Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
43. Къ заключенной.

Я прочелъ письмое твоего благочестія: но для чего похвала, которую высказала ты намъ, чуждымъ всего добраго? Для чего и требованіе назидательнаго слова отъ насъ, которые не въ состояніи напоить себя самихъ, не только что источать потоки еще для другихъ? Впрочемъ, такъ какъ написано: всякому просящему у тебе дай (Лук. 6, 30), то прими нѣсколько словъ отъ нашего убожества. У тѣхъ, которые обращаются къ общественной жизни, око ума не можетъ быть такъ чисто, чтобы безпрепятственно взирать на красоту славы Божіей, слѣпотствуя отъ плотского пристрастія, какъ бы отъ нѣкотораго гноя. А для насъ, которымъ должно отречься отъ всего и заповѣдано взять одинъ только крестъ Христовъ, удобно созерцать Бога, т. е. ничего иного не имѣть и не думать, кромѣ того, какъ бы угодить Господу, служить Ему чистымъ сердцемъ, отвергнувъ всякое плотское расположеніе. Да будетъ же ограда вашего заключенія городомъ Божіимъ, украшеннымъ добродѣтелями, какъ бы золотомъ, съ ключами не только по тѣлу, но и по духу! Итакъ, вамъ надлежитъ удаляться отъ лицезрѣнія мужчинъ, привязанности къ кровнымъ, дружбы ко всему міру, а обращаться самимъ между собою и имѣть одну душу и одно сердце, по примѣру вѣровавшихъ въ началѣ при апостолахъ. Игуменья пусть игуменствуетъ такъ, какъ бы представляя образъ Христа, напередъ творя, а потомъ такимъ образомъ и уча (Дѣян. 1, 1), ничего не опуская на дѣлѣ показать изъ того, что заповѣдано. Подчиненная должна слушаться и покоряться такъ, какъ бы исполняя послушаніе самому Христу. Гдѣ есть это, тамъ плодъ всякаго добраго дѣланія, а гдѣ нѣтъ, тамъ совершенно противное, отдѣльныя сборища, споры, наушничества, самообогащеніе, надменность, пристрастіе какъ одной къ другой, такъ и ко внѣшнимъ или родственникамъ, или другимъ близкимъ.

Таково въ краткихъ словахъ напоминаніе объ этомъ. Я же смиренный увѣщеваю васъ имѣть вмѣстѣ съ жизнію и чистую вѣру, ни въ коемъ случаѣ не вступать въ общеніе съ христоборною ересью, которая нисколько не отличается отъ іудейства, отвергая спасительное домостроительство Христово чрезъ отверженіе досточтимыхъ иконъ и самого Христа, и Богородицы, и всѣхъ святыхъ; ибо образъ тождественъ съ первообразомъ по чести и поклоненію, какъ, напримѣръ, самый животворящій Крестъ и изображеніе его. Итакъ, не отрицайтесь Христа вы, носящія Христа въ святомъ одѣяніи, чтобы чрезъ это не погубить столько трудовъ, которые вы переносите, проводя дѣвственнную жизнь въ заключеніи, и не стать, — о чемъ, о, если бы ни мыслить, ни говорить! — на сторонѣ противной; но зная, что ни жизнь безъ правой вѣры, ни вѣра безъ божественныхъ дѣлъ не можетъ спасти, сіяйте тѣмъ и другимъ во славу Божію, къ хвалѣ Церкви, къ достиженію обѣтованныхъ вѣчныхъ благъ, молясь и о насъ грѣшныхъ, чтобы намъ спастись.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 398-399.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0