Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 37. О томъ, по какой причинѣ Богъ попускаетъ искушенія на любящихъ Его.

Вслѣдствіе любви, какую святые показали къ Богу тѣмъ, что страждутъ за имя Его, когда Онъ содержитъ ихъ въ тѣснотѣ, но не отступаетъ отъ возлюбленныхъ Имъ, — сердце святыхъ пріобрѣтаетъ дерзновеніе взирать на Бога непокровеннымъ лицемъ и просить Его съ упованіемъ. Велика сила дерзновенной молитвы. Посему попускаетъ Богъ святымъ Своимъ искушаться всякою печалію — и, съ другой стороны, на опытѣ получать доказательство помощи Его и того, сколько промышляетъ о нихъ Богъ, — потому что вслѣдствіе искушеній пріобрѣтаютъ мудрость; попускаетъ (это), чтобы, оставаясь невѣждами, не лишились они обученія въ томъ и другомъ, но изъ опыта пріобрѣтали вѣдѣніе о всемъ, и не потерпѣли осмѣянія отъ демоновъ, потому что, если-бы искусилъ ихъ въ одномъ добромъ, то недоставало бы имъ обученія въ другой части, и во браняхъ были бы они слѣпы.

И если скажемъ, что Богъ обучаетъ ихъ безъ ихъ собственнаго о томъ познанія, то это значитъ уже сказать, что Богъ хочетъ содѣлать ихъ подобными воламъ и осламъ, не имѣющимъ ни въ чемъ свободы, и что человѣкъ, если не бываетъ искушенъ сперва испытаніемъ худого [1], не имѣетъ понятія о добромъ, чтобы, когда встрѣтится имъ доброе, съ вѣдѣніемъ и свободно возпользоваться тѣмъ, какъ своею собственностію. Какъ пріятно знаніе, заимствованное самымъ дѣломъ изъ опыта и изъ упражненія, и какую силу доставляетъ тому, кто долговременнымъ опытомъ своимъ обрѣлъ оное въ себѣ самомъ, познается сіе тѣми, которые извѣдали содѣйствіе знанія, равно какъ немощь естества и помощь Божіей силы, и увѣрились въ этомъ. Ибо тогда только познаютъ, когда Богъ, удержавъ сперва силу Свою отъ содѣйствія имъ, приводитъ ихъ въ сознаніе немощи естества, лютости искушеній, лукавства вражескаго, и того, съ кѣмъ у нихъ борьба, какимъ облечены они естествомъ, и какъ были охраняемы Божіею силою, сколько совершили пути, сколько возвысила ихъ Божія сила, и сколько бываютъ немощны въ борьбѣ со всякою страстію, если удаляется отъ нихъ эта сила, такъ что изъ всего этого пріобрѣтаютъ смиреніе, приближаются къ Богу, начинаютъ ожидать Его помощи и пребывать въ молитвѣ. И откуда бы пріяли все это, если-бы не пріобрѣли опыта о многомъ худомъ, впавъ въ сіе худое по Божію попущенію, какъ говоритъ Апостолъ: за премногія откровенія, да не превозношуся, дадеся ми пакостникъ плоти, аггелъ сатанинъ (2 Кор. 12, 7)? Но въ искушеніяхъ многократно испытывая Божію помощь, человѣкъ пріобрѣтаетъ и твердую вѣру; отсюда дѣлается небоязненнымъ и пріобрѣтаетъ дерзновеніе въ искушеніяхъ отъ самаго упражненія, какое имѣлъ онъ.

Искушеніе полезно всякому человѣку. Ибо, если полезно было искушеніе Павлу, то да всяка уста заградятся, и повиненъ будетъ весь міръ Богови (Рим. 3, 19). Подвижники бываютъ искушаемы, чтобы присовокупить имъ къ богатству своему; разслабленные, — чтобы охранять имъ себя отъ вреднаго; погруженные въ сонъ, — чтобы пріуготовиться имъ къ пробужденію; далеко отстоящіе, — чтобы приблизиться имъ къ Богу; свои Богу, — чтобы веселиться имъ съ дерзновеніемъ. Всякій необученный сынъ пріемлетъ богатство изъ дома отца своего не въ помощь себѣ. Поэтому-то Богъ сперва искушаетъ и томитъ, а потомъ показуетъ дарованіе. Слава Владыкѣ, Который горькими врачествами приводитъ насъ въ возможность насладиться здравіемъ!

Нѣтъ человѣка, который бы не скорбѣлъ во время обученія; и нѣтъ человѣка, которому бы не казалось горькимъ время, когда испиваетъ онъ ядъ искушеній. Безъ нихъ невозможно пріобрѣсти сильной воли [2]. Но претерпѣть искушенія не въ нашихъ силахъ. Ибо какъ остановить теченіе воды сосуду изъ бренія, если не укрѣпитъ его Божественный огнь? Если, во смиреніи прося съ непрестаннымъ желаніемъ, покоримся Богу въ терпѣніи, то все пріимемъ о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Здѣсь, какъ и ниже, подъ словомъ «худое» слѣдуетъ разумѣть искушенія, скорби.
[2] Мужественнаго устроенія души.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. – Изданiе третье, исправленное. Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. – С. 156-159.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0