Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
42. Къ Ѳалелею сыну.

То, что высказалъ ты въ письмѣ, я прочиталъ, сынъ мой; а отъ меня въ отвѣтъ тебѣ вотъ что: отлучатися намъ отъ всякаго брата, безчинно ходящаго, заповѣдуетъ святой апостолъ (2 Ѳес. 3, 6). Какъ же говоритъ Григорій алелфійскій, что вы неосновательно отвращаетесь отъ него, когда онъ не только безчинно (ходитъ), но и совершенно соединился съ иконоборцами, подписавшись подъ ересью, вкушая пищу и питіе и обращаясь вмѣстѣ съ ними? Если же онъ скажетъ, что онъ раскаялся и исполняетъ епитимію, то пусть докажетъ это письменнымъ исповѣданіемъ, проклявъ еретиковъ вмѣстѣ съ ересью и ни въ коемъ случаѣ не вступая въ общеніе съ ними. А доколѣ онъ не сдѣлаетъ этого, да будетъ чуждъ для васъ, боящихся Господа. Ибо онъ лукавствуетъ подъ личиной раскаянія, увлекая васъ и тайно распространяя пагубныя рѣчи, повидимому какъ бы отъ лица противниковъ. Поэтому и ты, какъ слабѣйшій, заразившись бесѣдою его, сталъ недоумѣвать о томъ и другомъ. Но такъ какъ ты просилъ разрѣшенія, то прими съ благоразуміемъ. Изреченіе Златоуста въ похвальномъ словѣ святому Роману: «нашъ Христосъ стѣнами не ограничивается (οὐ περιγράφεται)», надобно принимать не просто, но узнавъ, съ кѣмъ бесѣдуя онъ сказалъ это [1]; ибо въ бесѣдахъ должно обращать вниманіе и на время, и на лице, и на образъ рѣчи: время, потому что не одно и то же заповѣдано и древнимъ и находящимся подъ благодатію; лице, потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образъ рѣчи, потому что не одно и то же — говорить догматически и предлагать простѣйшую рѣчь. Съ кѣмъ же бесѣдовалъ Златоустъ? Съ православнымъ ли, выставлявшимъ икону Христову? Нѣтъ; а съ язычникомъ, который приписываетъ превысшей Винѣ всего свойства самыхъ нисшихъ существъ, по замѣчанію божественнаго Діонисія [2], и полагаетъ, что она нисколько не превышаетъ составляемыхъ имъ безбожныхъ и разнообразныхъ изображеній. Поэтому хорошо и совершенно справедливо сказалъ отецъ: «нашъ Христосъ стѣнами не ограничивается»; надобно подразумѣвать: по божескому естеству, подобно его богамъ, помѣщаемымъ на стѣнахъ и тамъ заключаемымъ, не имѣющимъ въ себѣ ничего иного умопостигаемаго, кромѣ того, что представляется взорамъ смотрящихъ. У нихъ есть глаза, но не видятъ; есть уши, но не слышатъ; есть руки, но не осязаютъ; есть ноги, но не ходятъ; есть ноздри, но не обоняютъ, — какъ они обличаются пророкомъ (Псал. 113, 13-15).

А нашъ Христосъ есть не только человѣкъ въ собственномъ смыслѣ и истинно по видимому образу, такъ какъ Онъ сдѣлался подобнымъ намъ по всему, и по тѣлу, и по душѣ, и по возрасту, и по всѣмъ другимъ свойствамъ человѣческой природы, кромѣ одного грѣха, но и Богъ по естеству и по истинѣ, одинъ и тотъ же — то и другое. Напримѣръ, скажу такъ, какъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ самъ Златоустъ: «Онъ до́лу утомляется, а горѣ́ управляетъ стихіями; до́лу алчетъ, а горѣ́ наводитъ дожди; до́лу повинуется, а горѣ́ производитъ громы; до́лу предстоитъ предъ судилищемъ, а горѣ́ созерцаетъ все». Поэтому онъ и сказалъ къ язычнику: «нашъ Христосъ стѣнами не ограничивается», и не думалъ, что надобно точнѣе объяснить это изреченіе ради нынѣ свирѣпствующей ереси. Но ясно, что утомляющагося, алчущаго, повинующагося и предстоящаго предъ судилищемъ святой безъ сомнѣнія представлялъ изображаемымъ по тѣлееному виду или на стѣнѣ красками, или на картйнѣ; объяснять же предметы столь очевидные ему не было причины. Ибо если онъ видѣлъ безплотнаго ангела на иконѣ, какъ говоритъ онъ, то неужели не созерцалъ воплотившагося Христа изображаемымъ на иконѣ? Безумно думать что-нибудь подобное объ этомъ святомъ. Итакъ, если они пользуются имъ во свидѣтельство своего нечестиваго ученія, то почему отвергаютъ его же, не допуская изображеній ангела или кого-либо изъ богоносныхъ мужей, тогда какъ Златоустъ въ одномъ мѣстѣ говоритъ: «какъ вы поступали съ его именемъ, такъ поступали и съ его изображеніемъ», т. е. святого Мелетія; «многіе начертывали этотъ святой образъ и на перстняхъ, вмѣсто камней, и на стаканахъ, и чашахъ, и на стѣнахъ брачныхъ чертоговъ, и вездѣ?» [3]. Однако, они не позволяютъ и его слушать. Относительно сказанія о святомъ Панкратіѣ, если неизвѣстно, кѣмъ оно написано, что изъ этого? Почти всѣ сказанія о мученикахъ не имѣютъ такихъ надписей, и, однако, они подлинныя, и оттуда исходятъ учители, составляя похвалы въ честь мучениковъ. Святой Панкратій почитается въ Сициліи, въ величайшемъ храмѣ, въ которомъ, говорятъ, бывали и знаменія. Такимъ образомъ, не принимающій сказанія, очевидно, вмѣстѣ возстаетъ противъ мученика. Объ этомъ такъ въ немногихъ словахъ. Ты же, сынъ мой, будь здоровъ и спасайся, и далеко отходи отъ Григорія, чтобы онъ не погубилъ тебя при неосторожности.

Примѣчанія:
[1] Творенія св. Іоанна Златоуста въ русск. пер., т. II, кн. 2, стр. 661. СПб. 1899.
[2] О небесной іерархіи, гл. 9, отд. 3. Въ русск. пер. стр. 38. М. 1898.
[3] Творенія св. Іоанна Златоуста въ русск. пер., т. II, кн. 2, стр. 558. СПб. 1899.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 396-398.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0