Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
Слова подвижническія.

Слово 1. О томъ, какъ далеко простираются предѣлы разума, и предѣлы вѣры.

Есть разумъ предшествующій вѣрѣ, и есть разумъ раждающійся отъ вѣры. Разумъ предшествующій вѣрѣ есть разумъ естественный, а раждающійся отъ вѣры есть разумъ духовный. Есть разумъ естественный, различающій добро отъ зла, который и называется естественнымъ разпознаніемъ, посредствомъ котораго мы разпознаемъ добро отъ зла естественно — безъ ученія. Сей разумъ Богъ вложилъ въ разумную природу; отъ ученія же онъ получаетъ приращеніе и прибавленіе. Нѣтъ никого, ктобъ не имѣлъ онаго. Сія сила естественнаго разума разумной души есть разпознаніе добра и зла, непрестанно въ ней дѣйствующее. И лишившіеся онаго суть ниже разумной природы; а имѣющіе оное прямо стоятъ въ душевной природѣ. Сіи не лишены ничего того, что Богъ далъ природѣ къ достоинству разумныхъ своихъ существъ. До тѣхъ, которые потеряли сіе распознаніе, различающее добро отъ зла, Пророкъ укоряетъ, говоря: человѣкъ въ чести сый, не разумѣ (Псал. 48, 13). Достоинство разумной природы состоитъ въ разпознаніи, различающемъ добро отъ зла; и потерявшихъ оное Пророкъ справедливо уподобилъ скотамъ несмысленнымъ, не имѣющимъ разума и разсудительности. При разсудительности намъ можно найти путь къ Богу. Она есть разумъ естественный, она предшествуетъ вѣрѣ, и она есть путь къ Богу. И посредствомъ оной мы умѣемъ различать добро отъ зла, и принимать вѣру. Сила естества свидѣтельствуетъ, что должно человѣку вѣровать въ Того, Кто привелъ все сіе въ бытіе, и вѣрить словамъ заповѣдей Его и исполнять ихъ. А отъ вѣры раждается страхъ Божій. И когда онъ сопровождаетъ дѣла, и мало по малу умножаетъ дѣйствіе свое, тогда раждаетъ духовный разумъ, который, какъ мы сказали, раждается отъ вѣры.

Естественный разумъ, который есть разсудительность или различеніе добра и зла Богомъ положенное въ природѣ нашей, убѣждаетъ насъ въ томъ, что должно вѣровать въ Бога, произведшаго все. А вѣра производитъ въ насъ страхъ, страхъ же принуждаетъ насъ раскаяваться и дѣйствовать: и такимъ образомъ дается человѣку духовный разумъ, который есть чувствованіе таинъ раждающее вѣру истиннаго созерцанія. Не просто же такимъ образомъ отъ одной нагой вѣры раждается духовное знаніе, но вѣра раждаетъ страхъ Божій, и когда мы начнемъ дѣйствовать въ страхѣ Божіемъ, то отъ дѣйствія страха Божія раждается духовный разумъ, какъ сказалъ св. Іоаннь Златоустъ: «когда кто пріобрѣтаетъ волю, повинующуюся страху Божію и прямому разуму, то тотчасъ получаетъ откровеніе сокровеннаго»: откровеніемъ же сокровеннаго называетъ духовный разумъ.

Впрочемъ не страхъ Божій раждаетъ духовный разумъ. Ибо чего нѣтъ въ природѣ, то не можетъ родиться. Но сей разумъ, какъ даръ, дается по дѣйствію страха Божія. Когда хорошо изслѣдуешь, что есть страхъ Божій: то найдешь, что это есть покаяніе, и духовное знаніе въ немъ. Сіе-то есть тотъ даръ, который мы, какъ сказали, вѣрно получаемъ чрезъ покаяніе; поелику залогъ онаго мы пріемлемъ въ крещеніи. Даръ же, о которомъ мы сказали, получаемый чрезъ покаяніе, есть сей духовный разумъ, даръ, по дѣйствію страха даруемый. Духовный разумъ есть способность чувствовать сокровенное. Когда чувствуетъ кто сіе невидимое и превыспренное, то его чувствованіе отъ сего получаетъ имя духовнаго разума, и въ чувствованіи томъ раждается другая вѣра, не противная той первой, но подтверждающая ту вѣру. И называютъ ее вѣрою созерцанія. Доселѣ вѣра была отъ слуха, а теперь созерцаніе. Созерцаніе вѣрнѣе слуха.

Все сіе раждается отъ разума, находящагося въ природѣ, различающаго добро и зло. И онъ есть доброе сѣмя добродѣтели, что уже сказано. И если сей естественный разумъ мы закроемъ нашею любострастною волею; то лишимся всѣхъ оныхъ благъ. Сей естественный разумъ сопровождается безпрестанно пронзающею совѣстію, безпрерывнымъ памятованіемъ смерти, и нѣкою заботою, которая мучитъ до исхода сего. За симъ печаль, поникшій видъ, страхъ Божій, стыдъ природный, печаль о прежнихъ своихъ грѣхахъ, должное тщаніе, памятованіе о общемъ пути, и забота о нужномъ для пути, и слезное прошеніе у Бога того, чтобъ хорошо войти въ ту дверь, которая есть прохожденіе всей природы, презрѣніе міра. И великъ подвигъ для пріобрѣтенія добродѣтели! Все сіе находится въ разумѣ естественномъ. И такъ да сравнитъ каждый дѣла свои съ симъ. Ибо когда находится человѣкъ въ семъ, то онъ шествуетъ путемъ естественнымъ. И когда превышаетъ сіе, и входитъ въ любовь; тогда онъ превышаетъ природу, и удаляется отъ него подвигъ, и страхъ, и трудъ, и тяжесть во всемъ. Сіе слѣдуетъ за естественнымъ разумомъ. И сіе находимъ въ насъ самихъ, когда не закрываемъ онаго нашею любострастною волею. И мы находимся въ семъ состояніи дотолѣ, доколѣ не придемъ въ любовь, которая освобождаетъ насъ отъ всего того. Пусть всякъ разсудитъ о сказанномъ, и изслѣдуетъ самаго себя по какому пути онъ идетъ, по тому ли, который не отъ природы, или по тому, который по природѣ, или по тому, который выше природы. Посредствомъ сказаннаго ясно и скоро всякъ можетъ найти, какъ должно управлять всею жизнію. И когда не находится онъ въ томъ, что названо нами бывающимъ по природѣ, какъ мы опредѣлили, и когда нѣтъ его въ томъ, что выше природы; то явно, что онъ находится въ томъ, что не отъ природы. Слава нашему Богу во вѣки! Аминь.

Источникъ: Святаго отца нашего Исаака Сиріанина, Слово 1. О томъ, какъ далеко простираются предѣлы разума, и предѣлы вѣры. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Медицинской Типографіи, 1821. — Часть II. — С. 242-247.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0