Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 59. О чинѣ монашескаго житія, о сокращеніи [1] и различіи онаго, и о томъ, почему и какимъ образомъ добродѣтели рождаются одна отъ другой.

Отъ дѣланія съ понужденіемъ [2] рождается безмѣрная горячность, распаляемая въ сердцѣ горячими помышленіями, впервые появляющимися въ умѣ. А сіе дѣланіе и храненіе утончаютъ умъ своею горячностію, и сообщаютъ ему видѣніе. И сіе видѣніе порождаетъ связанныя выше горячіе помыслы во глубинѣ душевнаго видѣнія, которое именуется созерцаніемъ. А сіе созерцаніе порождаетъ горячность, и отъ сей горячности, производимой благодатію созерцанія, рождается слезный потокъ, вначалѣ — въ малой нѣкоторой мѣрѣ, т. е. въ одинъ день много разъ идутъ у человѣка слезы и потомъ оскудѣваютъ, а засимъ слѣдуютъ непрестанныя слезы, и отъ непрестанныхъ слезъ душа пріемлетъ умиреніе помысловъ; отъ умиренія же помысловъ возвышается до чистоты ума, а при чистотѣ ума человѣкъ приходитъ въ видѣніе тайнъ Божіихъ; потому что чистота скрывается въ умиреніи отъ браней. Послѣ же сего умъ достигаетъ до зрѣнія откровеній и знаменій, какъ видѣлъ Пророкъ Іезекіиль. Сіе изображаетъ три степени, по которымъ душа приближается къ Богу. Начало всему этому — благое предъ Богомъ преднамѣреніе и виды дѣлъ безмолвія непреложные; они порождаются многимъ отсѣченіемъ и удаленіемъ себя отъ дѣлъ житейскихъ. Нѣтъ большой необходимости говорить о каждомъ видѣ сихъ дѣлъ, потому что они всѣмъ извѣстны; впрочемъ, поелику описаніе оныхъ не безполезно, и даже, какъ я утверждаю, скорѣе полезно читающимъ, то не должно лѣниться описать оныя.

Это суть: алканіе, жажданіе [3], чтеніе, всенощное и трезвенное бдѣніе, по мѣрѣ силъ каждаго, и множество поклоновъ, которые слѣдуетъ совершать и въ часы дневные, и многажды ночью. Пусть же самою малою мѣрою будетъ для тебя — положить тридцать поклоновъ въ одинъ разъ, потомъ поклониться честному кресту, и тѣмъ кончить. Но есть и такіе, которые, по силѣ своей, прибавляютъ къ этой мѣрѣ (поклоновъ). Иные же въ единой молитвѣ проводятъ три часа, имѣя умъ трезвенный и повергшись лицемъ на землю безъ принужденія и паренія помысловъ. И два сіи вида обнаруживаютъ и показываютъ множество богатства благостыни, т. е. благодати, какая удѣляется каждому человѣку по мѣрѣ его достоинства. Какой же иной способъ молитвы и пребыванія въ ней, свободнаго отъ принужденія, — сего нахожу я справедливымъ не объявлять, и, ни устнымъ словомъ, ни письменными начертаніями, не изображать чина сей молитвы, чтобы читающій, оказавшись не понимающимъ того, чтó читаетъ, не почелъ написаннаго не имѣющимъ смысла [4], или, если окажется онъ знающимъ это, не сталъ уничижать того, кто не знаетъ порядка въ этомъ, и въ послѣднемъ случаѣ не произошло бы укоризны, а въ первомъ — смѣха. И тогда, по изреченію Апостола, сказанному имъ о пророчествующихъ, и я окажусь въ таковыхъ дѣлахъ иноязычникомъ (1 Кор. 14, 11). Посему, кому желательно уразумѣть сіе, тотъ пусть идетъ описаннымъ выше путемъ, и послѣдовательно проходитъ умное дѣланіе [5]. И когда приступитъ къ этому самымъ дѣломъ, тогда самъ собою познаетъ сіе и, конечно, не потребуетъ учителя. Ибо говорятъ: сиди въ келліи, и это само по себѣ научитъ тебя всему. Богу же нашему да будетъ слава во вѣки! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Вмѣсто συντομίας «сокращеніи», можетъ быть, слѣдуетъ читать συντονίας «напряженности».
[2] Т. е. съ самопринужденіемъ.
[3] Слова «жажданіе» въ греч. текстѣ нѣтъ; оно добавлено изъ перевода Паисія.
[4] Въ греч. текстѣ стоитъ слово ἀνόνητα «безполезнымъ»; Паисій, повидимому, имѣлъ чтеніе ἀνόητα «неразумѣваема», «не имѣющимъ смысла», чтó мы и приняли здѣсь.
[5] Въ греч. текстѣ стоитъ: ἀϰόλουϑον ποιείτω τὴν ἐρχασίαν τῇ διανοίᾳ «пусть творитъ дѣланіе, согласное съ разумомъ». Но Паисій, повидимому, имѣлъ чтеніе ἀϰολούϑως и τῆς διανοίας «послѣдованно да творитъ дѣланіе мысли», чтo мы и приняли здѣсь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. — Изданiе третье, исправленное. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. — С. 307-320.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0