Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
48. Къ братіямъ разсѣяннымъ.

Ѳеодоръ всюду разсѣяннымъ братствамъ, съ подвизающимися въ исповѣданіи Христовомъ, радоватися.

Всякую радость можно находить, братія мои, въ настоящихъ скорбяхъ; ибо ради Христа и гоненіе гонимыхъ, и заключеніе заключенныхъ; прибавлю еще: и бичеваніе бичуемыхъ. Поэтому я не перестану и всѣмъ вмѣстѣ и каждому порознь взывать, внушать, напоминать, хотя я знаю, что вы тверды въ вѣрѣ и внутри себя имѣете убѣжденіе и внушеніе. Однако, я грѣшный долженъ привнести нѣчто и отъ себя, въ особенности, когда и любовь побуждаетъ къ тому. Ревную бо по васъ Божіею ревностію (2 Кор. 11, 2); не имѣя въ себѣ, чѣмъ бы хвалиться, хвалюсь вашими исповѣдническими добродѣтелями. Вы для меня — радость и вѣнецъ, опора и непреоборимая сила. Итакъ, прошу и увѣщеваю всѣхъ оставаться непоколебимыми, со всѣмъ благодушіемъ и бодростію. Всегда радуйтеся, говоритъ божественный апостолъ, непрестанно молитеся. О всемъ благодарите (1 Ѳес. 5, 17-18). И подлинно не радость ли это и веселіе? Понеже съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся: аще бо съ Нимъ умрохомъ, то съ Нимъ и оживемъ: аще терпимъ, съ Нимъ и воцаримся, какъ написано (Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 11-12). Какое обѣтованіе, возлюбленные! Будемъ терпѣть, хотя бы ввергли насъ въ огонь; будемъ переносить, хотя бы отдали насъ звѣрямъ. Ибо такъ терпѣли подвизавшіеся отъ вѣка, мужи и жены, взирая на тамошнія блага, надеждами облегчая настоящія скорби, считая мученія удовольствіями и желая умноженія страданій, а не отвращаясь отъ нихъ, какъ (дѣлаютъ) старающіеся стяжать богатство больше сотоварищей, что знаете и вы сами, вкусившіе безсмертной сладости. О, міръ обманчивый! Какъ горько кажущееся у тебя сладкимъ, и смертоносно, и противно всякой радости и веселію! О, любовь Христова! У тебя благословеніе, и радость, и господство, и у владѣющихъ тобою! Видите, какими словами я ничтожный убѣждаю васъ, не превосходными, но дружественными. Тѣ, которымъ посѣщеніе Господне кажется медленнымъ, пусть представляютъ, что благость Божія ведетъ гонителей на покаяніе, а страждущихъ — на искушеніе (Рим. 2, 4); и пусть не падаютъ духомъ и не изслѣдуютъ судебъ Божіихъ. Благообразнымъ рабамъ не свойственно говорить: доколѣ? Этого не говорили ни преславный Іовъ, ни Петръ, ни Павелъ, много страдавшіе, и никто изъ мучениковъ. Недремлющее Око знаетъ, что нужно для тѣхъ и другихъ. Неужели ты не сожалѣешь о томъ, что такимъ образомъ собираеши себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія (Рим. 2, 5), гдѣ нѣтъ конца наказанію, и невозможно исчислить невыносимыя мученія въ огнѣ неугасимомъ? Поэтому надобно призывать васъ къ терпѣнію, сколько зависитъ отъ насъ, по крайней мѣрѣ, ради погибающихъ и потерявшихъ терпѣніе. Кто торопится видѣть смерть грѣшника, тотъ не можетъ имѣть миръ съ Богомъ; а хуже этого нѣтъ ничего. Ибо въ душевномъ смятеніи постоянно находится ищущій того, чего отвращается Богъ, и желающій того, чего Онъ не хочетъ. Отсюда сѣтованія, уныніе, ропотъ и прочіе плоды нечестія. Скажемъ же, братія: да будетъ воля Твоя (Матѳ. 6, 10), и притомъ отъ сердца; скотенъ быхъ у Тебѣ, и азъ выну съ Тобою (Псал. 72, 23). Такимъ образомъ умиротворенная душа будетъ имѣть дерзновеніе предъ Богомъ, съ готовностію — сто лѣтъ терпѣть ради Него страданія. Онъ не поспѣшитъ, хотя бы мы и молились объ ускореніи, и не замедлитъ, хотя бы мы умоляли о томъ, но придетъ тогда, когда это полезно, по праведному суду Бога, опредѣлившаго прежде сложенія міра. Молитесь о насъ грѣшныхъ, прошу васъ, чтобы намъ спастись. Братъ вашъ и мой Николай привѣтствуютъ всѣхъ. Благодать съ вами. Аминь.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 402-404.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0