Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
39. Къ Аѳанасію сыну.

Между прочимъ и то въ настоящіе дни благо для насъ, подвизающихся за истину Божію, что мы часто слышимъ голосъ другъ друга посредствомъ писемъ и сообщаемся сердечными чувствованіями. Ибо видишь, возлюбленный братъ, какъ письма приходятъ почти каждый день, соединяя насъ сильнѣйшею любовію. Посмотри, сколько благъ доставило гоненіе ради Христа, и еще можетъ доставить, если найдетъ насъ болѣе пылкими въ послѣдующее время, не боящимися ничего человѣческаго, но готовыми потерпѣть богоподобныя страданія, въ которыхъ подвизаешься и ты самъ, переводимый туда и сюда. Но благо будетъ тѣмъ, которые помогаютъ и соучаствуютъ въ твоихъ подвигахъ; ихъ я и прежде хорошо оправдывалъ и еще буду оправдывать.

Перехожу къ вопросу, оставляя дать опроверженіе на тѣ похвалы за дары, которыми ты превозносишь меня, чтобы не показалось, будто я сочувствую этимъ похваламъ. Я чуждъ всего добраго. Итакъ, когда великій Василій, свѣтъ міра, произнесъ приговоръ, то кто изъ имѣющихъ умъ осмѣлится совершенно противорѣчить ему? Этотъ же (приговоръ) находится въ одномъ изъ аскетическихъ вопросовъ, какъ ты указалъ, именно: «надобно ли лгать, имѣя въ виду что-нибудь полезное?» На это онъ отвѣчаетъ: «сего не дозволяетъ сказанное Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, который рѣшительно говоритъ, что ложь отъ діавола (Іоан. 8, 44), не показывая никакого различія во лжи. И апостолъ также свидѣтельствуетъ, написавъ: аще и подвизается кто, не вѣнчается, аще незаконно будетъ подвизатися (2 Тим. 2, 5)» [1]. Это — слова отца. Ты же говоришь, что въ этой главѣ замѣчается, что вопросъ (идетъ) о пользѣ (лжи), а не о необходимости; ибо то и другое — не одно и то же; а между тѣмъ въ другой главѣ то же свѣтило говоритъ, что за друзей должно полагать душу до смерти, будетъ ли другъ грѣшникъ или праведникъ [2]; такъ что отсюда у тебя рождается сомнѣніе, слѣдуетъ ли совершенно не лгать даже и въ крайнихъ случаяхъ, приводящихъ къ смерти брата, или полагать за него душу свою; ибо если я не солгу, говоришь ты, то другъ умретъ, а, солгавъ, я подвизаюсь незаконно и отпадаю отъ Бога. Дѣйствительно, этотъ предметъ ставитъ въ затрудненіе и меня и многихъ, я думаю. Впрочемъ, попытаюсь, какъ могу, дать отвѣтъ любви твоей, при помощи Божіей. Что полезное и необходимое, по этому замѣчанію, не тожественно, это истинно. Ибо первое случайно; напримѣръ, полезно бесѣдовать мнѣ съ такимъ-то о томъ-то, но, хотя бы я и не сталъ бесѣдовать, (для него) есть возможность достигнуть искомаго. И еще: полезно, чтобы такой-то обратился, но, хотя бы я сегодня и не обратилъ его, онъ, можетъ быть, завтра обратится. Таково полезное, т. е. случайное. А необходимое — неизбѣжно; оно отнюдь не можетъ быть допускаемо такъ и иначе; напримѣръ, если я не посвященъ въ таинства, то невозможно, чтобы я не крестившись получилъ спасеніе. И еще, если я скажу: я могу не дышать и жить, — это ложь; ибо необходимо дышать, безъ чего невозможно и жить.

Итакъ, заповѣди Божіи изречены неложными устами въ значеніи необходимомъ и необходимо должны быть соблюдаемы, а не извращаемы такъ, чтобы можно было то соблюдать ихъ, то нѣтъ, или такому-то соблюдать, а такому-то нѣтъ, или иногда соблюдать, а иногда нѣтъ, но — всегда, всякимъ лицемъ и во всякое время. Поэтому и сказалъ великій Василій: «не показавъ никакого различія во лжи», такъ что отвѣтъ касается необходимаго, хотя вопросъ предложенъ какъ бы о случайномъ; ибо полезное и случайное, какъ я сказалъ, тожественно. А послѣ что будетъ, спрашиваешь ты, въ случаѣ смерти брата отъ того, что я не рѣшился солгать? Но это, я думаю, не ложь; для чего представлю какой-нибудь примѣръ на себѣ самомъ. Приходитъ ко мнѣ дѣвица, преслѣдуемая какимъ-нибудь развратникомъ, и проситъ: не открывать развратнику, если онъ спроситъ, не у тебя ли я скрываюсь, потому что онъ непремѣнно растлитъ меня. Итакъ, когда развратникъ приходитъ и спрашиваетъ: не пришла ли дѣвица сюда къ тебѣ? если я говорю: нѣтъ, то не лгу, такъ какъ не имѣю въ мысляхъ, будто у меня нѣтъ дѣвицы, но умолчаніемъ выражаю, что онъ не совершитъ у меня этого зла. Еще другой примѣръ: вручаетъ кто-нибудь мнѣ мечъ, которымъ хочетъ умертвить самого себя, и потомъ пришедши требуетъ его отъ меня. Тогда, если я скажу, что не знаю и не получалъ его, я не солгу; ибо я говорю: не знаю и не получалъ, чтобы отдать тебѣ мечъ для убійства; иначе, если я скажу: да, то дѣвица подвергнется растлѣнію и вручившій мнѣ мечъ умертвитъ себя; а это — зло. Зло же не отъ добра, а отъ лжи; ибо отецъ лжи — виновникъ зла. Напротивъ, дѣвицѣ не подвергаться растлѣнію и отдавшему мечъ не умерщвлять себя, это — добро; добро же есть истина; ибо Богъ — благость вмѣстѣ и истина. Итакъ найдено, что казавшееся ложью есть несомнѣнная истина. Такимъ образомъ и душу я положилъ за друга въ томъ, что, повидимому, казалось ложью, и заповѣдь съ той и другой стороны осталась ненарушенною, получивъ исполненіе не во лжи, а въ истинѣ. Впрочемъ, не должно дѣлать это ради себя самого, чтобы мнѣ не умереть; ибо здѣсь ложь. Также никогда не клянись для спасенія или себя, самого или другого; ибо это — явное преступленіе. Такъ это мнѣ кажется. Такъ и Сарра сказала Авимелеху: сестра есмь Аврааму (Быт. 12, 13). И пророкъ Іеремія вопрошавшимъ его начальникамъ: что глагола тебѣ царь, отвѣчалъ одно вмѣсто другого, какъ внушилъ ему царь по страху смерти, и въ то время (подъ страхомъ) его собственной (смерти) (Іер. 38, 25-27). И въ изреченіяхъ отцовъ содержится подобное. Если же что-нибудь найдешь ты самъ отъ себя, или при помощи другого, не откажись сообщить намъ для познанія истины и просвѣщенія темнаго ума нашего. Страждущаго вмѣстѣ съ тобою привѣтствую. Находящійся со мною привѣтствуетъ тебя.

Примѣчанія:
[1] Вопр. 76 (Твор. въ русск. перев., т. V, стр. 231. М. 1892).
[2] Вопр. 176. Тамъ же, стр. 272-273.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 391-394.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0