Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
Слова подвижническія (М., 1854 г.).

Слово 3. О томъ, что душа до познанія Божіей премудрости и Божіихъ тварей доходитъ безъ труда, если безмолвствуетъ вдали отъ міра и житейскихъ понеченій; ибо тогда можетъ познавать естество свое и тѣ сокровища, какія имѣетъ сокрытыми внутри себя.

Когда не вошли въ душу отвнѣ житейскія попеченія, но пребываетъ она въ естественномъ своемъ состояніи; тогда непродолжителенъ бываетъ трудъ ея, и доходитъ она до познанія Божіей премудрости; потому что удаленіе души отъ міра и безмолвіе ея естественно побуждаютъ ее къ познанію Божіихъ тварей, а отъ сего возносится она къ Богу, въ удивленіи изумѣваетъ, и пребываетъ съ Богомъ. Ибо, когда въ душевный источникъ не входятъ воды отвнѣ, тогда естественныя, источающіяся въ ней воды непрестанно пораждаютъ въ душѣ помышленія о чудесахъ Божіихъ. А какъ-скоро душа оказывается неимѣющею сихъ помышленій; это значитъ, или что подана къ тому нѣкая причина какими-либо чуждыми воспоминаніями, или что чувства отъ встрѣчи съ предметами произвели противъ нея мятежъ. Когда же чувства заключены безмолвіемъ, не позволяется имъ устремляться внѣ и при помощи безмолвія устарѣютъ памятованія; тогда увидишь, чтó такое — естественные помыслы души, чтó такое — самое естество души, и какія сокровища имѣетъ она скрытыми въ себѣ. Сокровища же сіи составляетъ познаніе безплотныхъ, возникающее въ душѣ само собою, безъ предварительной мысли и безъ труда о немъ. Даже человѣкъ не знаетъ, что таковые помыслы возникаютъ въ природѣ человѣческой. Ибо кто былъ ему учителемъ? или какъ постигъ онъ то, чтó, и будучи умопредставлено, не можетъ быть уяснено для другихъ? или кто былъ путеводителемъ его въ томъ, чему нимало не учился онъ у другаго?

Такова-то природа души: Слѣдовательно, страсти суть нѣчто придаточное, и въ нихъ виновна сама душа. Ибо по природѣ душа безстрастна. Когда же слышишь въ Писаніи о страстяхъ душевныхъ и тѣлесныхъ, да будетъ тебѣ извѣстно, что говорится сіе относительно къ причинамъ страстей. А душа по природѣ безстрастна. Не принимаютъ сего держащіеся внѣшняго любомудрія, а подобно имъ и ихъ послѣдователи. Напротивъ того, мы вѣруемъ такъ, что Богъ созданнаго по образу сотворилъ безстрастнымъ. Созданнымъ же по образу разумѣю относительно не къ тѣлу, но къ душѣ, которая невидима. Ибо всякій образъ снимается съ предлежащаго изображенія. Невозможно же представить какой-либо образъ безъ видѣннаго прежде ему подобія. Посему, должно увѣриться, что страсти, какъ сказали мы выше, не въ природѣ души. Если же кто противорѣчитъ сказанному; то мы предложимъ ему вопросъ, и пусть отвѣтствуетъ онъ намъ.

Вопросъ. Что такое естество души? Безстрастное ли нѣчто и исполненное свѣта, или страстное и омраченное?

Отвѣтъ. Если нѣкогда естество души было просвѣтлено и чисто, по причинѣ пріятія имъ въ себя блаженнаго свѣта, а подобно сему таковымъ же оказывается, когда возвращается въ первобытный чинъ; то несомнѣнно уже, что душа бываетъ внѣ своего естества, какъ-скоро приходитъ въ страстное движеніе, какъ утверждаютъ и кормители Церкви. Поэтому, страсти привзошли въ душу въ послѣдствіи, и несправедливо — говорить, будто бы страсти — въ естествѣ души, хотя она и приводится ими въ движеніе. Итакъ явно, что приводится она въ движеніе внѣшнимъ, не какъ своимъ собственнымъ. И если страсти называются душевными [1], потому что душа приводится ими въ движеніе безъ участія тѣла; то и голодъ, и жажда, и сонъ будутъ душевными же; потому что и въ нихъ, а равно при отсѣченіи членовъ, въ горячкѣ, въ болѣзняхъ и въ подобномъ тому, душа страждетъ и совоздыхаетъ съ тѣломъ. Ибо душа соболѣзнуетъ тѣлу по общенію съ нимъ, какъ и тѣло соболѣзнуетъ душѣ; душа веселится при веселіи тѣла, пріемлетъ въ себя и скорби его. Богу же нашему слава и держава, во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ греческомъ читается: ϕυσιϰά (естественными), но согласно съ древними славянскими рукописями лучше читать: ψυχιϰά (душевными).

Источникъ: Иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сиріянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневіи, Слова подвижническія. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1854. — С. 20-22. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 23.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0