Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКІЯ.

Слово 79. О гордости. Искушенія враговъ Божіихъ, которые горды.

Искушенія, бывающія по Божію попущенію на людей безстыдныхъ, которые въ мысляхъ своихъ превозносятся предъ благостію Божіею и оскорбляютъ гордостію своею Божію благость, суть слѣдующія: явныя демонскія искушенія, превышающія предѣлы душевныхъ силъ; отъятіе силы мудрости, какую имѣютъ люди; жгучее ощущеніе въ себѣ блудной мысли, попускаемой на нихъ для смиренія ихъ превозношенія; скорая раздражительность; желаніе поставить все по своей волѣ, препираться на словахъ, порицать; презрѣніе сердца [1]; совершенное заблужденіе ума; хулы на имя Божіе; юродивыя, достойныя смѣха, лучше же сказать — слезъ, мысли; и то, что пренебрегаютъ ими люди, въ ничто обращается честь ихъ, и тайно и явно, разными способами, наносится имъ срамъ и поруганіе отъ бѣсовъ; желаніе быть въ общеніи и обращеніи съ міромъ, непрестанно говорить и безразсудно пустословить, всегда отыскивать себѣ новости, а также и лжепророчества; обѣщать многое сверхъ силъ своихъ. И это суть искушенія душевныя.

Къ числу искушеній тѣлесныхъ принадлежатъ: болѣзненныя, присно-пребывающія, запутанныя, неудоборазрѣшимыя приключенія, всегдашнія встрѣчи съ людьми худыми и безбожными; или человѣкъ впадаетъ въ руки насильниковъ, или сердце его вдругъ, и всегда безъ причины, приводится въ движеніе страхомъ [2]; или часто терпитъ онъ страшныя, сокрушительныя для тѣла, паденія со скалъ, съ высокихъ мѣстъ и съ чего-либо подобнаго; или, наконецъ, чувствуетъ оскудѣніе въ томъ, что помогаетъ сердцу Божественною силою и упованіемъ вѣры; короче сказать, все невозможное и превышающее силы постигаетъ и ихъ самихъ и близкихъ имъ. Все же это, нами изложенное и перечисленное, принадлежитъ къ числу искушеній гордости.

Начало же ихъ появляется въ человѣкѣ, когда начинаетъ кто въ собственныхъ глазахъ своихъ казаться мудрымъ. И онъ проходитъ всѣ сіи бѣдствія по мѣрѣ усвоенія имъ себѣ таковыхъ помысловъ гордости. Итакъ, по роду искушеній своихъ заключай о путяхъ тонкости ума твоего. Если же увидишь, что нѣкоторыя изъ сихъ искушеній смѣшаны съ искушеніями, сказанными прежде, то знай, что, сколько имѣешь ты оныхъ, столько же проникаетъ въ тебя гордыня.

Выслушай еще и о другомъ способѣ [3]. Всякое тѣсное обстоятельство и всякая скорбь, если нѣтъ при нихъ терпѣнія, служатъ къ сугубому мученію, потому что терпѣніе въ человѣкѣ отвращаетъ бѣдствія, а малодушіе есть матерь мученія. Терпѣніе есть матерь утѣшенія и нѣкая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человѣку трудно найти эту силу въ скорбяхъ своихъ безъ Божественнаго дарованія, обрѣтаемаго неотступностью молитвы и изліяніемъ слезъ.

Когда угодно Богу подвергнуть человѣка большимъ скорбямъ, попускаетъ впасть ему въ руки малодушія. И оно порождаетъ въ человѣкѣ одолѣвающую его силу унынія, въ которомъ ощущаетъ онъ подавленность души, и это есть вкушеніе геенны; симъ наводится на человѣка духъ изступленія, изъ котораго источаются тысячи искушеній: смущеніе, раздраженіе, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, переселенія изъ одной страны въ другую и т. под. Если же спросишь: что причиною всего этого? — то скажу: твое нерадѣніе, ибо самъ ты не позаботился взыскать врачества отъ этого. Врачество же отъ всего этого одно; при помощи только онаго человѣкъ находитъ скорое утѣшеніе въ душѣ своей. Какое же это врачество? — Смиренномудріе сердца. Безъ него никто не возможетъ разорить преграду [4] сихъ золъ; скорѣе же найдетъ, что превозмогли надъ нимъ бѣдствія.

Не гнѣвайся на меня, что говорю тебѣ правду. Не взыскалъ ты смиренномудрія всею душею твоею. Но если хочешь, вступи въ его область, и увидишь, что освободитъ оно тебя отъ зла твоего. Ибо по мѣрѣ смиренномудрія дается тебѣ терпѣніе въ бѣдствіяхъ твоихъ, а по мѣрѣ терпѣнія облегчается тяжесть скорбей твоихъ, и пріемлешь утѣшеніе; по мѣрѣ же утѣшенія твоего увеличивается любовь твоя къ Богу; и по мѣрѣ любви твоей увеличивается радость твоя о Духѣ Святомъ. Щедролюбивый Отецъ нашъ — у истинныхъ сыновъ Своихъ, когда соблаговолитъ сотворить облегченіе ихъ искушеній, не отъемлетъ искушеній ихъ, но даетъ имъ терпѣніе въ искушеніяхъ. И всѣ сіи блага они пріемлютъ рукою терпѣнія своего къ усовершенію душъ своихъ. Да сподобитъ и насъ Христосъ Богъ, по благодати Своей, въ благодареніи сердца претерпѣть всякое зло изъ любви къ Нему! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Презирающее все, пренебрегающее всѣмъ сердце.
[2] Въ греч. текстѣ сказано: «страхомъ Божіимъ». Но у Паисія послѣдняго слова нѣтъ, и мы тоже опустили, какъ не соотвѣтствующее смыслу мѣста.
[3] Т. е. способѣ заключать объ искушеніяхъ.
[4] Крѣпость.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. — Изданiе третье, исправленное. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. — С. 390-392.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0