣла ничтожны и грѣшны, кромѣ того, о чемъ извѣстилъ братъ Адріанъ; онъ совершенно спасся. Если же нужно прибавить что-нибудь, изложимъ и это. Послѣ бичеванія заключили насъ двоихъ въ горницу, заградивъ дверь и отнявъ лѣстницу; кругомъ стражи, чтобы кто-нибудь не приблизился въ какомъ-либо мѣстѣ и не проникъ въ жилище; и всякаго, входящаго въ крѣпость, встрѣчаютъ стражи и не позволяютъ ему останавливаться нигдѣ, кромѣ своего дома, пока онъ опять не уйдетъ. Строго приказано не давать намъ ничего, кромѣ только воды и дровъ. Такъ помѣстили насъ, просто какъ въ гробѣ, чтобы умертвить насъ. Но Богъ, по милости человѣколюбія Своего, питаетъ насъ тѣмъ необходимымъ, что мы принесли съ собою, и что по приказанію дается намъ чрезъ дверное отверстіе (человѣкомъ), всходящимъ по приставленной въ извѣстный часъ лѣстницѣ [2]. Не дерзаемъ сказать то, что сказалъ Даніилъ, принявъ обѣдъ отъ Аввакума: помянулъ мя еси, Боже (Дан. 14, 39). Однако, Онъ вспомнилъ и о насъ грѣшныхъ, и милуетъ, и защищаетъ, и ограждаетъ. Итакъ, до тѣхъ поръ, пока у насъ есть внутри, чѣмъ питаться, или пока одинъ изъ недѣльныхъ привратниковъ приноситъ нѣчто тайно изъ дому, мы питаемся и славимъ Бога. Когда же истощится необходимое, по устроенію Божію, тогда и мы разстанемся съ жизнію: и этому мы радуемся, и это есть великій даръ Божій.

И кто я несчастный, содержимый такимъ образомъ за имя Его, чтобы потомъ незаслуженно сподобиться, какъ Онъ повелѣваетъ, преизбыточной славы вмѣстѣ съ братомъ? Поэтому прошу васъ, братія, споспѣшествовать мнѣ молитвами своими предъ Богомъ, чтобы я избавился всячески во всемъ отъ лукаваго, и чтобы Начавшій въ насъ дѣло исповѣданія Своего, по своему состраданію, а не за какія-нибудь дѣла мои, — ибо я не сдѣлалъ ничего добраго на землѣ, но противное тому, — самъ и довершилъ его въ обоихъ. Этого и мы смиренные не перестаемъ со слезами испрашивать вамъ, претерпѣвающимъ то же. Не только восьмерыхъ избранныхъ Божіихъ, но и авву Петра и добраго Литоія и другого, если кто стучится, привѣтствуемъ въ Господѣ.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 816 году.
[2] Описанныя бѣдствія препод. Ѳеодора относятся ко времени заключенія его въ крѣпости Вонита.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 376-378.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0