Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
Слова подвижническія.

Слово 86. Объ ангельскомъ движеніи [1], возбуждаемомъ въ насъ по Божію Промыслу для преуспѣянія души въ духовномъ.

Первая мысль, которая по Божію человѣколюбію западаетъ въ человѣка и руководствуетъ душу къ жизни, есть западающая въ сердце мысль объ исходѣ сего естества. За симъ помысломъ естественно слѣдуетъ презрѣніе къ міру; и этимъ начинается въ человѣкѣ всякое доброе движеніе, ведущее его къ жизни. И какъ бы основаніе какое полагаетъ въ человѣкѣ сопутствующая ему Божественная сила, когда восхощетъ явить въ немъ жизнь. И если человѣкъ эту сказанную нами мысль не угаситъ въ себѣ житейскими связями и суесловіемъ, но будетъ возращать ее въ безмолвіи, и пребудетъ въ ней созерцаніемъ, и займется ею, то она поведетъ человѣка къ глубокому созерцанію, котораго никто не въ состояніи изобразить словомъ. Сатана весьма ненавидитъ сей помыслъ, и всѣми своими силами нападаетъ, чтобы истребить его въ человѣкѣ, и, если-бы можно было, отдалъ бы ему царство цѣлаго міра, только бы развлеченіемъ изгладить въ умѣ человѣка таковый помыслъ, и, если-бы могъ, какъ сказано, то сдѣлалъ бы это охотно. Ибо знаетъ льстецъ сей, что, если помыслъ сей пребываетъ въ человѣкѣ, то умъ его стоитъ уже не на этой землѣ обольщенія, и козни его къ человѣку не приближаются. Будемъ же разумѣть это не о томъ первомъ помыслѣ, который напоминаніемъ своимъ возбуждаетъ въ насъ память смертную, но о полнотѣ сего дѣла, когда влагаетъ оно въ человѣка неотлучную память о смерти, и когда постояннымъ помышленіемъ о ней человѣкъ поставляется въ состояніе непрестаннаго удивленія. Ибо первый помыслъ [2] есть нѣчто тѣлесное, а сей послѣдній есть духовное созерцаніе и дивная благодать. Сіе созерцаніе облечено въ свѣтлыя мысли. И кто имѣетъ оное, тотъ уже не любопытствуетъ болѣе о семъ мірѣ и не привязанъ къ своему тѣлу.

Совершенно справедливо, возлюбленные, что если-бы Богъ на малое время даровалъ людямъ это истинное созерцаніе, то въ мірѣ семъ не стало бы преемства [3]. Созерцаніе это служитъ узами, предъ которыми не можетъ устоять природа, и для пріемлющаго въ душу свою постоянное размышленіе о семъ — оно есть благодать Божія, которая сильнѣе всѣхъ отдѣльныхъ дѣланій, и которая дается находящимся на средней степени, въ правотѣ сердца желающимъ покаянія. Дается же именно тѣмъ, о коихъ извѣстно Богу, что имъ дѣйствительно подобаетъ удаляться отъ міра сего къ лучшей жизни по благой Его волѣ, какую обрѣлъ Онъ въ нихъ. Возрастаетъ же и пребываетъ благодать сія въ нихъ въ отшельнической и уединенной ихъ храминѣ. Сего созерцанія будемъ испрашивать въ молитвахъ; ради него будемъ совершать долгія бдѣнія, и со слезами станемъ умолять Господа, чтобы даровалъ намъ его, какъ благодать, ни съ чѣмъ несравнимую, и мы не будемъ уже болѣе изнемогать въ трудахъ міра сего. Вотъ начало помысловъ жизни, совершающее въ человѣкѣ полноту правды!

Примѣчанія:
[1] Побужденіи человѣка.
[2] Т. е. первый помыслъ о смерти.
[3] Рода человѣческаго.

Источникъ: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. — Изданiе третье, исправленное. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. — С. 413-414.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла /Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0