Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 19. Образецъ умозрѣнія о днѣ воскресномъ и о субботѣ, и приточное ихъ значеніе.

День воскресный есть непріемлемая нами, пока мы съ плотію и кровію, тайна вѣдѣнія истины, и она превосходитъ помышленія. Въ семъ вѣкѣ нѣтъ дня осьмаго, ни субботы, въ подлинномъ смыслѣ. Ибо сказавшій: почи Богъ въ день седмый (Быт. 2, 2), означилъ отдохновеніе по совершеніи теченія жизни сей; потому что гробъ оный есть тѣло, и оно отъ міра. Шесть дней совершаются въ дѣланіи жизни, храненіемъ заповѣдей; седьмой день весь проводится во гробѣ, а осьмой въ исшествіи изъ гроба.

Какъ удостоиваемые пріемлютъ здѣсь тайны воскреснаго дня въ притчѣ, а не самый день въ существѣ его, такъ и подвижники пріемлютъ тайны субботы въ притчѣ, но не въ дѣйствительности самую субботу, которая есть отдохновеніе отъ всего скорбнаго и совершенное упокоеніе отъ безпокойствъ (ср. Евр. 4, 9-10). Ибо таинство, а не истинную дѣйствительность, устроять далъ намъ здѣсь Богъ. Истинная и несравненная суббота есть гробъ, показующій и знаменующій совершенное успокоеніе отъ тягости страстей и отъ сопротивнаго покою дѣланія. Тамъ субботствуетъ все человѣческое естество — и душа и тѣло.

Богъ въ шесть дней привелъ въ порядокъ весь составъ міра сего, устроилъ стихіи, приснодвижному ихъ движенію далъ благоустройство для служенія, и не остановятся онѣ въ теченіи до своего разоренія. Ихъ-то силою, то-есть, силою первобытныхъ стихій, составилъ Онъ и наши тѣла. Но и стихіямъ не далъ покоя въ движеніи ихъ, ни тѣламъ нашимъ, изъ стихій происшедшимъ, отдохновенія отъ дѣланія. Предѣлъ же отдохновенія отъ дѣланія положилъ въ насъ, до тѣхъ поръ, когда тѣла наши послѣдуютъ первому своему сродству, и это есть разрѣшеніе отъ жизни сей. Такъ и Адаму сказалъ: въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой. И долго ли будетъ сіе? дондеже возвратишися въ землю, отъ неяже взятъ еси, и которая возраститъ тебѣ тернія и волчцы (Быт. 3, 18-19). Вотъ тайны дѣланія жизни сей, пока ты живешь! Но съ той ночи, въ которую Господь изліялъ потъ, премѣнилъ Онъ потъ, изведшій тернія и волчцы, на потъ, проливаемый въ молитвѣ и вмѣстѣ въ дѣланіи правды.

Пять тысячъ и пять сотъ слишкомъ лѣтъ Богъ оставлялъ Адама трудиться на землѣ, потому что дотолѣ не у явися святыхъ путь, какъ говоритъ божественный Апостолъ (Ефес. 3, 5; Евр. 9, 8). Въ послѣдокъ же дней пришелъ и заповѣдалъ свободѣ одинъ потъ замѣнить другимъ пóтомъ, дозволилъ не отдохновеніе отъ всего, но премѣненіе всего; потому что, за продолжительность злостраданія нашего на землѣ, оказаль намъ Свое человѣколюбіе. Посему, если престанемъ проливать на землѣ потъ, то по необходимости пожнемъ тернія. Ибо оставленіе самой молитвы есть дѣланіе отѣлесенія земли, которая естественно произращаетъ тернія [1]. Дѣйствительно же страсти суть тернія, и произрастаютъ въ насъ отъ сѣянія въ тѣло (Гал. 6, 8). Пока носимъ на себѣ образъ Адамовъ, необходимо носимъ въ себѣ и страсти Адамовы. Ибо невозможно землѣ не произращать прозябеній, свойственныхъ природѣ ея. Порожденіе же ея естества есть земля тѣлъ нашихъ, какъ гласитъ Божіе свидѣтельство: земля, отъ неяже взятъ еси (Быт. 3, 19). Та земля произращаетъ тернія, а сія разумная — страсти.

Если Господь по всему былъ для насъ образомъ, въ таинствѣ, во всѣхъ различныхъ дѣйствіяхъ домостроительства Своего, и даже до девятаго часа пятка не преставалъ отъ дѣла и труда (а это есть тайна дѣланія нашего цѣлую жизнь), въ субботу же почилъ во гробѣ, то гдѣ утверждающіе, что въ жизни еще есть суббота, т. е. отдохновеніе отъ страстей? О днѣ же воскресномъ высоко для насъ и говорить. Наша суббота есть день погребенія. Тамъ дѣйствительно субботствуетъ естество наше. Ежедневно же, пока стоитъ земля, належитъ намъ нужда исторгать изъ нея тернія. За продолжительность только нашего дѣланія оскудѣваютъ сіи тернія, потому что не всецѣло очищается отъ нихъ земля. И если это такъ, и при временномъ облѣненіи, или при маломъ нерадѣніи, умножаются тернія, и покрываютъ лице земли, подавляютъ посѣянное тобою, и трудъ твой обращаютъ въ ничто: то каждый уже день должно очищать землю, потому что прекращеніе очищенія увеличиваетъ множество терній, отъ котораго да очистимся по благодати единосущнаго и единороднаго Сына Божія! Ему слава съ безначальнымъ Отцемъ и животворящимъ Духомъ во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Т. е. чрезъ прекращеніе молитвы земля сердца нашего грубѣетъ.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. – Изданiе третье, исправленное. Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. – С. 77-79.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0