Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
38. Къ братіямъ разсѣяннымъ
[1].

Ѳеодоръ всюду разсѣяннымъ братствамъ.

Радуйтесь, желанные мои братія и отцы; ибо радостныя вѣсти. Мы недостойные опять удостоились исповѣдать благое исповѣданіе; опять оба мы подверглись бичеванію за имя Господне. Ибо и братъ Николай подвизался прекрасно и вѣрно. Мы смиренные видѣли, какъ изъ плоти нашей текла кровь на землю, видѣли раны, гной и тому подобное. Не достойно ли это радости? Не достойно ли духовнаго веселія? Но кто я несчастный, чтобы мнѣ, непотребнѣйшему изъ всѣхъ людей, стать на ряду съ вами, достойными исповѣдниками Христовыми? Причиною, почему это случилось, было прежнее катихизическое посланіе, которое императоръ, получивши въ свои руки, отправилъ къ военачальнику съ приказаніемъ послать къ намъ начальника воинскаго отряда; этотъ, прибывъ съ вождями и воинами поздней ночью и внезапно съ крикомъ окруживъ домикъ, въ которомъ мы находились, какъ бы (напавъ) на какую-нибудь охотничью добычу, быстро при помощи землекоповъ разрушилъ ограду, потомъ вывелъ насъ, допрашивалъ, показывая посланіе. Мы признались, что дѣйствительно мы составили его, какъ благоугодно было Богу. Онъ же домогался только одного, чтобы мы согласились на волю императора. Мы сказали, что требовала истина: «да не будетъ, не отречемся отъ Бога нашего», и прочее, что слѣдовало отвѣчать по выслушаніи его. Затѣмъ онъ подвергъ насъ жестокому бичеванію. Братъ (Николай) не потерпѣлъ ничего особенно тяжкаго послѣ внезапнаго заключенія и наказанія; а я, смиренный и слабый, подвергшись сильной горячкѣ и невыносимымъ страданіямъ, едва не лишился и жизни; впрочемъ, благій Богъ вскорѣ милуя помиловалъ меня, при содѣйствіи брата, въ чемъ нужно было, хотя раны еще и остаются, не получивъ совершеннаго исцѣленія. Такъ это было, и я разсказалъ вамъ о страданіи въ той увѣренности, что вы желаете знать объ этомъ по сострадательности. Что же послѣ того? Тягчайшая угроза и строжайшее заключеніе. Ибо подъ страхомъ бичеванія (приказано) и стражамъ и надзирателю, чтобы мы даже не говорили шепотомъ, не только что не писали бы никому. Итакъ, убоимся ли мы и будемъ ли молчать, изъ страха повинуясь людямъ, а не Богу? Конечно, нѣтъ; но, доколѣ Господь не отверзетъ намъ дверь, мы не перестанемъ исполнять должное, сколько возможно для насъ, трепеща и боясь угрожающаго суда за молчаніе. Аще обинется, говоритъ Господь, не благоволитъ душа моя о немъ. И еще апостолъ: мы же нѣсмы обиновенія въ погибель, но вѣры въ снабдѣніе души (Евр. 10, 38-39).

Поэтому я и посылаю настоящее письмо свое ко всѣмъ братіямъ разсѣяннымъ и со скорбію испытывающимъ гоненіе, особенно же къ вамъ, исповѣдникамъ Христовымъ. Будемъ терпѣть, возлюбленные мои братія, еще болѣе укрѣпляясь, а не теряя мужества въ страданіяхъ. Мы — плоть; не будемъ же щадить ея; будемъ радоваться, подвергаясь мученіямъ ради Христа. Кто изобилуетъ подвигами, тотъ пусть болѣе радуется, какъ имѣющій преимущество въ наградахъ; кто боится испытать страданія отъ бичей, тотъ пусть отражаетъ страхъ, помышляя о вѣчныхъ мученіяхъ. Ибо ихъ удары въ сравненіи съ этими — сонъ и дѣтскія стрѣлы. Такъ прошу, умоляю: будемъ услаждаться скорбями ради Христа, хотя онѣ и весьма горьки для плоти; будемъ взирать на будущее и постоянное, а не на настоящее и преходящее. Охотно рѣшимся смѣшать кровь свою съ кровію мучениковъ, часть нашу съ частію исповѣдниковъ, дабы ликовать вмѣстѣ съ ними вѣчно. Кто благоразуменъ? Какъ мудръ? Кто хорошій стяжатель, чтобы отдать кровь и получить духъ, презрѣть плоть и получить царство? Любяй душу свою, погубитъ ю, сказалъ Господь, и ненавидяй души своея въ мірѣ семъ, въ животъ вѣчный сохранитъ ю (Іоан. 12, 25). Внемлемъ словамъ Его, послѣдуемъ за Нимъ. Идѣже есмь Азъ, говоритъ Онъ, ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26). А гдѣ Онъ? На крестѣ. И мы смиренные, какъ ученики Его, тамъ же. Прошу васъ не сѣтовать на это слово увѣщанія; ибо кратко письмо. Знайте, что мы грѣшные радуемся, а не унываемъ, пока только вы стоите въ Господѣ. Привѣтствуетъ васъ Николай, общникъ мой въ узахъ, трудахъ и борьбахъ, а вашъ братъ самый истинный. Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ, подвижники — подвижниковъ, гонимые — гонимыхъ, всѣ — любящихъ васъ по вѣрѣ. Кто не исповѣдуетъ Господа нашего Іисуса Христа описуемымъ по плоти, да будетъ проклятъ отъ Троицы! Благодать Господа нашего Іисуса Христа съ вами. Аминь (1 Ѳес. 5, 28).

Примѣчаніе:
[1] Писано въ 819 году.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 390-391.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0