Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 52. О нощномъ бдѣніи и о различныхъ способахъ его дѣланія.

Когда пожелаешь стать на служеніе бдѣнія, тогда, при содѣйствіи Божіемъ, поступи, какъ скажу тебѣ. Преклони по обычаю колѣна твои, и возстань; и не тотчасъ начинай службу твою, но, когда помолишься сперва, и совершишь молитву [1], и назнаменуешь сердце свое и члены свои животворящимъ знаменіемъ креста, стой нѣсколько времени молча, пока успокоятся чувства твои и утишатся помыслы твои. Послѣ сего возведи внутренній взоръ свой ко Господу, и съ печалію умоляй Его укрѣпить немощь твою, чтобы стихословіе твое и мысли сердца твоего содѣлались благоугодными святой Его волѣ. И скажи безмолвно въ молитвѣ сердца своего такъ:

«Господи Іисусе, Боже мой, призирающій на тварь Свою, Ты, Которому явны страсти мои, и немощь естества нашего, и сила супостата нашего, Ты Самъ укрой меня отъ злобы его, потому что сила его могущественна, а естество наше бѣдственно, и сила наша немощна. Посему Ты, Благій, Который знаешь немощь нашу, и понесъ на Себѣ трудности нашего безсилія, сохрани меня отъ мятежа помысловъ и отъ потопа страстей, и содѣлай меня достойнымъ сей святой службы, чтобы мнѣ страстями своими не растлить ея сладости и не оказаться предъ Тобою безстыднымъ и дерзкимъ».

Должно же намъ со всею свободою вести себя во время службы нашей безъ всякой дѣтской и смущенной мысли. А если увидимъ, что времени немного, и до окончанія службы застигнетъ насъ утро, то по доброй волѣ съ вѣдѣніемъ оставимъ изъ обычнаго правила одну или двѣ славы, чтобы не было мѣста смятенію, чтобы не утратить вкуса къ службѣ нашей, и не читать не въ должномъ порядкѣ псалмы перваго часа.

Если, когда отправляешь службу, помыслъ заговоритъ въ тебѣ и станетъ тебѣ нашептывать: «поспѣши нѣсколько, ибо дѣла у тебя много; скорѣе освободишься», ты не пріобщайся къ сему помыслу. А если сильнѣе будетъ безпокоить тебя этимъ, то воротись тотчасъ назадъ на одну славу, или на сколько хочешь, и каждый стихъ, заключающій въ себѣ видъ молитвы [2], съ размышленіемъ повторяй многократно. И если опять будетъ смущать и стѣснять тебя помыслъ, оставь стихословіе, преклони колѣна на молитву и скажи: «желаю не слова вычислять, но обителей достигнуть; ибо всякою стезею, какою не поведешь меня, пойду скоро». Оный народъ, слившій тельца въ пустынѣ, сорокъ лѣтъ ходилъ по ней, переходя горы и холмы, восходя на нихъ и нисходя съ нихъ, а землю обѣтованія не видѣлъ даже издалека.

Если же, когда пребываешь во бдѣніи, продолжительное стояніе одолѣваетъ тебя своею долговременностію, и изнеможешь отъ безсилія, и скажетъ тебѣ помыслъ, вѣрнѣе же сказать, злохитренный проговоритъ въ помыслѣ, какъ въ зміи: «окончи, потому что не можешь стоять», то отвѣчай ему: «нѣтъ; но посижу одну каѳизму [3], и это лучше сна. И если языкъ мой молчитъ и не выговариваетъ псалма, умъ же поучается съ Богомъ въ молитвѣ и въ собесѣдованіи съ Нимъ, то бодрствованіе полезнѣе всякаго сна». Бдѣніе не есть всецѣло ни стояніе, ни стихословіе однихъ псалмовъ. Напротивъ того, иной всю ночь проводитъ въ псалмахъ, другой — въ покаяніи, молитвахъ умиленныхъ и земныхъ поклонахъ, а иной — въ слезахъ и рыданіи о своихъ грѣхахъ. Объ одномъ изъ нашихъ Отцевъ говорятъ, что сорокъ лѣтъ молитву его составляла одна рѣчь: «я согрѣшилъ, какъ человѣкъ, Ты же прости, какъ Богъ». И Отцы слышали, какъ онъ съ печалію твердилъ этотъ стихъ, а между тѣмъ плакалъ и не умолкалъ; и сія одна молитва была у него вмѣсто службы днемъ и ночью. И еще, иной немного вечеромъ стихословитъ, остатокъ же ночи проводитъ въ пѣніи тропарей, а другой — въ славословіи и чтеніи. Иной ставитъ себѣ правиломъ не преклонять колѣнъ, подобно тому, на кого нападалъ блудный помыслъ [4]. Богу же нашему слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Начальную.
[2] Въ сирійскомъ текстѣ: «весь стихъ, заключающій въ себѣ полный смыслъ».
[3] Т. е. прочту сидя.
[4] Преп. Моисей Муринъ.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. — Изданiе третье, исправленное. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. — С. 230-232.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0