Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 23. Посланіе, писанное къ одному брату, любителю безмолвія.

Поелику знаю, что любишь ты безмолвіе, и что діаволъ, зная волю твоего ума, подъ предлогами добра опутываетъ тебя во многомъ, пока не сокрушитъ и не препнетъ тебя въ добродѣтели, заключающей въ себѣ многіе виды добраго, то, чтобы мнѣ, какъ члену, тѣсно связанному съ тобою, добрый братъ, помочь благому твоему желанію полезнымъ словомъ, позаботился я написать, чтó самъ пріобрѣлъ у мужей, мудрыхъ добродѣтелію, и въ Писаніяхъ, и у Отцевъ, и собственнымъ опытомъ. Ибо, если человѣкъ не будетъ пренебрегать и почестями и безчестіями, и ради безмолвія терпѣть поношеніе, поруганіе, вредъ, даже побои, не сдѣлается посмѣшищемъ, и видящіе его не станутъ почитать его юродивымъ и глупцемъ: то не возможетъ онъ пребыть въ благомъ намѣреніи безмолвія, потому что, если человѣкъ однажды отворитъ дверь по какимъ-либо побужденіямъ, то діаволъ не престанетъ выставлять ему на видъ нѣкоторыя изъ сихъ побужденій, подъ многими предлогами, къ частымъ и безчисленнымъ встрѣчамъ съ людьми. Поэтому, если ты, братъ, истинно любишь добродѣтель такого безмолвія, которое не терпитъ въ себѣ ни разсѣянія, ни отторженія, ни отдѣленія, и которымъ побѣждали древніе, то найдешь въ такомъ случаѣ возможность совершить похвальное свое желаніе, какъ скоро уподобишься Отцамъ своимъ, и пріимешь намѣреніе въ себѣ показать житіе ихъ. А они возлюбили совершенное безмолвіе, не заботились выказывать любовь близкимъ своимъ, не старались употреблять силы свои на ихъ успокоеніе, и не стыдились избѣгать встрѣчи съ тѣми, которые почитаются людьми почтенными.

Такъ они шествовали, и не были осуждаемы людьми мудрыми и вѣдущими, какъ пренебрегающіе братіями, презрители, или нерадивые, или лишенные разсудка, чтó въ оправданіе ихъ и сказано однимъ почитающимъ безмолвіе и отшельничество паче сообщества съ людьми. «Человѣкъ, — говоритъ онъ, — который опытно постигаетъ сладость безмолвія въ келліи своей, не какъ пренебрегающій ближнимъ убѣгаетъ съ нимъ встрѣчи, но ради того плода, какой собираетъ отъ безмолвія». «Для чего, — спрашиваетъ онъ, — Авва Арсеній предавался бѣгству, и не останавливался, встрѣчая кого-либо?» Авва же Ѳеодоръ, если встрѣчалъ кого, то встрѣча его была какъ мечъ. Никому не говорилъ онъ привѣтствія, когда находился внѣ своей келліи. А святый Арсеній не привѣтствовалъ даже и приходящаго къ нему съ привѣтствіемъ. Ибо въ одно время нѣкто изъ Отцевъ пришелъ видѣть Авву Арсенія, и старецъ отворилъ дверь, думая, что это служитель его; но когда увидѣлъ, кто былъ пришедшій, повергся на лицо свое, и долго умоляемый встать, при увѣреніи пришедшаго, что пріиметъ благословеніе и уйдетъ, святый отказался, говоря: «не встану, пока не уйдешь». И не всталъ, пока тотъ не ушелъ. И дѣлалъ блаженный это для того, чтобы, если однажды подастъ имъ руку, снова не возвратились къ нему.

Посмотри же на продолженіе слова, и тогда не скажешь, что, можетъ быть, Арсеній пренебрегъ симъ Отцемъ, или кѣмъ другимъ, по малозначительности его, а иному ради чести его оказалъ лицепріятіе, и бесѣдовалъ съ нимъ. Напротивъ того, Арсеній равно бѣгалъ отъ всѣхъ, и отъ малыхъ и отъ великихъ. Одно было у него предъ очами — ради безмолвія пренебрегать сообщеніемъ съ людьми, будетъ ли то человѣкъ великій, или малый, и ради чести безмолвія и молчанія отъ всѣхъ понеcти на себѣ укоризну. И мы знаемъ, что приходилъ къ нему архіепископъ, блаженный Ѳеофилъ, а съ нимъ былъ и судія той страны, имѣвшій желаніе видѣть святого и оказать ему честь. Но Арсеній, когда сидѣлъ предъ ними, даже малымъ словомъ не почтилъ ихъ высокаго сана, хотя и очень желали они слышать слово его. И когда архіепископъ сталъ просить его о томъ, добрый старецъ помолчалъ немного, и потомъ говоритъ: «сохраните ли слово мое, если скажу вамъ»? Они изъявили согласіе, сказавъ: «да». Старецъ же сказалъ имъ: «если услышите, что тутъ Арсеній, не приближайтесь туда». Видишь ли чудный нравъ старца? Видишь ли пренебреженіе его къ человѣческой бесѣдѣ? Вотъ человѣкъ, познавшій плодъ безмолвія. Блаженный не разсуждалъ, что пришелъ учитель вселенскій и глава Церкви, но представлялъ въ мысли слѣдующее: «единожды навсегда умеръ я для міра, какая же польза отъ мертвеца живымъ?» И Авва Макарій укорилъ его исполненною любви укоризною, сказавъ: «что ты бѣгаешь отъ насъ?» Старецъ же представилъ ему чудное и достойное похвалы оправданіе, отвѣтивъ: «Богу извѣстно, что люблю васъ; но не могу быть вмѣстѣ и съ Богомъ и съ людьми». И сему чудному вѣдѣнію наученъ онъ не инымъ кѣмъ, но Божіимъ гласомъ. Ибо сказано было ему: «бѣгай, Арсеній, людей, и спасешься».

Ни одинъ праздный и любящій бесѣды человѣкъ да не будетъ столь безстыденъ, чтобы опровергать это, извращая слова Арсеніевы, и да не говоритъ вопреки сему, что это — изобрѣтеніе человѣческое, и изобрѣтено въ пользу безмолвія. Напротивъ того, это — ученіе небесное. И да не подумаемъ мы, будто бы сказано сіе было Арсенію въ томъ смыслѣ, чтобы бѣжать и удаляться ему отъ міра, а не въ томъ, чтобы бѣгать ему также и отъ братій! Послѣ того какъ оставилъ онъ міръ, пошелъ и поселился въ лаврѣ, снова молился онъ Богу, вопрошая: какъ можно жить ему добродѣтельно? — и говорилъ: «укажи мнѣ путь, Господи, какъ спастись», и думалъ, что услышитъ что-либо иное; но и во второй разъ услышалъ опять тотъ же Владычній гласъ: «бѣгай, Арсеній, молчи, и безмолвствуй. И хотя много пользы (сказано ему) въ свиданіи и въ бесѣдѣ съ братіями, однакоже не столько полезно для тебя бесѣдовать съ ними, сколько бѣгать отъ нихъ». И когда пріялъ сіе блаженный Арсеній въ Божественномъ откровеніи, и такъ какъ, когда былъ еще въ мірѣ, повелѣно ему бѣгать, и потомъ, когда былъ съ братіею, изречено то же самое, тогда увѣрился онъ и позналъ, что къ пріобрѣтенію доброй жизни недостаточно ему бѣгать только мірскихъ, должно же убѣгать отъ всѣхъ равно. Ибо можетъ ли кто противиться и прекословить Божественному гласу? Да и божественному Антонію сказано было въ откровеніи: «если желаешь безмолвствовать, иди не только въ Ѳиваиду, но даже во внутреннѣйшую пустыню». Посему, если Богъ повелѣваетъ намъ бѣгать отъ всѣхъ и столько любитъ безмолвіе, когда пребываютъ въ немъ любящіе Его, кто станетъ выставлять на видъ какіе-либо предлоги къ тому, чтобы пребывать въ собесѣдованіи и сближеніи съ людьми? Если Арсенію и Антонію полезны были бѣгство и осторожность, то кольми паче полезны они немощнымъ? И если тѣхъ, и въ словѣ, и въ лицезрѣніи, и въ помощи которыхъ имѣлъ нужду цѣлый міръ, Богъ почтилъ больше за ихъ безмолвіе, нежели за вспомоществованіе всему братству, лучше же сказать — всему человѣчеству, то кольми паче безмолвіе нужно тому, кто не въ состояніи хорошо охранять себя?

Знаемъ и о другомъ нѣкоемъ святомъ, что братъ его сдѣлался боленъ, и заключенъ былъ въ другой келліи. А поелику святый во все время болѣзни его превозмогалъ свою сострадательность и не приходилъ повидаться съ нимъ, то больной, приближаясь къ исшествію своему изъ жизни, послалъ сказать ему: «если ты не приходилъ ко мнѣ донынѣ, то прійди теперь, чтобы видѣть мнѣ тебя прежде отшествія моего изъ міра, или прійди хотя ночью, и я поцѣлую тебя, и почію». Но блаженный не согласился даже и въ этотъ часъ, когда природа обыкновенно требуетъ нашего состраданія другъ къ другу, и преступаетъ опредѣленіе воли, но сказалъ: «если выйду, то не очищусь сердцемъ моимъ предъ Богомъ, потому что нерадѣлъ посѣщать духовныхъ братій, естество же предпочелъ Христу?» И братъ умеръ, а онъ не видалъ его.

Поэтому никто по лѣности помысловъ да не выставляетъ на видъ, что сіе невозможно, да не ниспровергаетъ и да не обращаетъ въ ничто своего безмолвія, отвергнувъ Божій о немъ Промыслъ. Если святые побѣдили самое естество, какъ оно ни крѣпко, и если Христосъ любитъ, когда чествуютъ безмолвіе, между тѣмъ какъ оставляются въ пренебреженіи чада Его, то какая можетъ быть у тебя иная необходимость, которой ты не могъ бы пренебречь, когда подпадаешь ей? Оная заповѣдь, въ которой сказано: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всѣмъ умомъ твоимъ (Матѳ. 22, 37), болѣе цѣлаго міра, и естества, и всего, что въ естествѣ, вполнѣ исполняется, когда пребываешь въ безмолвіи своемъ. И заповѣдь о любви къ ближнему заключена въ немъ же. Хочешь ли, по Евангельской заповѣди, пріобрѣсти въ душѣ своей любовь къ ближнему? Удались отъ него, и тогда возгорится въ тебѣ пламень любви къ нему, и радоваться будешь при лицезрѣніи его, какъ при видѣніи свѣтлаго ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрѣнія любящіе тебя? Въ опредѣленные только дни имѣй свиданіе съ ними. Опытъ — дѣйствительно учитель для всѣхъ. Будь здоровъ. Богу же нашему благодареніе и слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. – Изданiе третье, исправленное. Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. – С. 111-116.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0