Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
37. Къ братіямъ разсѣявшимся
[1].

Ѳеодоръ всюду разсѣявшимся братствамъ.

Благодать вамъ и миръ да умножится (2 Петр. 1, 2). Справедливо — обратиться къ гонимымъ ради Христа съ словами апостольскими. Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, отверзшій дверь намъ смиреннымъ, хотя мы и охраняемся строго, сообщаться бесѣдою посредствомъ письма съ вами, возлюбленными нашими братіями. Поистинѣ, слово Божіе не вяжется (2 Тим. 2, 9), хотя властвующіе и думаютъ, что они связываютъ; поистинѣ намъ слѣдуетъ весьма радоваться, что мы видимъ на самихъ насъ грѣшныхъ исполненіе божественныхъ предсказаній. Такъ, братія, скажемъ съ апостоломъ: кто ны разлучитъ отъ любве Божія, скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ (Рим. 8, 35)? Ибо не о себѣ только онъ сказалъ это, но и о насъ, дабы мы были такъ расположены въ отношеніи къ Богу, чтобы не огорчались среди страданій, но готовы были съ радостію перенести и еще недостающія скорби (Кол. 1, 24). Подлинно, неизреченная радость — страдать ради Христа и со Христомъ, какъ показали всѣ святые до Ѳаддея, нашего мученика, и всякаго другого исповѣдника, отошедшаго послѣ него или изъ темницы, или изъ какого-нибудь другого мѣста ссылки, съ благою ревностію и соотвѣтствующею гоненіямъ дѣятельностію.

Да будемъ и мы, братія мои, мучениками такимъ же образомъ, въ постоянной готовности быть схваченными, явиться исповѣдниками, подвергнуться бичеванію, потерпѣть смерть. Это значитъ ежедневно быть мученикомъ; это значитъ ежедневно умирать; отъ этого происходитъ очищеніе души, удаленіе отъ страстей, приближеніе къ Богу, отвращеніе отъ міра, представленіе неба и вѣчныхъ благъ, равно какъ и скорбей. Ибо такая готовность не даетъ уму времени предаваться удовольствіямъ и пристращаться къ тому или другому, но особенно укрѣпляетъ сердце, побуждаетъ глаза заливаться слезами; (побуждаетъ) желать исхода изъ тѣла, какъ бы изъ какой-нибудь ненавистной темницы. Будемъ же впредь наблюдать, каковы мы, если мы таковы, то очень хорошо, а если нѣтъ, то обратимся и очистимся. Будемъ убѣгать отъ неукротимаго дракона — діавола, отъ разженныхъ стрѣлъ печальной и смертоносной похоти. Отъ нея не удовольствіе, а скорбь, не сладость, а горечь, не благополучіе, а вражда, рабство, тлѣніе, бѣснованіе, искаженіе естественнаго состоянія. Ибо, если она есть добро и сладость, то почему тѣхъ, которыми овладѣваетъ она, тотчасъ дѣлаетъ глупыми, скотоподобными, постыдными, раболѣпными, безнадежными, разслабленными, осужденными на вѣчную смерть? Такъ что она, обворожительница, будучи на самомъ дѣлѣ не такой, какой представляется, заражаетъ, приводя въ изступленіе и измѣняя человѣка подобно тому, какъ бываетъ съ бѣсноватыми, которые не понимаютъ, что дѣлается съ ними, пока не опомнятся. Будемъ же впредь смотрѣть, возлюбленные, на наши мѣста жительства, на то, гдѣ и съ кѣмъ обращаемся; и, если тамъ есть вредъ, надобно переселиться, если — съ соблазнителемъ, надобно удалиться, если — ни съ кѣмъ, надобно соединиться; ибо горе быть единому (Еккл. 4, 10), пока нѣтъ къ тому необходимости. Надобно наблюдать и прочее, пищу, питье, сонъ, дѣятельность, такъ чтобы все было въ мѣру, укрѣпляя тѣло для содѣйствія исполненію заповѣдей, а не раздражая его возставать противъ души. Оно — жеребецъ; если слишкомъ откармливается, то бѣсится и низвергаетъ всадника — умъ. По себѣ мы изображаемъ и ваше состояніе; ибо всѣ люди въ равной мѣрѣ получили отъ Бога бразды власти надъ собой, хотя постоянно происходитъ война между душею и тѣломъ, противящимися другъ другу.

Объ этомъ пусть будетъ такъ. Что же далѣе? Вѣра твердая, неизмѣнная, какъ я предалъ вамъ, и самъ принялъ отъ святыхъ, или лучше, и тѣ и другіе — отъ одного и того же Духа. Христосъ — не Христосъ, если онъ не можетъ быть изображаемъ. Ибо, когда говорится о Христѣ, то надобно разумѣть таинство Его воплощенія. Ибо Христомъ не можетъ быть названо Слово, представляемое чуждымъ тѣлесности. А такъ какъ Слово стало плотію, то очевидно, что Оно можетъ быть и изображаемо по плоти, и вмѣстѣ съ именемъ Христосъ соединяется и представляется свойство описуемости. Такимъ образомъ тѣ, которые говорятъ, что Онъ не описывается, т. е. не изображается на иконѣ, признаютъ Его безплотнымъ. Но далеко внѣ двора Христова, хотя бы то былъ Петръ, хотя бы Павелъ, — какъ сами Петръ и Павелъ возвѣстили для нашего предостереженія, — а не только что кто-нибудь изъ апостоловъ или изъ бывшихъ послѣ нихъ святыхъ, тотъ, кто говорилъ бы, будто Христосъ неопиеуемъ по тѣлу, — нѣтъ! — какъ говорятъ нечестивые, проповѣдуя неправду. Эту чистую вѣру будемъ содержать, братія; это благое исповѣданіе будемъ исповѣдывать, совершенно не увлекаясь (ничѣмъ). Мыслящіе не такъ суть отступники отъ Христа; а защищающіе это суть мученики Христовы, вмѣстѣ съ сорока (мучениками), вмѣстѣ съ сонмомъ ратоборцевъ, бывшихъ отъ вѣка. Какъ? Маккавеи, отказавшись вкусить свиного мяса, запрещеннаго тогда закономъ, сдѣлались мучениками, а ты, страдая за то, что не отрицаешься отъ начертаннаго Христа, не мученикъ? Іоаннъ Предтеча, убитый за правое обличеніе Ирода, сдѣлался украшеніемъ мучениковъ, а ты, умирая за Христа, не въ числѣ мучениковъ? Никто же васъ лститъ суетными словесы: сихъ бо ради грядетъ гнѣвъ Божій на сыны непокоривыя (Ефес. 5, 6).

Несомнѣнный мученикъ тотъ, кто исповѣдуетъ, и тѣмъ болѣе, чѣмъ болѣе многочисленнымъ страданіямъ онъ подвергается. Да не колеблетъ васъ продолжительность гоненія; мы еще не много лѣтъ (страдаемъ), въ сравненіи съ прежними исповѣдниками, мы еще не были сожигаемы вполнѣ достаточнымъ огнемъ самаго надежнаго испытанія; еще остается примѣсь свинца; еще остается грѣховная ржавчина. Кто ты, что изслѣдуешь глубины непостижимыхъ судебъ? Яже ти повелѣна, сія разумѣвай (Сирах. 3, 22). Сѣмени Авраамову, которому благословеніемъ Божіимъ обѣщано было наслѣдовать святую землю, Богъ судилъ четыреста тридцать лѣтъ быть подъ рукою Фараона въ качествѣ рабовъ. Христіанство, отъ начала апостольской проповѣди до Константина, перваго царя христіанскаго, болѣе двухъ сотъ лѣтъ терпѣло жестокое гоненіе; послѣдующіе, хотя слабѣе, но также много лѣтъ были (гонимы), кромѣ гоненія при Юліанѣ отступникѣ. Великій Павелъ былъ гонимъ тридцать пять лѣтъ и ежедневно умиралъ; а ты въ пять лѣтъ теряешь мужество? Многострадальный Климентъ былъ мучимъ двадцать восемь лѣтъ [2]; а ты ослабѣваешь въ короткое время? И достанетъ ли мнѣ времени исчислить дѣянія другихъ мучениковъ? Развѣ ты не слыхалъ о терпѣніи Іова? Не страдалъ ли онъ пятнадцать лѣтъ, или еще болѣе, отъ дурной язвы, кромѣ другихъ бѣдствій, постигшихъ его, и притомъ не сознавая за собой никакихъ злыхъ дѣлъ, а напротивъ — весьма много добрыхъ? Какое же было къ нему изреченіе? Чтобы тебѣ, — сказано было, — оказаться праведнымъ (Іов. 33, 32). Такъ и нынѣ Промыслъ какъ бы просѣеваетъ нынѣшнихъ людей, чтобы бросить оставшіеся еще плевелы, чтобы осталась чистая пшеница. Не слышишь ли, чтó говоритъ Онъ Іереміи? Вложи я въ горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образомъ искушенъ быхъ о нихъ (Зах. 11, 13) [3]. Потерпимъ еще, мужественные воины Христовы. Дніе яко сѣнь преходятъ (Псал. 143, 4), хотя гонители и думаютъ, что они ждутъ. Аще Мене изгнаша, говоритъ Господь, и васъ изженутъ: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдутъ: но сія вся творятъ вамъ за имя Мое, яко не вѣдятъ пославшаго Мя (Іоан. 15, 20-21). Ибо поистинѣ они не знаютъ, что Богъ и Отецъ посла Сына Своего Единороднаго, раждаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ (Гал. 4, 4), чтобы онъ пріобрѣлъ вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что онъ можетъ быть изображаемъ. Ибо никто изъ рожденныхъ отъ жены не бываетъ неизобразимымъ, если не будетъ какимъ-нибудь выродкомъ. Такъ, братія, будемъ приготовлять себя, и такъ будемъ утѣшать себя словами Спасителя нашего Іисуса Христа, ожидая воздаянія. Вы знаете, каковъ Леонтій; это — родъ евнуховъ, не только безчестный, какъ сказалъ нѣкто изъ богоносныхъ мужей, но и отрекшійся отъ Христа, и не довольствующійся этимъ, но и жестоко терзающій братьевъ нашихъ. Прежде ученикъ — нынѣ іудействующій отступникъ; бывшій въ числѣ преимуществующихъ братьевъ — нынѣ больше всѣхъ судей противъ братьевъ; называвшій икону не просто, но святою иконою, — Христа ли, Богородицы, или кого-либо изъ святыхъ, — теперь сожигаетъ ихъ, истребляетъ, хулитъ, какъ неистовый звѣрь. Поэтому онъ и императору любезенъ, и надъ монастырями нашими начальствуетъ, и все дѣлаетъ несчастный къ оскорбленію Христа. Но увы мнѣ! Отъ меня постыдныя дѣла его. Впрочемъ онъ подобенъ родившему его по плоти; ибо и этотъ въ прежнія времена былъ начаткомъ нечестія, сходнаго съ Ерміевымъ [4]. Оба они бѣснуются; и Богъ не соединяетъ ворона съ голубемъ, но подобное съ подобнымъ. Таковы они. Да дастъ имъ Господь познаніе истины, уловленнымъ отъ діавола въ его волю! Васъ же съ тѣми, которыхъ мучитъ отступникъ, Христосъ да утвердитъ, да поддержитъ, да укрѣпитъ еще потерпѣть, алчущихъ, жаждущихъ, наготующихъ, бичуемыхъ, не имѣющихъ постояннаго пристанища, труждающихся, злословимыхъ, гонимыхъ, хулимыхъ, якоже отреби міру бывшихъ, всѣмъ попраніе, по словамъ великаго Павла (1 Кор. 4, 13), съ которымъ да будетъ и ваша часть! Братія, молитесь о насъ грѣшныхъ, чтобы намъ спастись, удостоившись хотя послѣдней степени всѣхъ защищающихъ (истину). Привѣтствуетъ васъ находящійся со мною братъ Николай. Благодать Божія со всѣми вами. Аминь (Тит. 3, 15).

Примѣчанія:
[1] Писано въ 818 году.
[2] Память священномученика Климента, епископа анкирскаго, 23 января.
[3] Вмѣсто Іереміи, вѣроятно, нужно читать: Захаріи.
[4] Еретикъ Ермій, отъ котораго получили свое названіе ерміане или ермогеніане, жилъ въ началѣ III вѣка. Другой Ермій, IV-го вѣка, былъ однимъ изъ вождей еретиковъ меесаліанъ.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 386-389.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0