Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣда на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи
[1].

Всякое время удобно для того, чтобы положить начало спасительному житію. Выражая это, великій Павелъ говорилъ: се время благопріятно, се день спасенія: отложимъ убо дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта: яко во дни благообразно да ходимъ (Рим. 13, 11-13), обозначая, какъ благопріятный для спасенія, не какой-либо извѣстный часъ или день, но все время послѣ явленія Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Съ восходомъ на землѣ чувственнаго солнца наступаетъ время тѣлеснаго дѣланія для людей, о чемъ говоритъ и Давидъ: возсія солнце... и изыдетъ человѣкъ на дѣло свое и на дѣланіе свое до вечера (Псал. 103, 22); подобно этому, и послѣ того, какъ явилось во плоти Солнце правды, все время по Его появленіи удобно для дѣлъ духовныхъ. Но относительно чувственнаго солнца, поелику оно прерывается ночью, говорится: изыдетъ человѣкъ на дѣло свое до вечера; между тѣмъ какъ, наоборотъ, Солнце правды, поелику у Него нѣтъ вечера, и, по выраженію апостольскому, нѣсть измѣненіе или преложенія стѣнь (Іак. 1, 17), даруетъ намъ непрерывно благопріятное для духовнаго дѣланія время. Если же, однако, бываетъ время сѣянія и время жатвы, время насажденія деревьевъ и время собиранія плодовъ, всему — свое время: и если ты ищешь начало особенно приличествующаго для дѣлъ благотворенія: то это есть время осеннее и, именно, тотъ мѣсяцъ осени, который есть первый, по нашему, мѣсяцъ и начало года, въ каковой мѣсяцъ получило начало и наше спасеніе, что нынѣ мы и празднуемъ. Ибо нынѣ у насъ — первый праздникъ и торжество нашего возсозданія, — торжество, въ которомъ мѣсто временнаго законоположенія заступаетъ постоянное, букву замѣняетъ собою духъ, вмѣсто тѣни — истина. Нынѣ является новый міръ и чудесный рай, въ которомъ и изъ котораго явился новый Адамъ, возсозидая древняго Адама и возобновляя весь міръ: онъ не обольщается, но обольщаетъ обольстителя и даруетъ свободу тѣмъ, которые были порабощены грѣху посредствомъ коварнаго обмана.

Нынѣ уготована на землѣ чудесная книга, которая можетъ принести въ свѣтъ не образы словъ, а Само живое Слово, и Слово не воздушное, а небесное, — Слово, не подвергающееся тлѣнію, а освобождающее отъ тлѣнія и тѣхъ, которые приближаются къ Нему, — Слово, не отъ движенія языка человѣческаго происходящее, а раждаемое превѣчно отъ Бога Отца. Нынѣ явилась воодушевленная и нерукотворенная скинія, и разумный, одушевленный кивотъ хлѣба жизни, поистинѣ посланнаго съ небесъ. Нынѣ, согласно изреченію псалмовъ, истина отъ земли возсія, и съ небесе приниче правда (Псал. 84, 12), которая, бывъ осуждена по неправдѣ, осудила по правдѣ и связала сильнаго въ ярости, исторгнувъ оружія его и приспособивъ ихъ къ принятію Божественной правды, и, такимъ образомъ, даровала плѣнникамъ грѣха право быть оправданными вѣрою въ Господа. Нынѣ, какъ предречено было, изъ корня Іессеева произошелъ жезлъ и процвѣлъ отъ него цвѣтъ (Ис. 11, 1), который не только самъ не подверженъ увяданію, а напротивъ, призываетъ и все наше естество, отцвѣтшее и потому отпавшее отъ неувядаемаго мѣста наслажденій, и возвращаетъ его въ благопроцвѣтаніе и, даруя ему вѣчно цвѣтущее состояніе, возводитъ его на небо, приводитъ его въ рай. Произошелъ тотъ жезлъ, чрезъ который великій пастырь перевелъ разумную паству въ вѣчныя пастбища, — жезлъ, опираясь на который, наша природа отложила дряхлость и безсиліе и легко шествуетъ къ небу, оставляя землю долу... Кто же этотъ новый міръ, этотъ чудный рай, эта поразительная книга, эта скинія Божія и кивотъ, истина изъ земли и многохвальный жезлъ Іессеевъ? Это все — Приснодѣва, до рожденія и по рожденіи Дѣва, рождество Которой отъ безплодной мы нынѣ празднуемъ.

Іоакимъ и Анна, пребывая въ сожитіи и будучи непорочны предъ Богомъ, считались по закону у израильтянъ достойными порицанія, поелику не имѣли дѣтей (такъ какъ у іудеевъ еще не было надежды на безсмертіе, то поэтому преемство рода казалось имъ самою необходимою вещію). Нынѣ, послѣ того какъ днесь родившаяся Дѣва Своимъ рожденіемъ въ дѣвствѣ даровала намъ вѣчность, уже преемство по дѣторождонію не необходимо для насъ. Но тогда плодородіе казалось для израильтянъ предпочтительнѣе даже добродѣтели, а безплодіе считалось у нихъ столь позорнымъ порокомъ, что и эти праведники дѣлались предметами не столько похвалы за свою добродѣтель, сколько поношенія за безплодіе. Крайне скорбя о поношеніи, памятуя объ Авраамѣ и Саррѣ и о другихъ, испытавшихъ горесть бездѣтности, и зная объ испытанномъ нѣкоторыми средствѣ врачеванія отъ такой печали, рѣшили и они прибѣгнуть къ средству — съ молитвою обратиться къ Богу. Съ этою цѣлію брагоразумный Іоакимъ удаляется въ пустыню и, поселившись въ ней, подвизается въ постѣ, возсылаетъ Богу молитву о томъ, чтобы содѣлаться отцемъ. Онъ не переставалъ молиться и не возвращался оттуда, доколѣ не получилъ извѣщенія о томъ, что его молитва услышана. Съ другой стороны, и единодушная Анна заключается въ саду и съ сердцемъ полнымъ скорби восклицаетъ ко Господу: «услыши меня, Боже отцевъ моихъ, и благослови меня, какъ Ты благословилъ чрево Сарры». И услышалъ Господь и благословилъ ихъ, обѣщалъ даровать и нынѣ приводитъ въ исполненіе Свое обѣтованіе: даруетъ имъ Дщерію чудеснѣйшую изо всего когда-либо чудеснаго, Самое Ее, родившую Творца всяческихъ, обоготворившую человѣческій родъ и онебесившую землю, содѣлавшую Бога Сыномъ человѣческимъ, а людей сынами Божіими (ибо Она зачала въ Себѣ безъ сѣмени и родила неизреченно во плоти Того, Кто создалъ всю тварь изъ ничего и привелъ ее въ благобытіе, и не допускаетъ, чтобы она снова впала въ небытіе). Для чего же Она родилась отъ чрева безплоднаго? Для того, чтобы разсѣять печаль и уничтожить поношеніе родителей, и чтобы даровать прообразъ разсѣанія скорби и проклятія прародителей рода, имѣющаго быть чрезъ Нее. И такъ какъ и природа дерзнула бы содѣлать общимъ (къ рожденію многихъ дѣтей) то чрево, въ коемъ пребывала и изъ коего родилась Та, Которая одна населяла святое святыхъ и одна содѣлалась обиталищемъ Творца природы? Ибо, подобно тому, какъ до Нея и послѣ Нея никто не обиталъ во святомъ святыхъ: такъ весьма естественно было, чтобы и никакое другое дитя не было зачато въ этой матерней утробѣ ни прежде, ни послѣ Нея. И поелику потребно было, чтобы Матерь Божія была Дѣвою и отъ рода Давидова, а время уже настало, и Дѣва должна была быть предуготованною, между тѣмъ никто изъ другихъ, даже изъ принадлежащихъ къ роду Давидову, не нашелся добродѣтельнѣе сихъ бездѣтныхъ праведниковъ: то посему они, хотя бездѣтные, были предпочтены многодѣтнымъ, дабы отъ такихъ многодобродѣтельныхъ зачата была предобродѣтельная Дѣва, и отъ чистыхъ — Пречистая, дабы, такимъ образомъ, цѣломудріе въ соединеніи съ молитвою и подвигами оплодотворилось и содѣлалось родителемъ дѣвства. О, сердца непорочныя, возсылавшія молитву столь далеко дошедшую и столь великое дѣло совершившую! Ибо должно было, чтобы великое чудо было предуготовлено чудомъ, и чтобы природа постепенно подчинялась благодати.

Вы же, слушатели моихъ словъ, разумная моя во Христѣ паства, приносите Матери Божіей дѣла добродѣтелей и свое преспѣяніе въ нихъ, какъ даръ родительный. Мужи и жены, старцы со юношами, богатые и нищіе, владыки и подвластные, кратко говоря: всякій родъ и возрастъ, всякій изъ васъ усердно да пріиметъ небесное сѣмя, спасительное слово и да способствуетъ чрезъ себя плоду богоугодному: никто изъ васъ да не оставитъ начало благодѣянія безплодыымъ. Никто изъ васъ пусть не проявляетъ вѣру свою во Христа Іисуса однимъ лишь языкомъ: ибо не всякъ глаголяй Ми, говоритъ Господь, Господи, Господи, внидетъ въ царствіе небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ (Матѳ. 7, 21); и никтоже возложъ руку свою на рало и зря вспять управленъ есть въ царствіи Божіи (Лук. 9, 62). Дѣвы и избравшія по обѣту уединенную жизнь, живите во всемъ по Бозѣ, ради нынѣ родившейся за насъ Дѣвы; живите ради Нея и ради единаго, воплотившагося отъ Нея, Бога, на Него одного взирая и Его одного считая собственнымъ услажденіемъ, радуясь во упованіи, терпя въ скорби, служа другъ другу, — чистыя и дѣвственныя тѣломъ и душею, во всемъ являя духовное и дѣвственное настроеніе и жительство. Такимъ образомъ, слѣдуя за Богоматерію, вы перенесетесь и внидете въ нерукотворенный храмъ Царя небесъ. Тѣ же изъ васъ, которые находятся въ супружествѣ, не отдавайте себя всецѣло міру сему: ибо и для васъ этотъ новоутвержденный и, воистину, премірный храмъ (разумѣю Богоматерь) нынѣ явился плодомъ супружества. Старцы, покажите подобающее старости настроеніе въ помыслахъ, въ словахъ и въ дѣйствіяхъ и не ведите себя, какъ юноши, размышляя по плоти и жительствуя по плоти. Юноши, подражайте таковымъ старцамъ, почитая ихъ и поучаясь отъ нихъ, и познайте, чтó такое — честная старость, и какимъ образомъ юность не уступаетъ цѣломудренной старости; а если вы не знаете, то спросите премудраго Соломона и отъ него услышите, что сѣдина есть мудрость человѣкомъ и возрастъ старости — житіе нескверно (Прем. 4, 9). Кто изъ васъ имѣетъ у себя какой-либо избытокъ въ земномъ, скоропреходящемъ и непостоянномъ, тотъ пусть даетъ это другому, и тогда пріобрѣтетъ себѣ вѣчную жизнь. Тѣ изъ васъ, которые не имѣете необходимаго для себя, обогащайтесь терпѣніемъ и благодареніемъ Богу, дабы, бывъ причислены къ ублажаемымъ отъ Господа нищимъ, вы наслѣдовали небесное царствіе. Начальствующіе, судите судъ правый и не злоупотребляйте властію своею надъ подчиненными, ибо это — несправедливо; наоборотъ, окажите имъ отеческую заботу, принимая во вниманіе сродство съ ними и сослужительство Богу; не считайте для себя недостойнымъ подчиняться Церкви и ея ученію, поелику все это служитъ къ утвержденію власти желающихъ быть добрыми начальниками. Подчиненные, вашъ долгъ — довѣряться своимъ начальникамъ, по скольку это не отнимаетъ у васъ обѣтованной вамъ надежды небеснаго царствія. Всѣ нынѣ вкупѣ приносите празднуемой нами Дѣвѣ, какъ самый пріятный и приличный даръ, освященіе ваше, чистоту тѣла воздержаніемъ и молитвою. Обратите все ваше вниманіе на то, что цѣломудріе, постъ и молитва, соединившись съ сокрушеніемъ, содѣлали Іоакима и Анну родителями Божественнаго сосуда, сосуда столь избраннаго, что оный сосудъ (Пресвятая Дѣва) носилъ не только Божественное имя, но и Самого Его — Господа, Котораго одно имя полно чудесъ.

Если мы, братіе, желаемъ, чтобы намъ населять не только землю, но и небо, и не впасть въ землю и въ грѣхъ, привлекающій насъ къ униженію, и, наоборотъ, непрерывно достигать Божественной высоты, да удалимся отъ зла, убоимся Бога, возвратимся къ Нему добрыми дѣлами; воздержаніемъ и молитвою поспѣшимъ изгладить въ себѣ недобрые предразсудки, и преобразовать къ лучшему внутренніе наши помыслы, и родить, по словамъ пророка, въ болѣзни духъ собственнаго нашего спасенія (Ис. 26, 18). Какъ Помощницу себѣ, будемъ призывать Ту, Которая за молитву и богоугодное житіе была дарована нынѣ Своимъ родителямъ, Которая и скорбь родившихъ Ее превратила въ радость, и проклятіе прародительское разрѣшила, и болѣзни праматери прекратила, безболѣзненно родивши въ дѣвствѣ Христа, Ему же подобаетъ всякая слава и поклоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и Всесвятымъ и Благимъ Животворящимъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. См. ркп. Московской Синодальной Библіотеки 69-LXX, лл. 157-160.

Источникъ: Бесѣда на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи, иже во святыхъ отца нашего Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалоникійскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Второе полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 1427-1430.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0