Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 21 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 35. О любви къ міру.

Истинно слово, сказанное Господомъ, что человѣку невозможно съ любовью къ міру пріобрѣсти любви къ Богу, и нѣтъ возможности при общеніи съ міромъ вступить въ общеніе съ Богомъ, и съ попеченіемъ о мірѣ имѣть попеченіе о Богѣ. Какъ скоро оставимъ Божіе по тщеславію или нерѣдко по недостатку потребнаго для тѣла, многіе изъ насъ уклоняются въ иные стороны. Иные изъявили согласіе трудиться для Царства небеснаго, и не помнятъ обѣтованія, какое изрекъ Господь (Матѳ. 6, 25-34): «если все попеченіе ваше приложите о Царствѣ небесномъ, не лишу васъ удовлетворяющаго потребностямъ естества видимаго, но все пріидетъ къ вамъ вмѣстѣ съ прочимъ. Ибо не оставлю васъ имѣть попеченіе о себѣ самихъ» [1]. О бездушныхъ птицахъ, ради насъ созданныхъ, печется Господь; ужели же вознерадитъ о насъ? Сіе невозможно. Кто печется о духовномъ или о чемъ-нибудь служащемъ духовному, тому доставляется тѣлесное безъ попеченія о томъ, сколько и когда то нужно. А кто печется о тѣлесномъ сверхъ потребности, тотъ невольно отпадаетъ отъ Бога. Если же мы постараемся имѣть попеченіе о томъ, что служитъ къ славѣ имени Господня, то Господь попечется о томъ и о другомъ [2], по мѣрѣ подвига нашего.

Впрочемъ, не будемъ стараться искушать Бога въ тѣлесномъ, взамѣнъ душевныхъ нашихъ дѣлъ, но всѣ дѣла свои направимъ къ надеждѣ будущихъ благъ. Кто изъ любви къ душѣ своей единожды предалъ себя добродѣтели и возжелалъ совершить дѣланіе ея, тотъ не печется послѣ сего о тѣлесномъ, есть ли это у него или нѣтъ. Въ отношеніи этого [3] Богъ нерѣдко попускаетъ, чтобы добродѣтельные искушаемы были чемъ-либо таковымъ [4], и попускаетъ, чтобы отовсюду возставали противъ нихъ искушенія: поражаетъ ихъ въ тѣлѣ ихъ, какъ Іова, ввергаетъ ихъ въ нищету, дѣлаетъ, что отступаются отъ нихъ люди, поражаетъ ихъ въ томъ, что пріобрѣтено ими [5]; только къ душамъ ихъ не приближается вредъ. Ибо невозможно, чтобы, когда идемъ путемъ правды, не встретилась съ нами печаль, тѣло не изнемогало бы въ болѣзняхъ и страданіяхъ, и пребывало бы неизмѣннымъ, если только возлюбимъ жить въ добродѣтели. Если же человѣкъ проводитъ жизнь по волѣ своей, или предаваясь зависти, или губя душу свою [6], или дѣлая что-либо иное вредное для него, то подлежитъ онъ осужденію. А когда пойдетъ онъ путемъ правды, и совершаетъ уже шествіе свое къ Богу, и имѣетъ многихъ подобныхъ себѣ, и встрѣчается съ нимъ что-либо таковое [7], то не подобаетъ ему уклоняться отъ стези своей, но долженъ онъ съ радостію, безъ пытливости, принимать это и благодарить Бога, что послалъ ему благодать сію, и что сподобился онъ ради Бога впасть въ искушеніе, и содѣлаться сообщникомъ въ страданіяхъ съ Пророками, Апостолами и прочими святыми, ради пути сего претерпѣвшими скорби. Отъ людей ли, отъ демоновъ ли, отъ тѣла ли прійдутъ на него искушенія (невозможно же, чтобы пришли и были попущены безъ Божія мановенія), да будетъ сіе для него поводомъ къ праведности. Ибо невозможно, чтобы Богъ возжелавшему пребывать съ Нимъ оказалъ благодѣяніе какъ иначе, а не пославъ на него искушенія за истину, потому что человѣкъ не можетъ самъ собою, безъ благодати Христовой, сподобиться сего величія, т. е. за божественные сіи труды войти въ искушеніе — и возрадоваться. О семъ свидѣтельствуетъ святой Павелъ. Ибо столь велико дѣло сіе, что Апостолъ явно называетъ дарованіемъ, когда человѣкъ уготовляется пострадать ради надежды на Бога. Павелъ говоритъ: отъ Бога даровася намъ сіе, не токмо еже въ Него вѣровати, но и еже по Немъ страдати (Флп. 1, 29). Такъ и святой Петръ написалъ въ посланіи своемъ: когда страждѣте правды ради, блажени есте (1 Петр. 3, 14), потому что содѣлались общниками страстей Христовыхъ (Флп. 3, 10). Наконецъ, не надлежитъ тогда тебѣ радоваться, когда живѣшь пространно, въ скорбяхъ же посуплять лице, и почитать ихъ чуждыми пути Божію. Ибо стезя его [8] отъ вѣка и отъ родовъ крестомъ и смертію пролагается. А у тебя откуда такая мысль [9]? Дознай изъ сего, что ты внѣ пути Божія, и удаляешься отъ него. По стопамъ ли святыхъ хочешь итти, или намѣреваешься устроить себѣ иной, особенный путь, и по немъ ходить не страдая?

Путь Божій есть ежедневный крестъ. Никто не восходилъ на небо, живя прохладно [10]. О пути же прохладномъ знаемъ, гдѣ онъ оканчивается. Богу неугодно, чтобы безпечнымъ былъ тотъ, кто Ему предалъ себя всѣмъ сердцемъ. Попеченіе же его должно быть объ истинѣ. А изъ сего познается, что подъ Божьимъ онъ Промысломъ, когда Богъ непрестанно посылаетъ ему печали.

Промыслъ никогда не попускаетъ, чтобы живущіе въ искушеніяхъ впадали въ руки демонскіе, особливо если они лобызаютъ ноги у братіи, прикрываютъ и утаиваютъ ихъ вины, какъ бы свои собственные. Кто хочетъ въ мірѣ семъ не имѣть попеченій [11], и вожделѣваетъ этого, но желаетъ и въ добродѣтели упражняться, тотъ не на ея пути. Ибо праведные не только по волѣ своей подвизаются въ добрыхъ дѣлахъ, но и невольно выдерживаютъ сильное бореніе съ искушеніями, во испытаніе своего терпѣнія. Душа, имѣющая въ себѣ страхъ Божій, не боится чего-либо такого, чтó вредитъ ей тѣлесно, потому что на Бога уповаетъ отнынѣ и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ отношеніи тѣлеснаго.
[2] Т. е. о духовномъ и тѣлесномъ.
[3] Тѣлеснаго.
[4] Т. е. тѣлеснымъ.
[5] Лишаетъ ихъ имущества.
[6] Грѣховной жизнью.
[7] Т. е. скорбное.
[8] Пути Божія.
[9] Т. е. что скорби чужды пути Божію.
[10] Съ послабленіемъ себѣ.
[11] Жить безъ подвига за истину.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. – Изданiе третье, исправленное. Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. – С. 150-153.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0