Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣды (Омиліи).

Отдѣлъ I. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди.
Омилія 1. О сохраненіи мира другъ съ другомъ. Сказанная на третій день по прибытіи св. Григорія Паламы въ Ѳессалоники
[1].

Воистину, мы всѣ — братья, какъ происходящіе отъ единаго Владыки и Творца, Котораго по сей причинѣ и общимъ Отцемъ стяжали; но таковое общее братство мы имѣемъ и въ отношеніи къ безсловесному и даже неодушевленному естеству. Но мы, кромѣ того, являемся братьями другъ другу, какъ сущіе отъ одного земнороднаго Адама и единые сотворенные по образу Божію; но и это — обще и намъ и всѣмъ народамъ вообще. Мы же, сверхъ всего, являемся братьями другъ другу и какъ чада одного и того же народа и граждане одного и того же города; но особенно — какъ всѣ обладающіе богатствомъ имѣть общую Матерь — Священную Церковь и Православіе, Начальникъ котораго и Совершитель есть Христосъ, по естеству Сынъ Божій, Который не только нашъ Богъ, но благоволилъ и Братомъ намъ быть и Отцемъ; и не только это, но и Главою, собирая всѣхъ насъ во единое Тѣло и сотворяя, чтобы мы были членами другъ друга и Его Самого. Ибо Господь, послѣ Своего тридневнаго Возстанія отъ мертвыхъ, явившись пришедшимъ ко гробу женамъ, сказалъ имъ: Идите, возвѣстите братіи Моей, да идутъ въ Галилею, и ту Мя видятъ (Матѳ. 28, 10). Видите ли: какъ Онъ удостаиваетъ назвать Себя Братомъ нашимъ? Поэтому и Апостолъ говоритъ о Немъ: Не отъ Ангелъ бо когда пріемлетъ, но отъ сѣмене Авраамова пріемлетъ: отнюдуже долженъ бѣ по всему подобитися братіи (Евр. 2, 16-17). Но поскольку Христосъ является и Отцемъ нашимъ, возродившимъ насъ чрезъ святое крещеніе и Его божественной благодатію, то посему Онъ называетъ Своихъ Учениковъ — «чадами», и идя на спасительную Страсть, возвѣщаетъ, что не оставитъ ихъ сиротами; отсюда опять Апостолъ говоритъ: Понеже убо дѣти пріобщишася плоти и крови, и Той пріискреннѣ пріобщися тѣхже, да смертію упразднитъ имущаго державу смерти, сирѣчь діавола (Евр. 2, 14). И что мы всѣ о Христѣ — единое Тѣло, то и это Павелъ хорошо вѣдаетъ, говоря: Вы же есте Тѣло Христово и уди отъ части (1 Кор. 12, 27). Ибо какъ тѣло — одно, а обладаетъ многими членами, и, въ свою очередь, всѣ члены одного тѣла, будучи многими, однако представляютъ одно тѣло, такъ и Христосъ: ибо во единомъ Духѣ мы всѣ были крещены во единое Тѣло.

Итакъ, единая купель, братіе, была для насъ возрожденіемъ и рожденіемъ въ Богѣ; единая вѣра, единая надежда, единый Богъ надъ всѣми и чрезъ всѣхъ и во всѣхъ насъ, соединяющій насъ съ Собою силою божественной любви и творящій насъ членами другъ друга и Его Самого. Но по дѣйствію діавола, наступившая, а лучше сказать — не однажды наступившая, но часто приходящая ненависть и любовь изгнала и уничтожила наше единство, бывшее по причинѣ любви — и въ отношеніи другъ къ другу, и въ отношеніи Бога; эта ненависть не только разлучаетъ другъ отъ друга общіе члены города и какъ бы приводитъ его въ разслабленность, но и производитъ возмущенія и непримиримые раздоры и, сдѣлавъ согражданъ врагами другъ другу, придала нашему городу видъ города, захваченнаго врагами, несчастнымъ образомъ возстанавливая его противъ самого себя и дѣлая его коварнымъ и враждебнымъ къ самому себѣ, такъ что, находясь въ такомъ пагубномъ состояніи, онъ самъ для себя сталъ загадкой. Потому что, кто это тѣ, кто дѣлаютъ набѣги на городъ и къ тому же иногда разрушаютъ дома, и расхишають имущества въ домахъ, и съ великимъ бѣшенствомъ отыскиваютъ хозяевъ домовъ и немилосердно и безчеловѣчно дышатъ противъ нихъ убійствомъ? — Развѣ, не сами жители этого города?! Кому приключилось это безуміе, кому принадлежатъ эти вопли, и нападенія, и набѣги? Развѣ не тѣмъ же самымъ гражданамъ этого города, отъ которыхъ онъ нѣкогда видѣлъ столько добра. О, горе! Увы, какое великое бѣдствіе! — Городъ самъ съ собою воюетъ, самъ отъ себя терпитъ войну, своими собственными ногами попираются, своими собтвенными руками разрушаются, своими собственными боевыми кличами приводится въ смятеніе, когда то, что лучшее въ немъ попирается и худшая часть несчастнымъ образомъ завладѣваетъ. Развѣ сія болѣзнь, которая вамъ приключилась, не гораздо ли хуже той, которую имѣли описанные въ Евангеліи разслабленные? И насколько хуже и пагубнѣе — злодѣйтво, чѣмъ ихъ состояніе бездѣйствія (бывшаго вслѣдствіе ихъ разслабленности)?

Но, слыша это, не приходите въ недовольство: потому что я это вамъ говорю не въ цѣляхъ порицанія, но для того, чтобы познавъ болѣзнь, хотя бы теперь вы стали внимательны, остерегаясь ея, и поискали бы причину, почему вы впали въ нее, и пожелали бы выздоровленія, и проявивъ тщаніе, получили и сохранили здоровіе, когда Богъ вамъ даруетъ исцѣленіе и укрѣпитъ васъ въ немъ, какъ Онъ это сдѣлалъ въ отношеніи оныхъ (евангельскихъ) разслабленныхъ: ибо Онъ не только исцѣлилъ ихъ, но и силу имъ даровалъ, такъ чтобы каждый и одръ свой, на которомъ лежалъ, взявши, могъ бы непреткновенно шествовать. Но что было причиной болѣзни въ оныхъ разслабленныхъ? — Этихъ разслабленныхъ было двое: одинъ — въ Іерусалимѣ, лежавшій у Силоамской купели; а другой — въ Капернаумѣ, носимый четырьмя людьми. Итакъ, что было причиной болѣзни въ нихъ? — Грѣхъ. И это Господь показалъ. Ибо видя вѣру одного разслабленнаго, прежде чѣмъ даровать ему здравіе, Господь говоритъ ему: Чадо, отпущаются ти грѣси твои (Матѳ. 9, 2); а другого, найдя уже послѣ исцѣленія, говоритъ ему: Се здравъ еси: ктому не согрѣшай, да не гóрше ти что будетъ (Іоан. 5, 14). Итакъ, какъ грѣховность каждаго изъ нихъ, изгнавшая здравіе, сдѣлала ихъ разслабленными, такъ и у насъ — общая грѣховность, изгнавшая любовь, сдѣлала насъ врагами другъ другу. Ибо развѣ не по причинѣ лишь грѣхолюбивой воли нашей, вы нарушили тѣ узы, именно — любовь — которые связываютъ насъ съ Богомъ и другъ съ другомъ. Потому что за умноженіе беззаконія, изсякнетъ (охладѣетъ) любы многихъ, говоритъ Господь въ Евангеліяхъ (Матѳ. 24, 12); а когда совсѣмъ охладѣетъ любовь, тогда не возмржно оставаться божественной благодати; и отеческоку попеченію.

Но дабы чрезъ примѣръ представить вамъ настоящее бѣдствіе, скажу, что душа каждаго изъ насъ подобна — лампадѣ, какъ елей — имѣя дѣланіе добра, какъ фитиль — любовь, на которомъ почиваетъ, какъ свѣтъ — благодать Божественнаго Духа. Когда же не достаетъ этого елея, т. е. добродѣланія, то присущая душѣ, какъ фитиль, любовь, по необходимости изсякаетъ: и такимъ образомъ, свѣтъ божественной благодати и отеческаго попеченія отлетаетъ; потому что добродѣтель и любовь, бѣжа оттуда, уносятъ съ собою и эти дарованія; и когда Богъ отвращаетъ лице Свое, тогда наступаетъ полное смятеніе, о чемъ пророкъ Давидъ говоритъ : Отвратиши лице Твое, и смятутся (Псал. 103, 29). Такимъ образомъ, какъ слѣдствіе грѣховности, приходятъ гражданскіе смятенія и непорядки, принося съ собою всевозможные виды зла, и вселяя въ зачинщиковъ мятежей и мятежниковъ князя зла, который превращаетъ ихъ въ звѣрей, и безъ преувеличенія скажу, что онъ тѣхъ, которыми возобладаетъ, дѣлаетъ пріобрѣтающими нравъ демоновъ. Такимъ образомъ, тотъ, который отъ начала — человѣкоубійца и человѣконенавистникъ, дѣлаетъ человѣка человѣкоубійцей и противникомъ Жизнодавца Христа, а тѣмъ болѣе — ослушникомъ и противящимся земнымъ царямъ или духовному отцу и пастырю и учителю.

Итакъ, обратитесь на путь Евангелія Христова и крѣпко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушіе вѣчно процвѣтало и было постояннымъ, и вновь обратитъ къ вамъ лице Свое Господь и вмѣстѣ съ миромъ воспочіетъ въ насъ благодать Божіяго Духа. Оный Іерусалимскій разслабленный лежалъ при исцѣляющей больныхь Силоамской купели, такъ и вы отнюдь не отступали отъ излучающей миръ Церкви Христовой. Но подобно тому, какъ оный человѣкъ не имѣлъ помощника, который бы посодѣйствовалъ ему получить благодать отъ сей купели, такъ и у васъ не было здѣсь Пастыря, который бы проповѣдовалъ миръ и собиралъ расточенные члены и слагалъ ихъ другъ въ отношеніи друга, и изгонялъ изъ Тѣла Церкви Христовой болѣзнь и болѣзненное состояніе, наступившія вслѣдствіе (овладѣвшей всѣми) ненависти. Но теперь мы уже назначены къ вамъ и вмѣстѣ съ вами составляемъ одно цѣлое о Христѣ, и о Христѣ умоляемъ васъ, какъ если бы Онъ чрезъ насъ молилъ васъ: примиритесь съ Богомъ! Познайте родство другъ съ другомъ, не только по душѣ, но и по плоти, происходящее отъ родителей вашихъ. Вспомните бывшіе раньше дни мира: какими благами его вы наслаждались и которыхъ всѣхъ нынѣ вы лишились. Не засчитывайте причиненное кому зло, и не желайте воздать зломъ за зло, но добромъ побѣждайте зло, укрѣпляя взаимную любовь, чтобы стяжать вамъ любовь Божію и свою любовь проявить къ Нему. Потому что, для нелюбящихъ своихъ братьевъ, невозможно имѣть любовь къ Богу, ни отъ Него имѣть, какъ плодъ сего — благодать и божественное о себѣ попеченіе. Послушайте меня, нынѣ пришедшаго къ вамъ, братіе, и, согласно Господнему повелѣнію, благовѣствующаго всѣмъ миръ прежде всего и ко всѣмъ, и посодѣйствуйте мнѣ въ этомъ, и простите другъ друга, если кто на кого имѣетъ огорченіе, какъ и Христосъ простилъ васъ, дабы вамъ стать сынами мира, а это — то же, что сказать — сынами Божіими. Ибо Онъ есть Миръ нашъ, сотворивый обоя едино, и средостѣніе ограды разоривый: вражду упразднивый на Крестѣ Своемъ. Онъ Самъ сказалъ Своимъ Ученикамъ, и чрезъ нихъ — намъ, чтобы, когда мы войдемъ въ какой городъ или домъ, возвѣщали миръ имъ; и примиреніе является всѣмъ дѣломъ Его пришествія; и именно ради сего, преклонивъ небеса, Онъ сошелъ на землю; почему и Давидъ предрекъ о Немъ: Возсіяетъ во днехъ Его правда и множество мира (Псал. 71, 7); и въ иномъ псалмѣ опять же такъ о Немъ говоритъ: Яко речетъ миръ на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца къ Нему (Псал. 84, 9). И пѣснь Ангеловъ, бывшая во время Рождества Его, показываетъ, что ради того, чтобы доставить миръ, Онъ съ небесъ сошелъ къ намъ: Слава, — воспѣвающихъ, — въ вышнихъ Богу и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14). И уже совершивъ спасительное домостроительство, Онъ оставилъ миръ, какъ наслѣдіе для присныхъ Ему, говоря: Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Іоан. 14, 27). И еще: Миръ имѣйте между собою (Марк. 9, 50); и: О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35). И послѣдняя молитва, (благословеніе), которую Онъ далъ намъ, восходя къ Своему Отцу, утверждаетъ любовь другъ къ другу: Даждь имъ, — говоритъ, — да вси едино будутъ (Іоан. 17, 21).

Итакъ, да не отпадемъ отъ отеческой молитвы (благословенія) и да не лишимся наслѣдія Небеснаго Отца, ни печати и знаменія свойственности въ отношеніи Его, дабы не лишиться намъ и сыновства, и благословенія, и ученичества въ отношеніи Его, и не потерять намъ обѣтованную (вѣчную) жизнь, и не стать отрѣзанными отъ духовнаго брачнаго чертога и услышать отъ Самого Начальника Мира, Отца: не знаю васъ; уйдите отъ Меня, виновники ненависти, вражды и соблазновъ. Дабы не случилось намъ это выстрадать, Онъ, чрезъ Своихъ Святыхъ Учениковъ и Апостоловъ послалъ всему міру миръ; почему и они въ своихъ бесѣдахъ и писаніяхъ ставили его прежде всѣхъ иныхъ словъ, говоря въ видѣ вступленія: Благодать вамъ и миръ отъ Бога.

И мы, какъ исполнители ихъ ученія, только что пришли къ вамъ, возвѣщая миръ, и вмѣстѣ съ Павломъ говоримъ вамъ: Миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Если же безъ наличія мира со всѣми, никто не увидитъ Бога, то развѣ увидитъ Бога въ будущемъ вѣкѣ тотъ, который даже со своими согражданами не живетъ въ мирѣ? Напротивъ, развѣ не услышитъ тогда: Да возмется нечестивый, да не видитъ славы Господни (Ис. 26, 10)?! Но да не случится вамъ услышать этихъ ужасныхъ словъ, а примирившись и собравшись во едино, благодаря миру, и любви, и единодушію, возымѣйте среди васъ Его, согласно Его сладостному обѣщанію, — Господа нашего Іисуса Христа, облегчающаго намъ тяготу нынѣшней жизни, а въ надлежащее время, дарующаго вѣчную жизнь и славу и царство, которое да сподобимся и мы всѣ получить благодатію и человѣколюбіемъ Дарователя мира, Бога и Господа нашего Іисуса Христа, Которому подобаетъ слава, честь и поклоненіе, со Безначальнымъ Его Отцемъ, и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia I: colonna 9-17. De pace ad invicem servanda. Dicta post tertiam diem adventus sui Thessalonicam.

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 15-20.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0