Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
49. Къ отцамъ гонимымъ.

Гонимымъ ради Господа духовнымъ святымъ отцамъ моимъ Ѳеодоръ, нижайшій пресвитеръ и игуменъ студійскій, въ Господѣ радоватися.

И отъ одного православнаго получить письмо въ эти тяжкіе дни, не только что отъ многихъ собравшихся вмѣстѣ, такъ же необыкновенно въ настоящее время, какъ зимою — многолиственную розу. Это весьма пріятно моему смиренію, такъ что отъ самой надписи возрадовался духъ мой и исповѣдалъ должное Господу, Который и въ настоящее Ахаавово гоненіе оставилъ Себѣ столь многихъ мужей, иже не преклониша колѣна Ваалу (3 Цар. 19, 18). Ибо я думаю, что нынѣ оставшіеся непреклонными числомъ равны тогдашнимъ, состоя не только изъ отличившихся исповѣданіемъ, но и изъ спасшихся здѣсь и тамъ, въ пустыняхъ, въ горахъ, и въ вертепахъ, и въ пропастехъ земныхъ, по словамъ апостольскимъ (Евр. 11, 38), какъ и вашимъ обществомъ красуется треглавая гора, вмѣщающая васъ, какъ преблаженную славу. Итакъ, благодареніе Богу, богатящему васъ со всѣми, призывающими имя Его (Рим. 10, 12). Хвалю священное ваше изгнаніе, воспѣваю ваше жительство на горѣ, хотя бѣдственное, но богоугодное. Моисей на горѣ Синаѣ бесѣдовалъ съ Богомъ. Илія на горѣ Хоривѣ удостоился видѣть Бога, сколько возможно. Самъ божественный Іисусъ восходилъ на гору молиться почеловѣчески. Что это значитъ? Мнѣ кажется, что на это можно смотрѣть, какъ на знакъ духовнаго восхожденія. Ибо, какъ гора стоитъ выше подгорной равнины и долины, въ такой же мѣрѣ умъ молящагося возносится къ Богу на возвышенномъ мѣстѣ. Видите, возлюбленные, каково и какъ хорошо ваше пребываніе. Вспоминайте и о насъ грѣшныхъ и живущихъ здѣсь долу, чтобы намъ соединиться съ вами, парящими горѣ орлами Господними. Впрочемъ, объ этомъ довольно, хотя желаніе побуждаетъ сказать болѣе. Какъ вы дошли до такой мѣры смиренія, что пожелали отъ меня несвѣдущаго получить отвѣты на предложенные вами вопросы? Вы, по благодати Божіей, сами по себѣ знаете должное: а если нѣтъ, то (можете узнать) отъ преимуществующихъ и саномъ и словомъ; ибо есть много мужей, какъ извѣстно, отъ которыхъ надобно учиться. Итакъ, чтобы, думается мнѣ, не опечалить васъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и боясь ослушанія, я приступаю къ (исполненію) приказанія. И во-первыхъ скажу слѣдующее: эта ересь, хотя казалась предшественникамъ иначе или даже теперь кажется нѣкоторымъ не худою и не очень тяжкою, мнѣ непросвѣщенному кажется ничѣмъ инымъ, какъ отреченіемъ отъ Христа. Ибо, если въ образѣ выражается первообразъ, какъ говоритъ премудрый Діонисій, и если чествованіе образа относится къ первообразу, какъ говоритъ великій Василій; а нынѣ икона Христова унижена, отвергнута, попрана христоборцами; то въ иконѣ и чрезъ икону Христосъ отвергается, безславится, унижается поіудейски; нельзя вывести другого заключенія изъ такого зрѣлища. Поэтому теперь время плача и рыданія; поэтому и возстаютъ (противъ этого) столь многіе не только мужи, но и жены, такъ какъ Христосъ отвергается и словами и дѣлами, чего не видно было и при древнихъ ересяхъ: словами, потому что нечестивые говорятъ, будто не слѣдуетъ изображать Христа въ тѣлесномъ видѣ; дѣлами, потому что они истребляютъ всякую святую икону Христа, Богородицы, ангеловъ, всякаго святого и святой, по всѣмъ церквамъ, на всякомъ священномъ приношеніи, предавая ее огню, порицая, насмѣхаясь надъ великимъ таинствомъ благочестія, называя мерзостію изображеннаго Христа съ Его Матерію и служителями, какъ думать, говорить и дѣлать свойственно іудеямъ и язычникамъ. Арабы и скиѳы, зная стыдъ, не дѣлали ничего подобнаго. Какъ же это — не отверженіе домостроительства Христова? Впрочемъ (обратимъ) рѣчь къ предложеннымъ вопросамъ. Нѣкоторые пали по собственной волѣ, безъ принужденія; другіе вслѣдствіе бичеванія; иные вслѣдствіе угрозы и только ея одной; иные безъ угрозы и мученій, по одному только страху; иные изъ опасенія лишиться собственности; а нѣкоторые по невѣдѣнію. Этихъ обращающихся какъ должно принимать? Такъ, чтобы они являли всѣ достойные плоды покаянія. Какіе именно? Непричащеніе святыхъ таинъ, со слезами и усердною молитвою, первые — въ продолженіе трехъ лѣтъ, вторые — двухъ лѣтъ, третьи, четвертые и пятые, какъ первые, шестые — одного года. По исполненіи же этого, какъ нужно поступать съ ними? Кто изъ священнаго сонма, и не подписывался, и еще не участвовалъ въ нечестивомъ пріобщеніи, тотъ (пусть остается) въ клирѣ, въ которомъ онъ поставленъ. А кто подписался, тотъ пусть будетъ отлученъ отъ священнослуженія до православнаго собора, причащаясь, впрочемъ, святыхъ таинъ. Съ другими, которые имѣютъ общеніе съ совершенно нечестивыми по нуждѣ изъ страха, или отъ голода, или и безъ нужды, или по принужденію, а между тѣмъ признаютъ себя православными, можно ли вмѣстѣ вкушать пищу? Отнюдь нѣтъ, развѣ только принадлежащимъ къ низшему народу, и притомъ не безразлично, а по какому-нибудь необходимому случаю, разъ или дважды. Можно ли вкушать остатки отъ ихъ снѣдей по нуждѣ, или и безъ нужды, потому что на нихъ сдѣланъ былъ знакъ Креста? Если отъ священника, то нельзя; а если нѣтъ, то можно вкушать по нуждѣ. Можно ли входить въ ихъ часовню для молитвы, и можно ли совершать въ ней святое приношеніе съ собственною трапезою? Нельзя ни того, ни другого. Можно ли здороваться съ ними, говорить и привѣтствовать? Нѣтъ, какъ говоритъ великій Василій. Господь запретилъ (дѣлать имъ) общее привѣтствіе: случайно можетъ быть, но съ любовію и дружбою этого надобно избѣгать, дабы и здѣсь исполнялось: радоватися нечестивымъ не глаголите (2 Іоан. 10). Есть нѣкоторые изъ монашествующихъ, которые ни словомъ, ни дѣломъ не участвовали въ томъ, спасшись бѣгствомъ, и потомъ, по удаленіи нечестивыхъ, опять возвратились. Это хорошо. Если въ церкви было совершаемо богослуженіе нечестивыми, если однажды, то могутъ входить, совершая въ ней только молитвы, а если многократно, то пусть далеко уходятъ отъ нея. Есть нѣкоторые міряне и даже монахи, которые сильно ненавидятъ, или и оплакиваютъ нечестіе, но по угрозамъ безбожныхъ приступаютъ къ ихъ причащенію, считая его гибелью, а потомъ просятъ насъ молиться о нихъ. Слѣдуетъ ли причащать ихъ божественныхъ таинъ? Молиться можно, но не причащать, что ни говорили бы и не дѣлали бы они. Если они поставятъ на дорогахъ кресты, слѣдуетъ ли покланяться? Нѣтъ препятствій. Слѣдуетъ ли принимать ихъ приношенія? Нѣтъ. Это высказали мы, какъ Господь внушилъ намъ, не законодательно, — ибо мы не изъ іерарховъ, которымъ свойственно поставлять правила, — но въ видѣ совѣта, такъ какъ мы по достоинству равны съ вами, и такъ какъ, за неимѣніемъ іерархически обязанныхъ постановлять правила, мы по вашему настоянію приступили къ этому. Вы же, святѣйшіе отцы, простите, если что-нибудь изъ сказаннаго не нравится вамъ. Притомъ врачъ долженъ наблюдать свойства и души и тѣла и лица, и особенности времени, и наклонность, и страсть, и силу, и немощь, и такимъ образомъ составлять лекарства и врачевать, то уменьшая, то прибавляя, чего обнять вообще въ правилахъ невозможно, какъ опредѣлили и сами святые отцы наши.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 404-407.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0