Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Исаакъ Сиринъ († VII в.)
Слова подвижническія (М., 1854 г.).

Слово 6. О милосердіи Владыки, по которому съ высоты величія Своего снизошелъ къ немощи человѣческой, и объ искушеніяхъ.

И еще Господь нашъ, промышляя сообразно съ Своею милостію и по мѣрѣ благодати Своей, если вникнешь смысленно, повелѣлъ молиться и о тѣлесныхъ искушеніяхъ. Ибо, зная, что естество наше, по причинѣ перстнаго и бреннаго тѣла, немощно, и не въ состояніи противостать искушеніямъ, когда бываетъ въ нихъ, и потому отпадаетъ отъ истины, обращаетъ хребетъ и одолѣвается скорбями; повелѣлъ молиться, чтобы не впадать намъ въ искушенія внезапно, если и безъ нихъ возможно благоугодить Богу. А если человѣкъ, стремясь къ высокой добродѣтели, внезапно впадетъ въ страшныя искушенія, и не выдержитъ; то не можетъ онъ въ это время дойдти до совершенства въ добродѣтели.

Не надлежитъ намъ имѣть лицепріятія ни къ себѣ самимъ, ни къ другимъ, изъ страха оставлять дѣло благородное и чсстное, въ которомъ сокрыта жизнь души, и выставлять предлоги и ученія, потворствующія слабости, напримѣръ сіе: молитеся, да не внидите въ напасть. Ибо о таковыхъ сказано, что они ради заповѣди грѣшатъ втайнѣ. Посему, если приключится человѣку, и постигнетъ его, искушеніе, и понуждаемъ онъ будетъ нарушить одну изъ сихъ Моихъ заповѣдей, то-есть, оставить цѣломудріе или иноческое житіе, или отречься отъ вѣры, или не подвизаться за Христа, или оставить безъ исполненія одну изъ заповѣдей; то ежели онъ убоится и не противостанетъ искушеніямъ мужественно, — отпадетъ отъ истины.

Отнынѣ уже всѣми силами будемъ пренебрегать тѣломъ, предадимъ душу Богу, и о имени Господнемъ вступимъ въ борьбу съ искушеніями. И Кто спасъ Іосифа въ землѣ египетской, показалъ въ немъ подобіе и образецъ цѣломудрія, Кто сохранилъ невредимыми Даніила во рвѣ львиномъ, и трехъ юношей въ пещи огненной, Кто избавилъ Іеремію изъ рва тиннаго, и даровалъ ему милость въ станѣ халдейскомъ, Кто Петра извелъ изъ узилища при затворенныхъ дверяхъ, и Павла спасъ отъ сонмища іудейскаго, короче сказать, Кто всегда на всякомъ мѣстѣ, во всякой странѣ соприсущъ рабамъ Своимъ, и являетъ въ нихъ силу и побѣду Свою, соблюдаетъ ихъ во многихъ необычайныхъ обстоятельствахъ, показываетъ имъ спасеніе Свое во всѣхъ скорбяхъ ихъ, Тотъ и насъ да укрѣпитъ и да спасетъ среди окружающихъ насъ волнъ! Аминь.

Да будетъ въ душахъ нашихъ столько же ревности противъ діавола и его приставниковъ, сколько имѣли Маккавеи, и святые Пророки, и Апостолы, и Мученики, и Преподобные, и Праведные, которые установили божественные законы и духовныя заповѣди въ странахъ страшныхъ, при искушеніяхъ самыхъ трудныхъ, и міръ и тѣло повергли позади себя, и устояли въ правдѣ своей, не уступивъ надъ собою побѣды опасностямъ, которыя вмѣстѣ съ ихъ душами окружали и тѣла, но побѣдивъ ихъ мужественно. Имена ихъ написаны въ книгѣ жизни даже до пришествія Христова, и ученіе ихъ, по Божію повелѣнію, соблюдается для нашего наставленія и укрѣпленія, какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ (Рим. 15, 4), чтобы мы стали мудрыми, и познали пути Божіи, и имѣли у себя предъ очами сказанія о нихъ и житія ихъ, какъ одушевленные и живые образы, ихъ брали себѣ за образецъ, шествовали ихъ путемъ, и имъ уподоблялись. О, какъ сладостны божественныя словеса душѣ благосмысленной! Они тó-же для души, чтó для тѣла пища, поддерживающая его. Сказанія же о праведныхъ такъ-же вожделѣнны слуху кроткихъ, какъ и постоянное орошеніе недавно насажденному растенію.

Итакъ, возлюбленный, какъ доброе нѣкое врачевство для слабыхъ глазъ, содержи въ умѣ Промыслъ Божій, которымъ охраняется все отъ начала и донынѣ; памятованіе о семъ храни въ себѣ на всякій часъ, о семъ размышляй и заботься, изъ сего извлекай для себя наставленія, чтобы навыкнуть тебѣ хранить въ душѣ своей памятованіе о величіи чести Божіей, и обрѣсти душѣ своей вѣчную жизнь во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Который, какъ Богъ и человѣкъ, содѣлался Ходатаемъ Бога и человѣковъ. Къ славѣ, окружающей престолъ чести Его, не могутъ приближаться чины Ангельскіе; но ради насъ явился Онъ въ уничиженномъ и смиренномъ образѣ, какъ говоритъ Исаія: видѣхомъ Его, и не имяше вида, ни доброты (Ис. 53, 2). Тотъ, Кто по естеству невидимъ всей твари, облекся въ тѣло, и совершилъ домостроительство для спасенія и жизни всѣхъ народовъ, въ Немъ обрѣтшихъ очищеніе. Ему слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сиріянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневіи, Слова подвижническія. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1854. — С. 37-40. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 23.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0