Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
40. Къ Навкратію сыну
[1].

Ты всегда имѣешь обыкновеніе дѣлать большое предисловіе въ письмѣ, собирая намъ недостойнымъ множество похвалъ, которыя несправедливы, но служатъ выраженіемъ дружеской расположенности. А я пишу кратко. Что же именно? Да здравствуешь ты въ Господѣ, братъ мой, болѣе и болѣе воспламеняясь всегда любовію Христовою, чтобы переносить бѣдствія ради Него и не опускать ничего по безпечности! Да будетъ у тебя и такая горячность, чтобы тебѣ воспѣвать вмѣстѣ съ святымъ Давидомъ: имже образомъ желаетъ елень на источники водныя, сице желаетъ душа моя къ тебѣ, Боже (Псал. 41, 2)! А дѣйствительно воспѣвать это можетъ тотъ, кто имѣетъ сердце чистое, или очищаемое; ибо «гдѣ очищеніе, тамъ озареніе», какъ говоритъ Богословъ [2]. Какъ блаженна та душа, для которой терпѣть все ради Христа весьма вожделѣнно, а всякое плотское дѣло является мерзостью. Молись, братъ, чтобы мнѣ обонять такое благоуханіе, испытавъ страданія. Это — первое мое слово. Второе — объ Анатоліи. Какъ прискорбно для меня его паденіе! Впрочемъ, я одобрилъ твое врачеваніе. Позаботься еще о немъ по братской расположенности. Третье — о предметахъ, предложенныхъ тобою.

1) Если православный, обличенный въ необщеніи (съ еретиками), перекрестится (и скажетъ имъ): «я имѣю общеніе», тогда какъ еретики не требовали отъ него ничего другого; а самъ онъ тайно имѣлъ въ мысляхъ: «я имѣю общеніе съ православными»; это — не икономія, но измѣна истинѣ. Ему епитимія въ половину противъ того, кто всецѣло вступалъ въ общеніе съ ересью; а какая именно, излишне было бы повторять одно и то же дважды, когда уже было объ этомъ спрашиваемо и отвѣчаемо.

2) Если кто, по убѣжденію нечестивыхъ, на ихъ глазахъ выдастъ пресвитера, который укрывался относительно православнаго догмата и не поминалъ еретика, и будетъ отъ него причащаться святыхъ таинъ, то и онъ, какъ измѣнникъ истинѣ, долженъ подвергнуться епитиміи — отлученію отъ святыхъ таинъ на годъ.

3) Если кто, поклявшись, что онъ не покланяется божественной иконѣ и не принималъ также православнаго монаха но послѣ клятвы, сознавъ свое паденіе, раскается и станетъ тайно покланяться, то это — тяжкое паденіе; онъ уже сдѣлался отступникомъ отъ Христа, Богородицы и святыхъ; поэтому долженъ быть отлученъ отъ святыхъ таинъ на три года, при великомъ снисхожденіи.

4) Если кто изъ страха замажетъ икону Христа или кого-либо изъ святыхъ, тотъ долженъ быть отлученъ отъ пріобщенія на годъ.

5) Если какой-нибудь священникъ предъ всѣми поминаетъ еретика, а наединѣ, бывъ приглашенъ кѣмъ-либо изъ православныхъ въ часовню, уклоняется поминать еретика, то слѣдуетъ ли истинному христіапину молиться въ такой часовнѣ? Ни въ коемъ случаѣ.

6) Можетъ ли кто-нибудь въ случаѣ собственной епитиміи по справедливости принимать кого-либо себѣ въ сообщество для облегченія епитиміи? Относительно пріобщенія — никогда, а относительно прочаго это не запрещается. Но и въ милостыняхъ онъ не можетъ самъ собою убавить что-нибудь изъ назначеннаго. Ибо налагающій епитимію, конечно, знаетъ и лице и время и внѣшнія обстоятельства, чтобы назначить облегченіе. Ограничить же это предѣломъ, при существующихъ случайныхъ правилахъ, невозможно, какъ сказалъ самъ Василій Великій. Ибо, предоставляя епископу власть прибавленія или уменьшенія (епитиміи), онъ постановилъ правило не на основаніи необходимости или неизбѣжности, а примѣняясь къ случайности, такъ что назначающій ее долженъ смотрѣть, какъ назначаетъ [3]. Такъ и я смиренный не опредѣлительно, а по требованію или въ видѣ совѣта, какъ я часто говорилъ, отвѣчаю на предложенные мнѣ отъ тебя, или отъ кого-либо другого, вопросы. Впрочемъ, молись о моемъ смиреніи, помогая посильно ратоборствующимъ по дѣламъ студійскимъ, сколько и гдѣ ты можешь въ Господѣ. Братъ Николай привѣтствуетъ тебя.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 816 году.
[2] Григорій Богословъ, Слово на святые свѣты (Творенія въ русск. перев., т. III, стр. 213. М. 1889).
[3] Къ Амфилохію пр. 74 (Творенія въ русск. пер., т. VII, стр. 103. М. 1892).

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 391-394.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0