Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

Часть вторая.
LIV. Къ Василію патрицію.

Дѣломъ богоподобнаго снисхожденія твоего было не только допустить предъ лице твое брата нашего по духу и бесѣдовать съ нимъ, о чемъ угодно было, такъ ласково и просто, но и госпожу почитаемую мною патрицію, вмѣстѣ съ благороднѣйшими дѣтьми твоими, привести и заставить преклонить предъ нимъ не голову, а колѣна. О, величайшее твое смиренномудріе! О, боголюбезная мудрость! О, превосходная вѣра твоя между грѣшниками! И не лишишься ты награды за эту благосклонность. За это тебѣ все; а еще болѣе за добродѣтель ты, истинно господинъ мой по крови и по духу, сдѣлался любезнымъ для всѣхъ, знающихъ и видящихъ тебя. Свидѣтели этихъ словъ высокія преимущества твои, составляющія награду за добродѣтель, въ которой по закону природы воспитавъ сыновей и дочерей своихъ, вмѣстѣ съ супругою, ты явилъ ихъ дѣйствительными образами Твоего благочестія, точно узнаваемыми по отражающемуся въ нихъ твоему подобію.

Объ этомъ такъ. Какое же могу я, смиренный, найти слово утѣшенія по случаю смерти прекраснѣйшаго сына твоего, соименнаго Предтечѣ, которое хотя нѣсколько облегчило бы скорбь почтенныхъ душъ вашихъ? Тотъ же братъ извѣстилъ меня, какова печаль ваша, какія горячія слезы истекаютъ изъ глазъ, какіе вопли, сѣтованія и воздыханія, такъ что и я, услышавъ о всѣхъ доблестяхъ этого сына, испыталъ почти одинаковыя съ вашими страданія. О, какъ мы уподобились Давиду, воспѣвшему плачевный псаломъ о сынѣ! Если же онъ такъ сѣтовалъ о сынѣ преступномъ, мятежномъ и потерпѣвшемъ справедливое наказаніе отцеубійцы, то здѣсь что надобно сказать? Какое предложить слово? Умеръ сынъ, находившійся въ самомъ цвѣтущемъ возрастѣ, благовоспитанный по поведенію и по разуму, прекрасный нравомъ и рѣчью, при первомъ взглядѣ привлекавшій къ себѣ любовь взирающаго, и что еще важнѣе, чистый по тѣлу и свѣтлый по душѣ, первое по дѣвственности, — что достойно удивленія; ибо онъ не увлекался, подобно безумнымъ, но былъ выше страсти, — а второе по необщенію съ свирѣпствую/с. 411/щей нынѣ ересью. Въ немъ дивно сочетались непорочность души и непорочность тѣла. Какъ достохвальны родители, родившіе такого сына, произведши благороднѣйшую отрасль не только тѣлесно, но и духовно! Какъ блаженъ сынъ, подобный родителямъ и вмѣстѣ уподобившійся Христу, Который, почтивъ дѣвство рожденіемъ отъ Дѣвы, взялъ вслѣдъ за собою вашего сына, какъ сына свѣта! Что же? Плача ли достойно это событіе, или радости? Конечно, радости, хотя разлука съ нимъ причинила вамъ горесть. Онъ радуется нынѣ радостію на небесахъ, ставъ выше (другихъ). Поэтому намъ должно сорадоваться ему, радующемуся теперь, а не огорчать его печалію. Оканчиваю рѣчь, изъявляя благодарность за присланный подарокъ и прося извиненія.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 410-411.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0