Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
51. Къ Албенекѣ протоспаѳаріи.

Велико дѣло, котораго ты пожелала, и неудобоисполнимо, не только по причинѣ высокаго и небеснаго достоинства этой жизни, — ибо отреченіе (отъ міра) есть не что иное, какъ обѣтъ креста и смерти, у истиннаго монаха, — но и потому, что ты соединена съ мужемъ, съ которымъ разлучиться нельзя, какъ вздумается, потому что Богъ сочеталъ его съ тобою. Кто же можетъ разлучить, кромѣ Того, Кто сочеталъ, стремящуюся къ высшей жизни? Такимъ образомъ необходимо, по заповѣди святого Василія, напередъ хорошо устроить дѣла въ отношеніи къ супругу [1]. Что же именно? Открыть помыслъ расположенія, показать тщету и призрачность міра, какъ нѣтъ въ немъ ничего постояннаго, но все скоропреходяще, подобно тѣнямъ, хотя бы то было что-нибудь радостное, хотя бы пріятное, хотя бы счастливое, хотя бы утѣшительное, хотя бы самое царствованіе. Ибо все исчезаетъ, какъ цвѣтъ полевой. И не только это, но и неумолимый судъ постигнетъ жившихъ въ настоящемъ вѣкѣ по страстямъ, а не по заповѣдямъ Христовымъ, которыя исполнять трудно въ общественной жизни. Это говори, увѣщевай, склоняй, чтобы убѣдить его принять вмѣстѣ съ тобою намѣреніе отреченія. Что бо вѣси, жено, говоритъ апостолъ, аще мужа спасеши (1 Кор. 7, 16)? Притомъ въ надлежащее время. И если онъ согласится, то хорошо было бы; а если нѣтъ, тогда, если любовь Божія такъ воспламеняетъ тебя, дѣлай угодное тебѣ и безъ желанія супруга. Но, какъ выше сказано, это — дѣло неудобоисполнимое, особенно во дни гоненія, и потому, что ты не изъ простолюдиновъ, но изъ высшихъ и единокровныхъ съ царицею. Поэтому и надобно удивляться, какъ ты, находясь въ великой славѣ здѣшней жизни, отвращаешься отъ нея и желаешь облечься въ смиреніе Христово. Благословенъ Господь, внушающій такое желаніе; ибо въ сравненіи съ Божіею славою поистинѣ мерзость — почести суетной жизни. Итакъ, держись прекраснаго своего образа жизни. Ибо я слышу, какія ты совершаешь добрыя дѣла и какъ, отказываясь отъ царскихъ бесѣдъ, упражняешься сама съ собою и въ дѣлахъ добрыхъ. Можно спастись и въ этой жизни и вмѣстѣ съ мужемъ: а на будущее время, какъ Господь поможетъ, такъ и поступай, не огорчая супруга, но лучше склоняя его благочестивымъ поведеніемъ. Что касается сестры, то я сообщилъ ей, что пришло мнѣ на мысль. За эконома и возлюбленнаго сына много благодарю тебя, что ты ласково обращалась съ нимъ. Да обрящешь ты милость у Господа.

Примѣчаніе:
[1] Вопросъ 12-й. (Творенія въ русск. пер., т. V, стр. 200-201. М. 1892 г.).

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 407-408.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0