|
|||||
|
|
Святоотеческое наслѣдiе ![]() ![]() ![]() ![]() Святые по вѣкамъИзслѣдованiя![]() I-III вѣкъ ![]() IV вѣкъ ![]() V вѣкъ ![]() VI-X вѣкъ ![]() XI-XV вѣкъ ![]() Послѣ XV вѣка ![]() Acta martyrum Святые по алфавиту
Указатель ![]() Свт. Іоаннъ Златоустъ А | В | Г | Д | Е ![]() З | И | І | К | Л ![]() М | Н | О | П | Р ![]() С | Т | Ф | Х | Э ![]() Ю | Ѳ Сборники Календарь на Вашемъ сайтѣПравославный календарьНовости сайта
2015-01-07 / russportal
Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.): Слово на Рождество Господа нашего Іисуса Христа 2015-01-07 / russportal Свт. Амвросій Медіоланскій († 397 г.): Слово на Рождество Христово 2014-10-26 / russportal Св. Ѳеодоръ Студитъ (по поводу изданія въ русскомъ переводѣ его твореній) 2014-10-26 / russportal Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.): Малое оглашеніе (сл. 1-10) 2014-10-22 / russportal Свщмч. Діонисій Александрійскій († 265 г.): О природѣ, противъ епикурейцевъ 2014-10-22 / russportal Свт. Василій Великій († 379 г.): Бесѣда побудительная къ принятію св. крещенія Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
![]() VI-X ВѢКЪСЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ. Слово 59. О чинѣ монашескаго житія, о сокращеніи [1] и различіи онаго, и о томъ, почему и какимъ образомъ добродѣтели рождаются одна отъ другой. Отъ дѣланія съ понужденіемъ [2] рождается безмѣрная горячность, распаляемая въ сердцѣ горячими помышленіями, впервые появляющимися въ умѣ. А сіе дѣланіе и храненіе утончаютъ умъ своею горячностію, и сообщаютъ ему видѣніе. И сіе видѣніе порождаетъ связанныя выше горячіе помыслы во глубинѣ душевнаго видѣнія, которое именуется созерцаніемъ. А сіе созерцаніе порождаетъ горячность, и отъ сей горячности, производимой благодатію созерцанія, рождается слезный потокъ, вначалѣ — въ малой нѣкоторой мѣрѣ, т. е. въ одинъ день много разъ идутъ у человѣка слезы и потомъ оскудѣваютъ, а засимъ слѣдуютъ непрестанныя слезы, и отъ непрестанныхъ слезъ душа пріемлетъ умиреніе помысловъ; отъ умиренія же помысловъ возвышается до чистоты ума, а при чистотѣ ума человѣкъ приходитъ въ видѣніе тайнъ Божіихъ; потому что чистота скрывается въ умиреніи отъ браней. Послѣ же сего умъ достигаетъ до зрѣнія откровеній и знаменій, какъ видѣлъ Пророкъ Іезекіиль. Сіе изображаетъ три степени, по которымъ душа приближается къ Богу. Начало всему этому — благое предъ Богомъ преднамѣреніе и виды дѣлъ безмолвія непреложные; они порождаются многимъ отсѣченіемъ и удаленіемъ себя отъ дѣлъ житейскихъ. Нѣтъ большой необходимости говорить о каждомъ видѣ сихъ дѣлъ, потому что они всѣмъ извѣстны; впрочемъ, поелику описаніе оныхъ не безполезно, и даже, какъ я утверждаю, скорѣе полезно читающимъ, то не должно лѣниться описать оныя. Это суть: алканіе, жажданіе [3], чтеніе, всенощное и трезвенное бдѣніе, по мѣрѣ силъ каждаго, и множество поклоновъ, которые слѣдуетъ совершать и въ часы дневные, и многажды ночью. Пусть же самою малою мѣрою будетъ для тебя — положить тридцать поклоновъ въ одинъ разъ, потомъ поклониться честному кресту, и тѣмъ кончить. Но есть и такіе, которые, по силѣ своей, прибавляютъ къ этой мѣрѣ (поклоновъ). Иные же въ единой молитвѣ проводятъ три часа, имѣя умъ трезвенный и повергшись лицемъ на землю безъ принужденія и паренія помысловъ. И два сіи вида обнаруживаютъ и показываютъ множество богатства благостыни, т. е. благодати, какая удѣляется каждому человѣку по мѣрѣ его достоинства. Какой же иной способъ молитвы и пребыванія въ ней, свободнаго отъ принужденія, — сего нахожу я справедливымъ не объявлять, и, ни устнымъ словомъ, ни письменными начертаніями, не изображать чина сей молитвы, чтобы читающій, оказавшись не понимающимъ того, чтó читаетъ, не почелъ написаннаго не имѣющимъ смысла [4], или, если окажется онъ знающимъ это, не сталъ уничижать того, кто не знаетъ порядка въ этомъ, и въ послѣднемъ случаѣ не произошло бы укоризны, а въ первомъ — смѣха. И тогда, по изреченію Апостола, сказанному имъ о пророчествующихъ, и я окажусь въ таковыхъ дѣлахъ иноязычникомъ (1 Кор. 14, 11). Посему, кому желательно уразумѣть сіе, тотъ пусть идетъ описаннымъ выше путемъ, и послѣдовательно проходитъ умное дѣланіе [5]. И когда приступитъ къ этому самымъ дѣломъ, тогда самъ собою познаетъ сіе и, конечно, не потребуетъ учителя. Ибо говорятъ: сиди въ келліи, и это само по себѣ научитъ тебя всему. Богу же нашему да будетъ слава во вѣки! Аминь. Примѣчанія:
Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. — Изданiе третье, исправленное. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. — С. 307-320. |
||
«Русскiй Порталъ» © 2004-2018 |