Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
Слова подвижническія.

Слово 87. О второмъ дѣланіи въ человѣкѣ.

Другое послѣ сего бываетъ дѣланіе, когда человѣкъ хорошо проходитъ добрую жизнь, и достигнетъ восхожденія на степень покаянія, и приблизится ко вкушенію созерцанія и дѣланія его [1]. Когда свыше пріимѣтъ онъ благодать вкусить сладости вѣдѣнія Духа, начало сего дѣланія состоитъ въ слѣдующемъ: предварительно удостовѣряется человѣкъ въ промышленіи Божіемъ о человѣкѣ, просвѣщается любовію Его къ твари [2], и удивляется и устроенію существъ разумныхъ и великому о нихъ попеченію Божію. Съ сего начинаются въ немъ сладость Божественная, воспламененіе любви къ Богу, возгорающейся въ сердцѣ и попаляющей душевныя и тѣлесныя страсти; и эту силу ощущаетъ въ себѣ человѣкъ, какъ скоро о всѣхъ тварныхъ естествахъ и о всякомъ встрѣчающемся ему предметѣ станетъ размышлять разумно, входить о нихъ въ изслѣдованія и разсуждать духовно. Посему-то человѣкъ, при такой сильной и Божественной рачительности и доброй совѣсти, начинаетъ тогда возбуждаться къ Божественной любви, и сразу упоевается ею, какъ виномъ; разслабѣваютъ члены его, мысль его пребываетъ въ изумленіи, сердце его отводится въ плѣнъ Богу; и такимъ образомъ, какъ сказалъ я, уподобляется онъ упившемуся виномъ. И въ какой мѣрѣ усиливаются внутреннія ощущенія, въ такой усиливается сіе созерцаніе. И въ какой мѣрѣ человѣкъ старается о добромъ житіи, о храненіи себя, о томъ, чтобы проводить время въ чтеніи и въ молитвахъ, въ такой же утверждается и упрочивается въ немъ сила ихъ. И совершенно справедливо, братія, что временемъ приходится ему не помнить [3] о себѣ самомъ, что носитъ это тѣло, и не знаетъ, въ этомъ ли онъ мірѣ.

Вотъ начало духовнаго созерцанія въ человѣкѣ, а сіе — начало всѣхъ откровеній уму! И этимъ началомъ умъ возрастаетъ и укрѣпляется въ сокровенномъ; имъ-то возводится къ инымъ, превышающимъ человѣческую природу, откровеніямъ; короче сказать, его рукою сообщаются человѣку всѣ Божественныя созерцанія и откровенія Духа, какія пріемлютъ святые въ мірѣ семъ, и всѣ дарованія и откровенія, какія только естество можетъ познать въ жизни сей. Вотъ — корень нашего чувства, влагаемый въ насъ Творцемъ нашимъ! Блаженъ человѣкъ, который сохранилъ это доброе сѣмя, какъ скоро пало оно въ душу его, и возрастилъ оное, и не расточилъ его изъ себя суетою и пареніемъ мысли о преходящемъ и тлѣнномъ. Богу же нашему да будетъ слава во вѣки! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Покаянія.
[2] Въ греческомъ текстѣ: «любовію своею къ Творцу». Въ нашемъ переводѣ принято чтеніе Паисія.
[3] По древнему славянскому переводу печатное чтеніе τοῦ μνημονεῦσαι надлежитъ исправить такъ: τοῦ μὴ μνημονεῦσαι.

Источникъ: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. — Изданiе третье, исправленное. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. — С. 414-416.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла /Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0