Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣда на Божественное и спасительное Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа
[1].

Нынѣ празднуется память дѣвственнаго рожденія, и потому, по необходимости, рѣчь наша будетъ возвышенна, соотвѣтственно величію праздника: она проникнетъ внутрь тайны, поскольку это достижимо и дозволительно. Посему и вы, братіе, возвысьте вашъ разумъ, дабы онъ, видимо воодушевившись Божественнымъ возбужденіемъ, могъ уразумѣть свѣтъ познанія Божественнаго.

Нынѣ вижу равную почесть неба и земли и восхожденіе всего земнаго, соразмѣрное съ снисхожденіемъ небеснымъ. Если есть небо небесъ и воды превыше небесъ, то нѣтъ ничего болѣе чудеснаго и болѣе драгоцѣннаго, чѣмъ пещера и ясли: изъ всего, что Богъ содѣлалъ отъ начала вѣка, нѣтъ ничего болѣе для всѣхъ полезнаго, какъ рожденіе Христа, которое нынѣ мы празднуемъ. И подлинно, предвѣчное, необъятное и всемогущее Слово нынѣ по плоти раждается въ пещерѣ, полагается въ ясляхъ, зрится очами, осязается руками, обвивается пеленами; непостижимое существо содѣлывается тварію. Не плоть, имѣющая скоро разложиться, приходитъ въ бытіе, — не плоть и духъ, сочетаваясь другъ другу, составляютъ одно разумное существо, но Богъ и плоть неслитно соединяются въ существо единой Ѵпостаси Богочеловѣческой, которая, вошедши въ чрево дѣвственное, въ немъ и изъ него, благоволеніемъ Отца и содѣйствіемъ Духа, нынѣ раждается, сохранивъ при этомъ нетронутыми и неврежденными знаменія дѣвства, — раждается точно такъ же, какъ и зачалась, безстрастно. А родившая Его, какъ при зачатіи Его оказалась выше всякаго страстнаго похотѣнія, такъ и при рожденіи — выше всякой мучительной болѣзни: поелику прежде, чѣмъ болѣзнь успѣла приступить къ ней, она родила предвѣчное Слово, Котораго не только Божество неизслѣдимо, но и образъ соединенія съ плотію непостижимъ. Итакъ, Божественная и неизреченная высота принятія Имъ плоти превышаетъ всякій разумъ! И когда ты видишь Христа уже рожденнымъ отъ Дѣвы неискусомужной, и въ такомъ случаѣ Онъ превзошелъ всякое сравненіе. Красенъ добротою, говорится, паче сыновъ человѣческихъ (Псал. 44, 3): не сказано: «красивѣе», а просто: красенъ, дабы не сравнивать вещей несравнимыхъ. Помаза Тя, Боже, Богъ Твой, сказано, елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 44, 8). Самъ Богъ есть помазавшій и помазанный. Слово помазывается отъ Бога Отца, какъ человѣкъ, и помазывается совѣчнымъ Ему Духомъ (ибо елей радости обозначаетъ Духа). Далѣе, хотя Оно, какъ человѣкъ, и принимаетъ помазаніе, однако, какъ Богъ, имѣетъ источникъ его въ Самомъ Себѣ, — почему пророкъ Божій и назвалъ причастниками его всѣхъ, получающихъ помазаніе отъ Бога (поелику только Богу свойственно содѣлать Своими участниками всѣхъ, радующихся радостію Святаго Духа). Таковъ Раждаемый нынѣ въ убогомъ вертепѣ и прославляемый нами Младенецъ.

Сотворившій изъ ничего все земное и небесное, Богъ, узрѣвъ, что разумныя Его созданія содѣлались крайне непотребными, даруетъ имъ не только нѣчто большее того, что у нихъ было (не равное, не близкое), но Самого Себя. Виновникъ зла, не желая быть ниже кого либо изъ ангеловъ, даже желая по превосходству уподобиться Самому Творцу, первый подвергся страшному паденію, затѣмъ привлекъ къ пропасти и Адама, обманувъ его изъ зависти, и такимъ образомъ совершилъ паденіе, которое для Адама было трудно поправимо (требовалось для востанія его чудесное, днесь совершившееся, рожденіе отъ Бога), а для него духа злобы совершенно не исправимо (поелику онъ, будучи само зло, призывалъ желающихъ къ участію въ семъ злѣ). Самъ Господь Богъ, неизреченно умаливъ Себя, нисходитъ свыше къ человѣческому роду и, нераздѣльно соединивъ его съ Собою, возвышаетъ къ небу все земное или соединяетъ воедино человѣчество и Божество и, такимъ образомъ, указываетъ на смиреніе, какъ на единственный путь, ведущій къ небу, предложивъ нынѣ Себя, какъ примѣръ такого смиренія и людямъ и ангеламъ. Нынѣ ангелы научились отъ Владыки, что путемъ къ возвышенію и богоуподобленію служитъ не гордость, а смиреніе; нынѣ и виновникъ зла, будучи самъ олицетвореніемъ высокомѣрной гордости, пристыженъ и пораженъ, самъ содѣлался предметомъ посмѣянія со стороны нѣкогда обманутыхъ имъ ужасно. Съ рожденіемъ Христа онъ попранъ тѣми, которые прежде лежали подъ его ногами; ибо они уже не превозносятся, какъ предлагалъ самъ всегубитель, но смиряютъ самихъ себя, согласно примѣру, преподанному имъ Спасителемъ, и посредствомъ смиренія пріобрѣтаютъ премірное возвышеніе. Итакъ, Богъ, сидящій на херувимахъ, днесь возлежитъ младенцемъ на землѣ подъ нами. Богъ незримый и шестокрылыми серафимами, которые не только познать Его существо, но и взирать на сіяніе Его славы не могутъ (почему и закрываютъ свои лица крылами, содѣлавшись плотію), зрится очами чувственными. Богъ, опредѣляющій всему границы и ничѣмъ не ограничиваемый, заключается въ малыхъ ясляхъ. Богъ, все содержащій въ Своей длани, обвивается малыми пеленами. Богъ, имѣющій богатства неисчерпаемыхъ сокровищъ, волею обитаетъ въ пещерѣ и, важнѣе всего, раждается тамъ Тотъ, Кто безначально, безстрастно и безвременно раждается отъ Бога. И о дивное чудо! Единосущный со Всевышнимъ Богомъ не только принимаетъ на Себя уничиженную природу чрезъ рожденіе, не только испытываетъ крайнюю бѣдность, раждаясь въ убогомъ вертепѣ, но, будучи Владыкою всего міра, по естеству включается въ списокъ рабовъ вмѣстѣ съ другими; и этимъ доказывается, что рабство нисколько не безчестнѣе владычества.

Богоотецъ пророкъ Давидъ нѣгдѣ такъ воспѣваетъ Бога: руцѣ Твои сотвористѣ мя, и создастѣ мя: вразуми мя, и научуся заповѣдемъ Твоимъ (Псал. 118, 73). Что это значитъ? — Значитъ, что только Создателю свойственно и истинно вразумить, а человѣкъ вразумленный будетъ стремиться подчиняться Ему и поучаться заповѣдямъ Его. Богъ, Своею рукою создавъ нашу природу и вдунувъ въ нее изъ Себя душу, предоставилъ ей, какъ разумно созданной, управляться своими размышленіями и двигаться своимъ собственнымъ хотѣніемъ. Но поелику она, обольстившись совѣтомъ лукаваго, не сохранила своего состоянія, а впала въ неестественное положеніе, то поэтому нынѣ онъ не только создаетъ ее рукою, но и заключаетъ ее въ Себѣ и, такимъ образомъ, не только воздвигаетъ ее отъ паденія, а и соединяется съ нею нераздѣльно, раждается вмѣстѣ Богомъ и человѣкомъ, — раждается отъ жены, дабы принять естество наше, и отъ Дѣвы, дабы возобновить человѣка. И подлинно, еслибы Онъ родился изъ сѣмени, то не былъ бы новымъ человѣкомъ и, будучи наслѣдникомъ древняго грѣхопаденія, не былъ бы въ состояніи принять на Себя полноту неоскверненнаго Божества и служить неисчерпаемымъ источникомъ освященія и, такимъ образомъ, не могъ бы не только омыть грѣховное оскверненіе прародителей изобиліемъ силы, но и достаточно освятить представителей слѣдующаго поколѣнія. Подобно тому, какъ городу (особенно большому) для постояннаго питія не достаточно воды, стоящей въ сосудѣ, а необходимо нужно имѣть у себя источникъ, дабы, благодаря сему источнику, никогда отъ жажды не сдаться непріятелямъ, — такъ и для постояннаго освященія всѣхъ не достаточно было ни человѣка, ни ангела (по благодати имѣющаго освященіе), а нуженъ былъ для твари ключъ, въ себѣ самомъ имѣющій источникъ, дабы, такимъ образомъ, приступающіе къ нему и напоившіеся имъ оставались бы непобѣжденными отъ наступленія врожденныхъ ей недуговъ и лишеній. По этой, именно, причинѣ ни ангелъ, ни человѣкъ, а Самъ Господь пришелъ и спасъ насъ, содѣлавшись человѣкомъ для насъ и пребывая вмѣстѣ съ тѣмъ неизмѣнно Богомъ: ибо, созидая нынѣ новый Іерусалимъ, Онъ утверждаетъ вѣчный источникъ благодати. Премудрое и вседержительное естество соединяется съ естествомъ, по немощи порабощеннымъ лукавому и находящимся въ глубинѣ ада, — съ цѣлію внушить ему мудрость и силу, свободу и непогрѣшительную жизнь.

Обратите вниманіе и на знаменія этого неизреченнаго соединенія и на проистекающее отсюда благо, простирающееся и на далеко живущихъ людей. Звѣзда сопутствуетъ волхвамъ, останавливаясь тамъ, гдѣ они останавливаются, и двигаясь вмѣстѣ съ ними, когда они шествуютъ, или же, лучше сказать, призываетъ ихъ сама къ пути, предшествуя имъ и сопровождая ихъ. Когда они двигаются, она служитъ имъ путеводительницею, а въ то время, когда они останавливаются, и она сама, подчиняясь имъ, остается на мѣстѣ, дабы, покинувъ, не огорчать ихъ своимъ отсутствіемъ, и дабы не показалось, что оставила путеводительство неоконченнымъ. Для чего же она сокрылась, когда они пришли туда (въ Іерусалимъ)? — Для того, конечно, чтобы чрезъ спрашиваніе содѣлать ихъ неподозрѣваемыми глашатаями Христа, тогда родившагося по плоти. И поелику они сочли достойнымъ вопросить іудеевъ, гдѣ, по священнымъ предсказаніямъ, Онъ раждается, то снова явилась имъ Божественная звѣзда, научая насъ этимъ никогда не искать наученія отъ іудеевъ въ томъ, что относится къ закону и пророкамъ, а напротивъ подчиняться ученію Божію, дабы не отпасть намъ отъ благодатнаго озаренія свыше. Когда же волхвы вышли оттуда (изъ Іерусалима), она, явившись имъ, снова возрадовала ихъ и, предшествуя, путеводительствовала имъ все время, пока не остановилась, дошедши до того мѣста, гдѣ находился Младенецъ, поклоняясь съ ними этому земному и вмѣстѣ небесному Младенцу и принося ихъ первымъ даромъ Богу, родившемуся на землѣ, а черезъ нихъ — и весь родъ Ассирійскій, по изреченію пророка Исаіи (Ис. 19, 23-25). Сами волхвы поклонились, принося злато, ливанъ и смирну Тому, Кто чрезъ смерть (символомъ которой служила смирна) даровалъ намъ божескую жизнь (образомъ коей былъ ладанъ) и божественное царство (что обозначалось златомъ, подносимымъ Подателю вѣчной славы). Для Того, Кто нынѣ родился, и пастыри составляютъ общій ликъ вмѣстѣ съ ангелами и восхваляютъ Его однимъ и тѣмъ же пѣснопѣніемъ, не такъ, конечно, чтобы ангелы брали въ руки пастырскія свирѣли, а такъ, что пастыри были окружены свѣтомъ ангельскимъ и оказались въ сонмѣ воинствъ небесныхъ и научились отъ ангеловъ небесному или, скорѣе, небесному и земному гимну.

Слава, говорятъ они, въ вышнихъ Богу и на земли... (Лук. 2, 14): ибо Живущій въ вышнихъ и Владычествующій небесными высотами имѣетъ нынѣ землю Своимъ престоломъ и прославляется на ней такъ же, какъ и тамъ, святыми и ангелами Своими. Какая же причина этого общаго для ангеловъ и человѣковъ славословія? Се благовѣствую, говорится, вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ (Лук. 2, 10). Что же это за всемірная радость? — слушай до конца ангельское пѣснопѣніе и узнаешь: миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. Богъ, разгнѣванный противъ людей и подвергшій ихъ страшному проклятію, приходитъ во плоти, дабы даровать имъ Свой миръ и примирить ихъ съ верховнѣйшимъ Отцемъ. Яко, сказано, родися не намъ — ангеламъ (поелику мы хотя и на землѣ видимъ Его, прославляемъ Его какъ на небесахъ), но вамъ — людямъ (т. е., отъ васъ и для васъ) днесь Спасъ, Иже есть Христосъ Господь, во градѣ Давидовѣ. Что же обозначаютъ слова: миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе? И прежде иногда Богъ являлъ людямъ примѣры мира: поелику и съ Моѵсеемъ бесѣдовалъ, какъ бы съ Своимъ другомъ, и Давида нашелъ по сердцу Своему (1 Цар. 13, 14; Дѣян. 13, 22), и всему народу іудейскому являлъ знаменія мира, говоря съ ними среди огня и мрака (Втор. 4, 11). Но все это не — доказательства мира Его по благоволенію: ибо благоволеніе обозначаетъ само по себѣ пріятное и совершенное хотѣніе Божіе (благодѣяніе Господа, оказываемое нѣкоторымъ изъ людей или одному роду и то не полное, не доказываетъ еще совершеннаго хотѣнія Божія). Итакъ, подобно тому, какъ многихъ назвалъ Богъ сынами (Евр. 12, 5), однако же одинъ есть Сынъ Его, въ Которомъ Его благоволеніе (Матѳ. 3, 17; 17, 5), подобно сему хотя часто Онъ ниспосылалъ Свой миръ, тѣмъ не менѣе одинъ — миръ, который заключаетъ въ себѣ и благоволеніе Его, миръ посредствомъ воплощенія Господа нашего Іисуса Христа, какъ совершенный и неотложный, даруемый всѣмъ хотящимъ его.

Этотъ миръ да сохранимъ и мы, братіе, всѣми силами: ибо этотъ, именно, миръ мы пріяли въ достояніе отъ днесь родившагося Спасителя нашего, даровавшаго намъ духа усыновленія (Гал. 4, 5): чрезъ этотъ миръ мы дѣлаемся наслѣдницами Божіими, сонаслѣдниками же Христу (Рим. 8, 17). Будемъ жить въ мирѣ, творя угодное Ему, цѣломудрствуя, исполняя истину и правду, пребывая въ молитвахъ, и моленіяхъ, поя и воспѣвая въ сердцахъ нашихъ (1 Тим. 2, 1; Ефес. 5, 19), а не одними только устами. Будемъ жить въ мирѣ сами съ собою, подчиняя плоть духу, предпочитая жительство по совѣсти и сохраняя внутренній миръ помысловъ въ благоустроенномъ и непорочномъ движеніи: ибо такимъ образомъ мы уничтожимъ внутренній въ насъ мятежъ. Будемъ сохранять миръ и другъ съ другомъ, снисходя другъ другу, и если кто имѣетъ пореченіе (жалобу) противъ другого, прощая такъ же, какъ и Христосъ простилъ насъ (Кол. 3, 13), и оказывая милосердіе взаимною любовію, подобно тому, какъ и Христосъ милосердовалъ изъ одной любви къ намъ и за насъ снизшелъ до насъ. Такимъ образомъ, помощію и благодатію Его воззванные отъ грѣхопаденія, мы возвысимся добродѣтелями, дабы имѣть жительство на небесахъ, откуда мы, какъ дѣти небеснаго Отца, и ожидаемъ избавленія отъ тлѣнія и пріобрѣтенія нескончаемыхъ благъ, коихъ удостоиться да дастъ намъ Богъ въ будущемъ во славѣ явленіи Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, Ему же подобаетъ слава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. См. рукоп. Московск. Сѵнодальн. Библіот. 69 - LXX, лл. 225 об. - 228.

Источникъ: Бесѣда на Божественное и спасительное Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, иже во святыхъ отца нашего Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалоникійскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Второе полугодіе. № 52.— СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 2163-2167.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0