Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 29. Объ иныхъ образахъ и пониманіи различія вѣдѣнія [1].

Вѣдѣніе, которое занимается видимымъ или чувствами воспринимаетъ порядокъ онаго, называется естественнымъ. Вѣдѣніе же, которое пребываетъ въ области мысленнаго и своею собственною силою постигаетъ природу безплотнаго, именуется духовнымъ; потому что оно пріемлетъ ощущеніе духомъ, а не чувствами, и рожденіе сихъ двухъ [2] привходитъ въ душу отвнѣ, и она разумѣваетъ ихъ. А вѣдѣніе, достигшее Божественнаго, именуется сверхъестественнымъ, и оно паче недовѣдомо, и выше вѣдѣнія. И созерцаніе сего вѣдѣнія душа пріемлетъ не отъ вещества, которое внѣ ея, какъ въ первыхъ двухъ видахъ вѣдѣнія, но невещественно, внутри ея самой, туне, скоро и сверхъ чаянія является и открывается оно изъ самой внутренности, потому что, по слову Христову, Царствіе небесное внутрь васъ есть (Лук. 17, 21), и нельзя ожидать его въ извѣстномъ образѣ, и не съ соблюденіемъ оно приходитъ, но внутри образа, запечатлѣннаго въ сокровенномъ умѣ, открывается само собою, безъ помышленія [3] о немъ, потому что умъ не находитъ въ немъ вещества.

Первое вѣдѣніе рождается отъ непрестаннаго занятія и рачительнаго обученія; второе же — отъ добраго житія и разумной вѣры, а третье наслѣдуется одной вѣрой, потому что ею упраздняется вѣдѣніе, дѣла пріемлютъ конецъ, и чувства дѣлаются излишними для употребленія. Посему вѣдѣніе чествуется, въ какой мѣрѣ нисходитъ отъ сего предѣла; и чѣмъ болѣе нисходитъ, тѣмъ паче чествуется. И когда достигаетъ земли и земного, тогда всѣмъ владычествуетъ вѣдѣніе, и безъ него всякое дѣло хромо и несовершенно. Когда же душа созерцаніе свое возвыситъ горѣ, и мысли свои простретъ въ пренебесное, и возжелаетъ того, что незримо тѣлесными очами, и что не во власти плоти, тогда во всемъ дѣйствуетъ вѣра, которую и намъ да даруетъ Господь Іисусъ Христосъ, сый благословенъ во вѣки, аминь (Рим. 9, 5).

Примѣчанія:
[1] Еще иное различіе вѣдѣній.
[2] Видовъ вѣдѣнія, естественнаго и духовнаго.
[3] Безъ участія заботы о немъ.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. – Изданiе третье, исправленное. Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. – С. 132-133.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0