Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 57. Объ удаленіи отъ міра и отъ всего смущающаго умъ.

Великую честь оказалъ Богъ людямъ двоякимъ обученіемъ [1], какимъ одарилъ ихъ, и повсюду отверзъ имъ затворенную дверь для вшествія въ спасительное познаніе. Желателенъ ли тебѣ вѣрный свидѣтель сказаннаго? Будь самъ въ себѣ, и не погибнешь. А если хочешь узнать это и отвнѣ, то имѣешь и иного учителя и свидѣтеля, который безошибочно наставитъ тебя на путь истины.

Умъ смущенный не можетъ избѣжать забвенія, и премудрость не отверзаетъ таковому двери своей. Кто съ точнымъ вѣдѣніемъ возмогъ постигнуть, къ какому равенству ведетъ общій всѣхъ конецъ, тотъ для отреченія отъ житейскаго не имѣетъ нужды въ иномъ учителѣ. Первоначально данный Богомъ человѣку естественный законъ есть разсматриваніе тварей Его. Законъ писанный присовокупленъ по паденіи.

Кто не удаляется добровольно отъ причинъ страстей, тотъ невольно увлекается въ грѣхъ. Причины же грѣха суть слѣдующія: вино, женщины, богатство, тѣлесное здравіе; впрочемъ — не потому, что это суть грѣхи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этимъ въ грѣховныя страсти; и поэтому человѣкъ долженъ тщательно остерегаться сего. Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предѣла осторожности. Людямъ гнусна нищета, а Богу гораздо болѣе гнусны душа высокосердая и умъ надменный. У людей почтено богатство, а у Бога душа смиренная.

Когда хочешь положить начало доброму дѣланію, пріуготовься сперва къ искушеніямъ, которыя тебя постигнутъ, и не сомнѣвайся въ истинѣ. Ибо у врага въ обычаѣ, когда увидитъ, что съ горячею вѣрою началъ кто-либо доброе житіе, встрѣчать его разными страшными искушеніями, чтобы, пришедши отъ сего въ страхъ, охладѣлъ онъ въ добромъ произволеніи, и вовсе уже не имѣлъ горячности приближаться къ богоугодному дѣланію. И сопротивникъ дѣлаетъ это не потому, что имѣетъ такую силу (тогда никто не могъ бы сдѣлать что-либо доброе), но потому, что попускается ему Богомъ, какъ дознали мы на праведномъ Іовѣ. Посему уготовься мужественно встрѣтить искушенія, какія насылаются на добродѣтели [2], и потомъ уже начинай ихъ дѣланіе. А если не будешь пріуготовленъ къ срѣтѣнію искушеній, то удержись отъ дѣланія добродѣтелей.

Человѣкъ сомнѣвающійся, что Богъ — помощникъ въ добромъ дѣланіи, боится тѣни своей, и во время достатка и обилія томится голодомъ, и при окружающей его тишинѣ исполняется бури. А кто уповаетъ на Бога, тотъ твердъ сердцемъ, и всѣмъ людямъ явна досточестность его, и предъ всѣми врагами его похвала его.

Заповѣди Божіи выше всѣхъ сокровищъ міра. Кто стяжалъ ихъ [3], тотъ внутри себя обрѣтаетъ Бога. Кто упокоевается всегда въ попеченіи о Богѣ, тотъ Бога пріобрѣлъ домоприставникомъ [4]. Кто вожделѣваетъ исполненія воли Божіей, тотъ небесныхъ ангеловъ будетъ имѣть путеводителями. Кто боится грѣховъ, тотъ безпреткновенно совершитъ страшное шествіе и во время мрака обрѣтетъ свѣтъ предъ собою и внутри себя. Стопы боящагося грѣховъ охраняетъ Господь, и во время поползновенія предваряетъ его милость Божія. Кто прегрѣшенія свои почитаетъ малыми, тотъ впадаетъ въ худшее прежняго, и понесетъ семикратное наказаніе.

Посѣвай милостыню на смиреніи, и пожнешь милость на судѣ. Чѣмъ погубилъ ты доброе, тѣмъ снова пріобрѣтай оное. Оволъ задолжалъ ты Богу: вмѣсто него не возьметъ Онъ съ тебя жемчужины; напримѣръ, погубилъ ты цѣломудріе, — Богъ не приметъ отъ тебя милостыни, если пребываешь въ блудѣ, потому что хочетъ отъ тебя святости тѣла, такъ какъ преступилъ ты заповѣдь. Ужели, думая оставить стяжаніе міра, будешь вести брань за что-либо иное? Оставилъ ты насажденное, и съ другими развѣ пришелъ ратовать? [5]

Святый Ефремъ сказалъ, что во время жатвы не будешь противоборствовать зною зимними одеждами. Такъ каждый, что сѣетъ, то и пожнетъ. И всякій недугъ врачуется свойственными ему лѣкарствами. Ты, можетъ быть, побѣжденъ завистію, — для чего же усиливаешься бороться со сномъ? Пока проступокъ еще малъ и не созрѣлъ, истреби его, прежде нежели распространится и созрѣетъ. Не предавайся нерадѣнію, когда недостатокъ кажется тебѣ малымъ, потому что впослѣдствіи найдешь въ немъ безчеловѣчнаго властелина, и побѣжишь передъ нимъ, какъ связанный рабъ. А кто въ началѣ противоборствуетъ страсти, тотъ вскорѣ возгосподствуетъ надъ нею.

Кто можетъ съ радостію перенести обиду, даже имѣя въ рукахъ средство отразить ее, тотъ пріялъ утѣшеніе отъ Бога по вѣрѣ въ Него. И кто съ смиренномудріемъ терпитъ возводимыя на него обвиненія, тотъ достигъ совершенства, и ему удивляются святые ангелы. Ибо нѣтъ никакой иной добродѣтели столь высокой и трудной.

Не вѣрь себѣ, что ты силенъ, пока не будешь искушенъ и не найдешь себя неизмѣннымъ. Такъ и во всемъ испытывай себя. Пріобрѣти въ себѣ правую вѣру, чтобы попрать тебѣ враговъ твоихъ. Пусть умъ твой будетъ не высокомѣренъ, и не полагайся на силу твою, чтобы не попущено было впасть тебѣ въ естественную немощь; и тогда по собственному своему паденію уразумѣешь немощь свою. Не довѣряй своему знанію, чтобы врагъ посредствомъ его не уловилъ тебя своею хитростію. Пусть языкъ твой будетъ кротокъ, и никогда не встрѣтится съ тобою безчестіе. Пріобрѣти уста сладкія, и всѣ будутъ тебѣ друзьями. Не хвались никогда въ рѣчахъ своихъ дѣлами своими, чтобы не быть посрамленнымъ. Во всемъ, чѣмъ ни хвалится человѣкъ, Богъ попускаетъ ему измѣняться, чтобы онъ былъ уничиженъ, и научился смиренію. Поэтому долженъ ты все предоставить Божію предвѣденію, и не вѣрить, будто-бы въ этой жизни есть что-либо неизмѣнное.

Сдѣлавшись такимъ, возводи непрестанно око свое къ Богу, потому что покровъ и промыслъ Божій объемлетъ всѣхъ людей, но онъ не видимъ, развѣ только очистившимъ себя отъ грѣха и помышляющимъ всегда о Богѣ, и при томъ — о Немъ единомъ. Преимущественно же открывается имъ Промыслъ Божій, когда ради Бога входятъ они въ великое искушеніе. Ибо тогда ощущаютъ они Промыслъ Божій, какъ-бы усматривая его тѣлесными очами, сообразно съ мѣрою и причиною искушенія, какое постигаетъ каждаго изъ нихъ, и это [6] — для того, чтобы подвижниковъ сихъ возбудить къ мужеству, какъ было съ Іаковомъ, Іисусомъ Навиномъ, тремя отроками, Петромъ и прочими святыми, которымъ являлся онъ [7] въ человѣческомъ нѣкоемъ образѣ, ободряя и утверждая ихъ въ благочестіи. Если же скажешь, что сіе даровано отъ Бога святымъ по особому промышленію, и они по своему достоинству сподоблялись таковыхъ видѣній, то пусть образцами въ мужествѣ будутъ для тебя святые мученики, которые, нерѣдко многіе вмѣстѣ, а иногда по одиночкѣ, во многихъ и разныхъ мѣстахъ подвизались за Христа и нашедшею на нихъ силою мужественно претерпѣли въ бренныхъ тѣлахъ строганіе железомъ и всякаго рода мученія, нестерпимыя для естества. Ибо имъ явственно являлись святые ангелы, чтобы каждый уразумѣлъ, какъ на тѣхъ, кои ради Бога всячески терпятъ всякое искушеніе и всякую скорбь, обильно являетъ себя Божій Промыслъ въ показаніе ихъ доблести и въ посрамленіе враговъ ихъ. Ибо сколько святые мужались при таковыхъ видѣніяхъ, столько противники терпѣніемъ ихъ были раздражаемы и приводимы въ неистовство.

Нужно ли говорить что о подвижникахъ, чуждыхъ міру сему, и объ отшельникахъ? Они пустыню содѣлали градомъ, обратили въ селеніе и обитель ангеловъ. Къ нимъ, по благоустройству житія ихъ, всегда приходили ангелы и, какъ слуги единаго Владыки, иногда соратуя, пребывали съ тѣми, которые всѣ дни жизни своей любили пустыню и изъ любви къ Богу имѣли жилища свои въ горахъ, вертепахъ и пропастяхъ земныхъ. И такъ какъ они, оставивъ земное, возлюбили небесное и содѣлались подражателями ангеловъ, то и сами святые ангелы по справедливости не скрывали за это отъ нихъ зрака своего и исполняли всякое желаніе ихъ, по временамъ же являлись имъ, научая, какъ надлежитъ имъ жить, а иногда объясняли то, въ чемъ недоумѣвали они; иногда же сами святые вопрошали ихъ, о чемъ надлежало; иногда ангелы наставляли на путь тѣхъ изъ нихъ, которые заблуждались; иногда избавляли тѣхъ, которые впадали въ искушенія; иногда, при внезапной бѣдѣ и угрожающей опасности, исхищали ихъ отъ этого, спасая, напримѣръ, отъ змія или отъ (паденія) скалы, или отъ стрѣлы, или отъ брошеннаго камня; иногда, если врагъ явно нападалъ на святыхъ, являлись видимымъ образомъ, и говорили, что посланы на помощь къ нимъ, и придавали имъ смѣлость, отважность и отраду; а въ иное время совершали чрезъ нихъ исцѣленія, иногда же исцѣляли самихъ святыхъ, подвергшихся какимъ-либо страданіямъ; иногда тѣламъ ихъ, изнемогшимъ отъ неяденія, прикосновеніемъ руки или словами сообщали сверхъестественную силу и укрѣпляли ихъ; иногда же приносили имъ пищу, хлѣбъ и даже овощи [8] или какія-либо другія съ хлѣбомъ вкушаемыя снѣди; и нѣкоторымъ изъ нихъ объявляли время, а инымъ — и образъ ихъ преставленія. И нужно ли перечислять многое, чѣмъ доказывается любовь къ намъ святыхъ ангеловъ и всевозможное попеченіе ихъ о праведныхъ? Они промышляютъ о насъ, какъ старшіе братья о младшихъ. Сказано же сіе, чтобы всякій могъ уразумѣть, что близъ Господь всѣмъ призывающымъ Его во истинѣ (Псал. 144, 18), и видѣть, каково промышленіе Его о тѣхъ, которые посвятили себя на благоугожденіе Ему и отъ всего сердца Ему слѣдуютъ.

Если вѣруешь, что Богъ промышляетъ о тебѣ, къ чему тебѣ безпокоиться и заботиться о временномъ и о потребномъ для плоти твоей? А если не вѣруешь, что Богъ промышляетъ, и потому, помимо Его, самъ заботишься о потребномъ для тебя, то ты самый жалкій изъ всѣхъ людей. Для чего ты и живешь и будешь жить? Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитаетъ (Псал. 54, 23). И не убоишися страха нашедшаго (Прит. 3, 25).

Кто однажды навсегда посвятилъ себя Богу, тотъ проводитъ жизнь въ покоѣ ума. Безъ нестяжательности душа не можетъ освободиться отъ мятежа помысловъ, и, внѣ безмолвія чувствъ, не ощутитъ мира въ мысли. Не входя въ искушенія, никто не пріобрѣтетъ духовной мудрости. Безъ прилежнаго чтенія не уразумѣетъ тонкости помысловъ. Безъ тишины помысловъ умъ не подвигнется въ сокровенныя таинства. Безъ упованія по вѣрѣ душа не можетъ смѣло отважиться на искушенія. Не испытавъ явственнаго покровительства Божія, сердце не въ состояніи надѣяться на Бога. Если душа не вкуситъ съ вѣдѣніемъ [9] страданій Христовыхъ, то не будетъ имѣть общенія со Христомъ.

Человѣкомъ Божіимъ почитай того, кто по великому милосердію умертвилъ себя для необходимой потребности. Ибо, кто милуетъ нищаго, тотъ попечителемъ о себѣ имѣетъ Бога. И, кто ради Бога обнищаетъ, тотъ обрѣтетъ неоскудѣвающія сокровища.

Богъ ни въ чемъ не имѣетъ нужды; но увеселяется, когда видитъ, что человѣкъ упокоеваетъ образъ Его и чтитъ оный ради Него. Когда попроситъ кто у тебя того, что имѣешь ты, не говори въ сердцѣ своемъ: «оставляю это душѣ моей, чтобы упокоиться въ этомъ; Богъ изъ другого мѣста подастъ ему потребное для него». Такія слова приличны людямъ неправеднымъ и не знающимъ Бога. Человѣкъ праведный и добрый не уступаетъ чести своей иному, и не попуститъ, чтобы время благодати [10] проходило безъ дѣла. Человѣкъ нищій и нуждающійся снабжается отъ Бога, потому что Господь никого не оставляетъ; но ты, отославъ отъ себя убогаго, уклонился отъ чести, данной тебѣ Богомъ, и удалилъ отъ себя благодать Его. Посему, когда даешь, веселись и говори: «слава Тебѣ, Боже, что сподобилъ меня найти, кого упокоить!» Если же нечего тебѣ дать, паче радуйся и, благодаря Бога, говори: «благодарю Тебя, Боже мой, что далъ мнѣ благодать эту и честь — обнищать ради имени Твоего, и сподобилъ меня вкусить скорби, положенной на пути заповѣдей Твоихъ, въ недугѣ и нищетѣ, какъ вкушали святые Твои, шествовавшіе путемъ симъ»!

И когда находишься въ болѣзни, скажи: «блаженъ сподобившійся быть искушеннымъ отъ Бога въ томъ, за что наслѣдуемъ жизнь». Ибо недуги насылаетъ Богъ для здравія души. Нѣкто изъ святыхъ сказалъ: «замечалъ я, что монаху, который не работаетъ благоугодно Господу и не подвизается ревностно о спасеніи души своей, но нерадиво обучается добродѣтелямъ, непремѣнно попускается Богомъ впадать въ искушенія, чтобы не оставался онъ празднымъ, и отъ многой своей праздности не уклонился въ худшее». Посему-то Богъ ввергаетъ въ искушенія лѣнивыхъ и нерадивыхъ, чтобы помышляли они объ искушеніяхъ, а не о суетномъ. Творитъ же сіе Богъ всегда съ любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить ихъ волѣ Своей. И когда будутъ умолять Его, нескоро внемлетъ имъ, пока не изнемогутъ и пока твердо не уразумѣютъ, что за нерадѣніе и за лѣность ихъ приключилось съ ними это. Ибо написано: егда прострете руки ваша ко Мнѣ, отвращу очи Мои отъ васъ; и аще умножите моленіе, не услышу васъ (Ис. 1, 15). И хотя говорится сіе о другихъ, но во всякомъ случаѣ написано вообще объ оставившихъ путь Господень.

Но поелику говоримъ, что Богъ многомилостивъ, то почему же, когда постоянно толцемъ и просимъ въ искушеніяхъ, не бываемъ услышаны, но презираетъ Онъ прошеніе наше? Сему, конечно, учитъ насъ Пророкъ, говоря: не мала рука Господня, чтобы помиловать, и не тяжелъ Господь слухомъ, чтобы услышать. Но грѣхи наши разлучили насъ съ Нимъ, и беззаконія наши отвратили лице Его, чтобы не слышать (Ис. 59, 1-2). Во всякое время памятуй о Богѣ, и Онъ воспомянетъ о тебѣ, когда впадешь въ бѣды.

Естество твое сдѣлалось удобо-пріемлющимъ въ себя страсти, много искушеній въ настоящемъ мірѣ, и не далеко отъ тебя зло, но источается оно внутри тебя и подъ ногами твоими. Не сходи съ того мѣста, на которомъ сталъ; когда соизволитъ Богъ, освободишься отъ сего. Какъ близки между собою вѣки (на глазахъ), такъ искушенія близки къ людямъ; и Богъ предустроилъ сіе премудро для пользы твоей, чтобы ты постоянно ударялъ въ дверь Его, чтобы страхомъ скорбнаго всѣвалось памятованіе о Немъ въ умѣ твоемъ, чтобы къ Нему приближался ты въ молитвахъ, и освящалось сердце твое непрестаннымъ памятованіемъ о Немъ. И когда будешь умолять, услышитъ тебя; и уразумѣешь, что избавляющій тебя есть Богъ, и познаешь Создавшаго тебя, Промышляющаго о тебѣ, Хранящаго тебя, и Сотворившаго для тебя два міра: одинъ — какъ временнаго учителя и наставника, другой — какъ отеческій домъ и вѣчное наслѣдіе. Богъ не сотворилъ тебя недоступнымъ прискорбному, чтобы ты, возжелавъ быть Богомъ, не наслѣдовалъ того же, что наслѣдовалъ бывшій первоначально денницею, а впослѣдствіи, за превозношеніе, ставшій сатаною. А также не сотворилъ тебя неуклоннымъ и неподвижнымъ [11], чтобы не содѣлаться тебѣ подобнымъ естеству неодушевленныхъ тварей, и чтобы доброе въ тебѣ не осталось для тебя безвыгоднымъ и не заслуживающимъ награды, какъ естественныя скотскія преимущества въ безсловесныхъ. Ибо всякому легко уразумѣть, сколько рождается пользы, благодаренія и смиренія отъ того, что изощрены противъ тебя сіи жала.

Посему явно, что въ нашей волѣ подвизаться въ добрѣ и уклоняться отъ худого, и что намъ усвояются проистекающія отъ того и честь, и безчестіе. Постыждаемые безчестіемъ, мы боимся; возбуждаемые же честію, приносимъ благодареніе Богу и простираемся къ добродѣтели. Богъ умножилъ сихъ пѣстуновъ, чтобы ты, освободившись отъ нихъ, содѣлавшись недоступнымъ для скорбей и ставъ выше всякаго страха, не забылъ Господа Бога твоего, не уклонился отъ Него, и не впалъ въ многобожіе, какъ многіе, которые, хотя были подобострастны тебѣ и поражаемы такими же горестями, въ одно мгновеніе времени, по причинѣ временной и малозначительной власти или здоровья [12], не только впали въ многобожіе, но и себя самихъ дерзнули несмысленно именовать богами. Посему-то Богъ попустилъ быть тебѣ въ скорбяхъ. А иногда попускаетъ и для того, чтобы ты, уклонившись, не прогнѣвалъ Его, и чтобы Ему, подвергнувъ наказанію, не истребить тебя отъ лица Своего. Не буду говорить о нечестіи и прочихъ хулахъ, порождаемыхъ благоденствіемъ и небоязненностію жизни, когда и сказаннаго предъ симъ не осмѣлится иной выговорить [13]. Посему-то страданіями и страстями Богъ умножилъ въ сердцѣ твоемъ помятованіе о Немъ, и страхомъ противнаго побудилъ тебя приступить ко вратамъ Его милосердія, и избавленіемъ отъ сего всѣялъ въ тебя любовь къ Нему; вложивъ же въ тебя любовь, приблизилъ тебя къ чести усыновленія и показалъ тебѣ, сколь богата благодать Его. Ибо откуда узнать бы тебѣ такую Его промыслительность и благопопечительность, если-бы не встрѣтилось тебѣ ничего противнаго? Поэтому любовь къ Богу всего болѣе можетъ быть умножаема въ душѣ твоей симъ именно, т. е. уразумѣніемъ дарованій Его и памятованіемъ о преизбыткѣ промышленія Его. Всѣ сіи блага порождаются для тебя горестями, чтобы научился ты благодарить. Итакъ, памятуй о Богѣ, чтобы и Онъ всегда памятовалъ о тебѣ, и, памятуя, Онъ спасетъ тебя, и пріимешь отъ Него всякое блаженство. Не забывай Его, паря мыслію въ суетномъ, чтобы и Онъ не забылъ тебя во время браней твоихъ. Будь послушенъ Ему въ изобиліи своемъ, чтобы въ скорбяхъ имѣть предъ Нимъ дерзновеніе въ сердечной и постоянной къ Нему молитвѣ.

Очищай себя предъ Господомъ, всегда имѣя въ сердцѣ своемъ памятованіе о Немъ, чтобы, пробывъ долго безъ памятованія о Немъ, не оказаться тебѣ не имѣющимъ дерзновенія, когда приходишь къ Нему. Ибо дерзновеніе предъ Богомъ бываетъ слѣдствіемъ частаго съ Нимъ собесѣдованія и многихъ молитвъ. Сношеніе съ людьми и пребываніе съ ними бываетъ посредствомъ тѣла; а сношеніе съ Богомъ посредствомъ душевнаго памятованія, внимательности въ молитвахъ и всесожженія. Долговременнымъ храненіемъ памятованія о Богѣ душа по временамъ приводится въ изумленіе [14] и удивленіе. Ибо возвеселится сердце ищущихъ Господа. Взыщите Господа, осужденные, и утвердитеся надеждою; взыщите лица Его покаяніемъ (Псал. 104, 3-4), и освятитесь святынею лица Его, и очиститесь отъ грѣховъ своихъ. Виновные во грѣхахъ, теките ко Господу, могущему простить грѣхи и презрѣть прегрѣшенія. Ибо съ клятвою изрекъ Онъ черезъ Пророка: живу Азъ, глаголетъ… Господь, не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися… и живу быти ему (Іез. 33, 11); и еще: прострохъ руцѣ Мои весь день къ людемъ не покаряющимся и противу глаголющимъ (Ис. 65, 2); и еще: вскую умираете домъ Израилевъ (Іез. 33, 11); обратитеся ко Мнѣ, и обращуся къ вамъ (Мал. 3, 7); и еще: въ тотъ день, въ который грѣшникъ оставитъ путь свой, и обратится ко Господу, и сотворитъ судъ и правду, беззаконій его не помяну, но живя живъ будетъ, глаголетъ Господь. И если праведникъ оставитъ правду свою и, согрѣшивъ, содѣлаетъ неправду, правды его не помяну. Но поползновеніе положу предъ нимъ, и во тьмѣ дѣлъ своихъ, пребывъ въ нихъ, умретъ онъ (Іез. 18, 21-24; 33, 14-18). Почему же это? Потому что грѣшникъ не преткнется въ грѣхѣ своемъ въ тотъ день, въ который обратится ко Господу; и правда праведнаго не избавитъ его въ тотъ день, въ который согрѣшитъ, если пребудетъ онъ въ таковомъ грѣхѣ. А Іереміи такъ сказалъ Богъ: возми себѣ свитокъ книжный и, что сказалъ Я тебѣ, напиши: отъ дне Іосіи царя Іудина, и до сего дне… вся злая, чтó, какъ сказалъ Я, наведу на народъ сей, да, услышавъ и убоявшись, оставитъ человѣкъ путь свой лукавый, и, обратившись, покается, и отыму грѣхи ихъ (Іер. 36, 2-3). И Премудрость изрекла: покрываяй грѣхъ свой не будетъ ни къ чему годенъ; а кто исповѣдуетъ грѣхи свои и оставитъ ихъ, тотъ сподобится милости отъ Бога (Прит. 28, 13). И Исаія говоритъ: взыщите Господа, и, взыскавъ, призовите Его, и, приблизившись, да оставитъ пути своя грѣшникъ, и мужъ неправедный совѣты своя, и обратитеся ко Мнѣ, и помилую васъ. Не суть бо совѣти Мои, якоже совѣти ваши, ниже путіе Мои, якоже путіе ваши (Ис. 55, 6-8). Аще… послушаете Мене, благая земли снѣсте (Ис. 1, 19). Пріидите ко Мнѣ, и послушайте Меня, и живы будете душею вашею (Ис. 55, 3). Когда сохранишь пути Господни, и сотворишь волю Его, тогда надѣйся на Господа и призывай Его; И еще глаголющу ти, речетъ: се пріидохъ (Ис. 58, 9).

Когда на неправеднаго находитъ искушеніе, не имѣетъ онъ упованія, чтобы призвать Бога и ожидать отъ Него спасенія, потому что во дни упокоенія своего удалялся отъ воли Божіей. Прежде нежели начнешь брань, ищи себѣ помощи, и прежде недуга взыщи врача. Прежде нежели найдетъ на тебя скорбь, молись Богу, — и во время горести найдешь Его, и услышитъ тебя. Прежде нежели поползнешься, призывай и умоляй; и, прежде нежели станешь молиться [15], уготовь обѣты, т. е. запасы на дорогу отсюда. Ковчегъ Ноевъ построенъ былъ во время мира, и дерева его были посажены за сто лѣтъ; а во время гнѣва неправедные погибли, праведнику же сталъ онъ покровомъ.

Неправедныя уста заграждаются для молитвы [16]; потому что осужденіе совѣсти дѣлаетъ человѣка не имѣющимъ дерзновенія. Сердце доброе съ радостію источаетъ слезы въ молитвѣ. Въ комъ міръ мертвъ, тѣ съ радостію терпятъ обиды; а въ комъ міръ живъ, тѣ не могутъ терпѣть обиды, но движимые тщеславіемъ гнѣваются, и отъ неразумнаго движенія приходятъ въ смятеніе или объемлются печалію [17]. О, какъ трудно исполнить эту добродѣтель, и какую славу пріобрѣтаетъ она у Бога! Кто хочетъ преуспѣть въ сей добродѣтели, т. е., принимая обиды, быть великодушнымъ, тому нужно удалиться отъ своихъ [18] и содѣлаться странникомъ; потому что въ отчизнѣ своей невозможно преуспѣть въ этой добродѣтели. Однимъ великимъ и сильнымъ свойственно переносить страданія этой добродѣтели среди своихъ, а также тѣмъ, для которыхъ умеръ этотъ міръ, и которые отреклись отъ надежды на всякое настоящее утѣшеніе.

Какъ благодать близка къ смиренномудрію, такъ болѣзненныя приключенія къ гордынѣ. Очи Господни на смиренномудрыхъ, чтобы возвеселить ихъ. Смиреніе всегда пріемлетъ отъ Бога милость, а жестокосердію и маловѣрію встрѣчаются страшные случаи. Умаляй себя во всемъ предъ всѣми людьми, и будешь возвышенъ предъ князьями вѣка сего. Предваряй всякаго своимъ привѣтствіемъ и поклономъ, и будешь почтенъ паче приносящихъ въ даръ суфирское [19] золото.

Уничижай себя, и увидишь въ себѣ славу Божію. Ибо гдѣ произрастаетъ смиреніе, тамъ источается Божія слава. Если будешь стараться пребывать въ явномъ уничиженіи, то Богъ содѣлаетъ, что отъ всѣхъ людей будешь прославляемъ; если же въ сердцѣ своемъ будешь имѣть смиреніе, то въ сердцѣ твоемъ покажетъ тебѣ Богъ славу Свою. Будь удобопренебрегаемъ въ величіи твоемъ, а не великимъ въ малости твоей. Старайся быть въ пренебреженіи, и исполнишься Божіей чести. Не домогайся быть почитаемымъ, будучи внутренно исполненъ язвъ [20]. Презри честь, чтобы стать почтеннымъ; и не люби чести, чтобы не быть обезчещеннымъ. Кто гонится за честію, отъ того убѣгаетъ она впередъ. А кто убѣгаетъ отъ чести, того настигаетъ она сзади, и дѣлается для всѣхъ людей правозвѣстницею его смиренія. Если пренебрежешь самъ себя, чтобы не быть тебѣ почитаемымъ, то провозгласитъ о тебѣ Богъ. Если за истину понесешь укоризну, то Богъ всѣмъ тварямъ Своимъ повелитъ восхвалять тебя, и отверзутъ предъ тобой дверь славы Создателя твоего, и восхвалятъ тебя, потому что въ тебѣ дѣйствительно есть образъ и подобіе Его.

Кто видѣлъ человѣка, сіяющаго добродѣтелями, людямъ же представляющагося ничтожнымъ, свѣтлаго жизнію, мудраго вѣдѣніемъ и смиреннаго духомъ? Блаженъ, кто смиряетъ себя во всемъ, потому что будетъ онъ превознесенъ. Ибо, кто ради Бога во всемъ смиряетъ и умаляетъ себя, тотъ прославленъ бываетъ Богомъ. Кто алчетъ и жаждетъ ради Него, того упоитъ Богъ Своими благами. Кто терпитъ наготу ради Бога, тотъ облекается Имъ въ ризу нетлѣнія и славы. Кто обнищаетъ ради Бога, тотъ бываетъ утѣшенъ истиннымъ Его богатствомъ. Уничижай себя ради Бога, и безъ твоего вѣдома умножится слава твоя. Всю жизнь свою признавай себя грѣшникомъ, чтобы во всей жизни своей быть тебѣ праведнымъ. Будь невѣждою въ мудрости своей, а не кажись мудрымъ, будучи невѣждою. Если смиреніе возвышаетъ человѣка простого и неученаго, то какую, подумай, честь доставитъ оно великимъ и почтеннымъ?

Бѣгай тщеславія, и будешь прославленъ. Бойся гордости, и будешь возвеличенъ. Не дано тщеславіе сынамъ человѣческимъ, и высокомудріе — порожденію женъ. Если добровольно отрекся ты отъ всего житейскаго, то изъ-за ничтожныхъ вещей уже ни съ кѣмъ отнюдь не ссорься. Если возгнушался ты тщеславіемъ, то бѣгай тѣхъ, которые гонятся за нимъ. Бѣгай отъ любостяжательныхъ, какъ и отъ самой стяжательности. Удаляйся отъ ищущихъ наслажденія, какъ и отъ самаго наслажденія. Бѣгай отъ непотребныхъ, какъ и отъ самаго непотребства. Ибо, если одно воспоминаніе о сказанномъ возмущаетъ умъ, то кольми паче воззрѣніе на таковыхъ и препровожденіе времени съ ними? Сближайся съ праведными, и чрезъ нихъ приблизишься къ Богу. Обращайся съ имѣющими смиреніе, и научишься ихъ нравамъ. Ибо, если воззрѣніе на таковыхъ полезно, то кольми паче ученіе устъ ихъ?

Возлюби нищихъ, чтобы чрезъ нихъ и тебѣ улучить милость. Не сближайся съ любопрителями, чтобы не быть тебѣ принужденнымъ стать внѣ тишины своей. Безъ отвращенія сноси зловоніе отъ недужныхъ, а особенно — убогихъ, потому что и ты обложенъ тѣломъ. Не упрекай скорбящихъ сердцемъ, чтобы тебя не поразилъ жезлъ [21] ихъ, и взыщешь утѣшителей — и не найдешь. Не уничижай увѣчныхъ, потому что въ адъ пойдемъ всѣ равночестными. Люби грѣшниковъ, но ненавидь дѣла ихъ, и не пренебрегай грѣшными за недостатки ихъ, чтобы самому тебѣ не впасть въ искушеніе, въ которомъ пребываютъ они. Помни, что и ты причастенъ земного естества, и дѣлай добро всѣмъ. Не укоряй требующихъ молитвы твоей и не лишай ихъ умягченныхъ словесъ утѣшенія, чтобы не погибли они, и съ тебя не были взысканы души ихъ. Напротивъ того, подражай врачамъ, которые воспалительныя болѣзни исцѣляютъ прохладительными лѣкарствами, а противоположныя имъ — горячительными.

Когда встрѣтишься съ ближнимъ своимъ, принуждай себя оказывать ему честь выше мѣры его. Лобызай руки и ноги его, обнимай ихъ часто съ великою честію, возлагай ихъ на глаза себѣ, и хвали его даже за то, чего не имѣетъ. А когда разлучишься съ нимъ, говори о немъ все хорошее и что-нибудь досточестное. Ибо симъ и подобнымъ этому привлечешь его къ добру, заставишь его чувствовать стыдъ отъ того привѣтствія, какимъ привѣтствовалъ ты его, и посѣешь въ немъ сѣмена добродѣтели. Отъ такой, снисканной тобою, привычки отпечатлѣется въ тебѣ добрый образъ, пріобрѣтешь въ себѣ смиреніе многое и безъ труда преуспѣешь въ великомъ. А сверхъ этого, если чествуемый тобою и имѣетъ какіе недостатки, легко пріиметъ отъ тебя врачеваніе, постыждаемый тою честію, какую ты оказалъ ему. Пусть всегда будетъ у тебя этотъ нравъ — ко всѣмъ быть благопривѣтливымъ и почтительнымъ. Никого не раздражай [22] и никого не ненавидь, ни за вѣру [23], ни за худыя дѣла его, но берегись кого-либо и въ чемъ-либо укорять или обличать, потому что есть у насъ нелицепріятный Судія на небесахъ. Если же хочешь обратить кого къ истинѣ, то скорби о немъ, и со слезами и съ любовію скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гнѣвомъ, и да не увидитъ въ тебѣ признака вражды. Ибо любовь не умѣетъ гнѣваться и раздражаться на кого или укорять кого со страстью. Указаніемъ любви и вѣдѣнія служитъ смиреніе, которое рождается отъ доброй совѣсти о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ. Ему слава и держава со Отцемъ и со Святымъ Духомъ, нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Здѣсь разумѣется откровеніе естественное въ природѣ (Рим. 1, 20) и откровеніе сверхъестественное въ писанномъ законѣ.
[2] На творящихъ добродѣтели.
[3] Т. е. исполнилъ ихъ. Въ сирійскомъ текстѣ: «кто воспринялъ Его законы въ свое сердце, тотъ въ нихъ найдетъ Господа». («Въ нихъ» читается и въ одной греческой рукописи).
[4] Въ сирійскомъ текстѣ: «тотъ становится сожителемъ Бога, кто всегда пребываетъ въ размышленіи о Немъ».
[5] Въ сирійскомъ текстѣ: «Не оставляй несправедливую прибыль на ея мѣстѣ, и не постись вмѣсто нея! Не оставляй преступленія на его мѣстѣ, и не борись противъ чего-нибудь другого. Несправедливость искореняется милосердіемъ и отреченіемъ, а ты оставляешь растеніе на его мѣстѣ, и борешься противъ чего-то другого, какъ говоритъ великій святой учитель Ефремъ». Въ греческомъ переводѣ ссылка на св. Ефрема ошибочно отнесена къ слѣдующему. Впрочемъ, выше приведенныя слова принадлежатъ не св. Ефрему, а Исааку Антіохійскому.
[6] Особенное обнаруженіе Промысла.
[7] Промыслъ Божій.
[8] Собственно: лупины, овощи, имѣющіе горячительное свойство.
[9] Т. е. на опытѣ личной жизни.
[10] Т. е. удобный случай для благодѣянія.
[11] Къ страстямъ.
[12] Въ сирійскомъ текстѣ: «по причинѣ нѣкотораго богатства, кратковременной власти и малаго краснорѣчія».
[13] Въ сирійскомъ текстѣ: «даже если вышеупомянутый грѣхъ не будетъ совершонъ».
[14] Духовный восторгъ.
[15] Въ сирійскомъ текстѣ: «прежде нежели придешь въ смятеніе».
[16] Переведено согласно съ сирійскимъ текстомъ: «грѣхъ заграждаетъ уста при молитвѣ».
[17] Въ сирійскомъ текстѣ: «чьи мысли всецѣло заняты заботой объ этой жизни, тотъ или изъ пустого тщеславія сейчасъ же воспламенится гнѣвомъ, или погружается въ мрачныя мысли, которыя возбуждаются имъ» (тщеславіемъ).
[18] Близкихъ.
[19] Суфиръ — то же, что Офиръ (3 Цар. 22, 48), — златоносная мѣстность въ Индіи.
[20] Грѣховныхъ.
[21] Т. е. скорбь ихъ.
[22] Въ сирійскомъ текстѣ: «ни на кого не гнѣвайся».
[23] Т. е. за слабость вѣры или за неправоту вѣры.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. — Изданiе третье, исправленное. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. — С. 291-307.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0