Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣды (Омиліи).

Отдѣлъ I. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди.
Омилія 6. Увѣщательная къ Посту. Въ ней же въ краткомъ изложеніи говорится и о созданіи міра. Сказана была на первой седмицѣ Поста
[1].

Весьма искусенъ въ злѣ и многохитеръ — лучше сказать, многоопытенъ, — духовный и началозлобный змій. Одними способами онъ умѣетъ сковывать благое расположеніе и дѣланіе наше; а если бы не возмогъ воспрепятствовать началу сего, иныя измышляетъ уловки, которыми приводитъ въ негодность совершеніе сего; а если бы не возмогъ привести въ негодность совершеніе сего гдѣ-нибудь на серединѣ дороги, опять же онъ знаетъ иныя ухищренія и иные способы, которыми онъ и завершившееся дѣло сводитъ на нѣтъ и, болѣе того, приводитъ къ гибели тѣхъ, которые не бываютъ всецѣло внимательными къ дѣлу. И, прежде всего, онъ представляетъ намъ многотрудность и труднодостижимость, а посему наводитъ на насъ нераденіе и отчаяніе, какъ на стремящихся къ невозможному и слишкомъ трудному и поэтому, конечно, не могущихъ привести въ дѣло намѣреніе; кромѣ того, онъ внушаетъ подвизающимся и невѣріе относительно обѣтованныхъ Богомъ наградъ.

Но мы, братіе, посредствомъ духовнаго мужества, и расположенія, и вѣры, миновавъ эту западню, примемъ на умъ, что какъ земля не воздаетъ полезныхъ плодовъ, если не трудиться на ней, такъ и душа, безъ наличія духовныхъ подвиговъ, не произведетъ ничего богоугоднаго и служащаго ко спасенію. Земля, дѣйствительно, тяжка для земледѣланія, но всякая разумная душа по природѣ благорасположена къ добродѣтели. Поскольку же, въ силу первичнаго осужденія, мы осуждены въ трудѣ и заботѣ проводить жизнь, и сего никто не можетъ избѣжать, то будемъ совершать необходимую добродѣтель, и то, что поневолѣ стало намъ присуще, принесемъ Богу, какъ добровольный даръ, давая временное за постоянное; и за (наши) труды мы примемъ счастливый удѣлъ, пріобрѣтая привременнымъ трудомъ вѣчное упокоеніе: ибо, трудясь нынѣ въ добродѣтели, мы, конечно, достигнемъ обѣтованнаго упокоенія въ будущемъ вѣкѣ. Потому что вѣренъ — Обѣщавшій, Который является и готовымъ Помощникомъ для тѣхъ, которые съ готовностью вступили въ подвигъ добродѣтели; а при помощи Его, Сильнаго во всемъ, можетъ ли быть что-либо неуспѣшнымъ?! Но когда, принявъ это на умъ, мы усердно отважимся на дѣла добролѣтели, тогда оный лукавый, знающій, что добро не есть добро, если не совершается добрымъ образомъ, старается совратить насъ, чтобы не съ богоугодной цѣлью мы совершали дѣланіе добра, именно — движимые желаніемъ восхвалить Бога, но ради того, чтобы видѣли люди, дабы такимъ образомъ лишить насъ воздаянія отъ Бога и духовныхъ и небесныхъ даровъ. Мы же и сіе его тщаніе покажемъ неосуществимымъ, поразмысливъ, съ одной стороны, о величіи благъ, уготованныхъ для богоугодно живущихъ, а съ другой стороны, о незначительности людской славы, не только сравнимой съ будущимъ величіемъ славы отъ Бога, но и не стоющей лишенія и изнуренія плоти.

Но и послѣ такой побѣды надъ нимъ, этотъ началозлобный подкапывается къ намъ, всѣми способами внушая намъ гордость, какъ конечную и злѣйшую трясину, и убѣждая насъ надмѣваться, какъ будто бы собственной силой и знаніемъ мы совершали добродѣтель. Но мы будемъ памятовать Самую Истину, говорящую, что безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5); и такимъ образомъ избѣгнемъ многовидныхъ ухищреній лукаваго, дѣйствуя правильнымъ образомъ и совершая добро въ подобающемъ смиреніи, зная, что какъ если кто, храня въ сосудѣ драгоцѣнное мѵро, выльетъ его въ соръ, или же соръ броситъ въ сосудъ съ мѵромъ, то одинаково приведетъ мѵро въ негодность и уничтожитъ его, такъ и въ отношеніи добродѣтели, если кто презритъ ее бездѣліемъ или примѣшаетъ къ совершенію ея порчу, подобнымъ образомъ, такъ или иначе, приведетъ ее въ негодность и умертвитъ. И это я говорю нынѣ вашей любви по причинѣ времени поста, дабы намъ сохранить его несмѣшаннымъ ни съ какимъ зломъ; ибо оный евангельскій фарисей, хотя и постился дважды въ субботу въ теченіе всего года, однако никакой пользы отъ поста не получилъ, ибо онъ имѣлъ его смѣшаннымъ съ гордостью и осужденіемъ ближняго. Не значитъ ли, что постъ не приноситъ никакой пользы? — Но до какой степени постъ полезенъ для тѣхъ, которые совершаютъ его богоугодно и подобающимъ образомъ, явили Моисей, Илія, Самъ Господь. Ибо Моисей, совершая многодневный постъ... (но, напрягите, молю, вашу волю и возвысьтесь, когда дается это время, вмѣстѣ съ восхожденіемъ Моисея на гору къ Богу, дабы благодаря сему, какъ по дорогѣ, въ свою очередь восходя, и вамъ подняться, и уже не на гору, но на небо ко Христу, совосходящему и сошествующему съ нами...). Итакъ, Моисей, совершая на горѣ сорокодневный постъ, видитъ Бога въ видѣніи, а не въ гаданіи, какъ написано, и бесѣдуетъ съ Нимъ и говоритъ, какъ говоритъ кто со своимъ другомъ, и бываетъ наученъ Богомъ, и самъ всѣхъ учитъ о Немъ, говоря, что Онъ — Присносущенъ и ни отъ чего не зависитъ, но и не сущее призываетъ какъ сущее, и изъ не сущаго все приводитъ въ бытіе, и не допускаетъ, чтобы оно пришло (вновь) въ небытіе, Онъ — Который въ началѣ мановеніемъ и единымъ желаніемъ произвелъ изъ ничего всю совокупную чувственную тварь. Ибо говорится: Въ началѣ сотвори Богъ небо и землю (Быт. 1, 1); не пустую, конечно, и не совершенно лишенную всякой влаги: ибо земля была смѣшена съ водой, и та и другая были тяжелѣе воздуха, и всякаго вида живого существа и растенія; небо же — изъ различныхъ свѣтовъ и огней, изъ которыхъ все оно состоитъ. Итакъ, такимъ образомъ сотворилъ Богъ въ началѣ небо и землю, сотворилъ какъ нѣкую матерію — всеобъемлющую и потенціально все несущую, прекрасно издавна отстраняя мнѣніе ошибочно полагающихъ, что матерія произошла сама по себѣ...

(Далѣе св. Григорій Палама вкратцѣ излагаетъ построеніе и чудесность созданного Богомъ міра, и продолжаетъ [2]: Послѣ всего былъ созданъ человѣкъ, который удостоился большей чести отъ Бога и большого провидѣнія и до сотворенія и послѣ сотворенія такъ, чтобы и этотъ чувственный міръ, ради него созданный, былъ созданъ раньше его, а затѣмъ и Царство Небесное, также уготованное ради него прежде созданія міра, было бы до него созданнымъ; и особая воля была проявлена относительно него, и рукою Божіею и по образу Божію онъ былъ созданъ такъ, чтобы не все онъ имѣлъ отъ этой матеріи и согласно чувственному міру, какъ всѣ иныя живыя существа, но таковымъ имѣлъ только тѣло, а душу имѣлъ бы отъ премірнаго (элемента), лучше же сказать, — отъ Самого Бога, чрезъ неизрѣченное вдуновеніе, — какъ нѣчто великое и чудесное, и все превосходящее, и все надзирающее, и надъ всѣмъ начальствующее, и вѣдущее Бога и вмѣстѣ, конечно, являющее Его; однимъ словомъ, какъ совершенное дѣло всепревосходящей премудрости Художника. Посему и рай онъ имѣлъ своимъ обиталищемъ, особо насажденный также Самимъ Богомъ, и получаетъ возможность созерцанія Бога и личной бесѣды съ Нимъ, и тамъ же получилъ совѣтъ и заповѣдь отъ Бога, именно: постъ заповѣданный и соотвѣтствующій оному мѣсту, дабы, если онъ исполнилъ и соблюлъ его, пребылъ безсмертнымъ и не знакомымъ съ трудомъ и печалью на вѣчное время.

Но онъ, увы, добровольно предпочтя вмѣсто цѣли сей заповѣди и совѣта — началозлобнаго змія и, нарушивъ заповѣданный ему постъ, пріялъ вмѣсто вѣчной жизни — смерть, вмѣсто удѣла чистаго радованія — многоболѣзненное и весьма соотвѣтствующее обиталище грѣха; болѣе того — осуждается на адъ и на тамошній мракъ. И осталось бы наше естество въ преисподней подъ гнетомъ прельстившаго змія, если бы Христосъ, придя и начавъ съ поста, не уничтожилъ полностью его тираннію, не освободилъ насъ и не оживилъ, о чемъ и Моисей предрекъ. Ибо, постясь тогда на горѣ, онъ пріялъ богодѣланныя скрижали, а вмѣстѣ съ ними — законъ, написанный Божіимъ перстомъ на двухъ скрижаляхъ; въ то же время, наставляя въ немъ священный народъ, онъ самымъ этимъ дѣломъ преднаписалъ и предъизобразилъ все относящееся къ Христу, явившись освободителемъ и спасителемъ Авраамова племени, какъ Христосъ потомъ явился освободителемъ и спасителемъ всего человѣческаго рода. И Илія, также постившись 40 дней, и самъ увидѣлъ Бога на горѣ, но не въ огнѣ, какъ ранѣе — представители Израиля, а, по причинѣ богоугоднаго поста, минуя видѣніе Бога въ огнѣ, увидѣлъ Его во гласѣ проходящаго тонкаго вѣянія, что ближе соотвѣтствуетъ словамъ Владыки, говорящаго: Духъ (есть) Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоитъ кланятися (Іоан. 4, 24). Ибо оный гласъ (въ видѣніи Пророка Иліи) предъизображалъ истину и проповѣдь самой Истины, огласившей всѣ концы (земли); мимоидущее же вѣяніе предобозначало Духа и благодать. Но въ видѣніи Бога, бывшемъ во время его поста, Илія воспріялъ также силу для помазанія пророка вмѣсто себя и дарованія ему вдвойне той благодати, которая обитала въ немъ самомъ, и для того, чтобы быть взятымъ ввысь отъ земли, конечно, какъ очевидный прообразъ бывшаго впослѣдствіи Вознесенія Христа на небо. И Самъ Христосъ, постившись въ пустынѣ, съ силою побѣдилъ общаго искусителя и, отнявъ силу его надъ людьми и совершенно уничтоживъ его тираннію, освободилъ наше естество и сдѣлалъ онаго посмѣшищемъ для всѣхъ тѣхъ, которые желаютъ жительствовать по Его Евангелію; и пророчества пророковъ Онъ исполнилъ, и то, что ими совершалось въ видѣ образа, Онъ самымъ дѣломъ возвѣстилъ, какъ благодать и истину.

Видите ли дары поста и посредствомъ чего, чего и сколь великаго Онъ насъ удостоилъ? Но и на основаніи противоположнаго, т. е. пресыщенія и неумѣренности, можно видѣть, какую пользу приноситъ постъ. Ибо въ теченіе предыдущихъ двухъ недѣль пресыщеніе и неумѣренность весьма овладѣли (нашимъ) городомъ; и посему — смятенія и крики, драки и безпорядки, распутныя пѣсни, сатанинскіе хороводы и непристойный смѣхъ; а на этой недѣлѣ наставшій постъ все измѣнилъ на болѣе достойное поведеніе и, изгнавъ связанныя со многими расходами заботы суеты и сдержавъ тяжкій трудъ оставленнаго безъ дѣла желудка, перенесъ насъ на дѣла покаянія и убѣдилъ насъ дѣлать пищу не гибнущую, но пищу, пребывающую въ вѣчную жизнь. Гдѣ теперь закланіе безсловесныхъ животныхъ, и чадъ, и всевозможныя приготовленія тонкихъ кушаній, и тщанія поваровъ? Гдѣ перебѣгающіе дороги и безчинные, оскверняющіе воздухъ, вопли? Гдѣ повсюду стучащіе въ трещетку и играющіе на флейтахъ, веселящіе дома и трапезы, и совозлежащіе, сорукоплещущіе и, подъ тимпаны и флейты выступающихъ, неумѣренно напивающіеся? Гдѣ проводящіе день и ночь въ пирахъ? Гдѣ высматривающіе, гдѣ будетъ попойка, забирающіе другъ друга на пьянство и на позоръ, проистекающій отъ пьянства? — Но лишь водворился постъ, все злое исчезло, и вмѣсто него пришло все хорошее. Вмѣсто непристойныхъ пѣсенъ — нынѣ священный псаломъ воспѣвается устами; вмѣсто неподобныхъ хороводовъ — нынѣ спасительная печаль и слезы; вмѣсто безпорядочной бѣготни и блужданій — общее всѣмъ устремленіе во священную Христову церковь. Ибо какъ чревоугодіе производитъ многочисленный рой грѣховъ, такъ постъ является корнемъ всѣхъ добродѣтелей и началомъ божественныхъ заповѣдей. Нѣтъ сомнѣнія, что невоздержаніе является вмѣстѣ и древнимъ, и новымъ зломъ, хотя по времени оно отнюдь не старше, противоположнаго ему, поста. Изъ-за невоздержанія въ раю нашихъ праотцевъ и презрѣнія ими болѣе древняго тогда поста, вошла въ міръ смерть и воцарился грѣхъ, введшій съ собою осужденіе нашего естества, отъ Адама вплоть до (пришествія) Христа. По причинѣ невоздержанія сущихъ отъ Адама, жившихъ въ томъ же мірѣ, гдѣ и мы живемъ, и презрѣнія ими болѣе древняго воздержанія, пришелъ потопъ на всю землю. Ибо это Богъ говоритъ Ною въ то время: Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Что же является дѣломъ плотскихъ людей? — Не чревоугодіе ли, и пьянство, и распущенность, и происходящее отсюда зло? Изъ-за проклятаго роскошества и невоздержанія Содомлянъ, небесный пламень уничтожилъ ихъ. Ибо сіе говоритъ Іезекіиль Пророкъ: Сіе — беззаконіе Содомы: гордость [3], въ сытости хлѣба (Іез. 16, 49). Ибо по причинѣ сего роскошества, они забыли даже законъ своего естества и имѣли противоестественныя смѣшенія. Что лишило Исава первороднаго привиллегій первородства и извергло отъ отеческой молитвы (благословенія)? — Не распутство ли и безразсудное попрошайничество ѣды? Что сыновей Илія-первосвященника осудило на смерть и привело его самого насильно быть похищеннымъ изъ жизни при вести о смерти сыновей, его — который не проявлялъ подобающей заботы объ ихъ воспитаніи? — Развѣ не несвоевременное выниманіе изъ котловъ кусковъ (жертвеннаго) мяса и употребленіе ихъ? Но и весь еврейскій родъ, въ то время когда Моисей ради него постился на горѣ, самъ все это время наслаждался, ѣлъ и пилъ, обуянъ играми, какъ написано, и забавой ему было поклоненіе идолу: ибо тогда произошло дѣланіе золотого тѣльца.

Такимъ бразомъ, распущенность является причиной не только грѣха, но и — нечестія (т. е. грѣха противъ самой вѣры). И, наоборотъ, постъ и воздержаніе служатъ на пользу не только добродѣтели, но и благочестію; ибо долженствуетъ, чтобы постъ былъ сопряженъ съ воздержаніемъ. Почему? — Потому что сытость презрѣнными яствами препятствуетъ чувству очистительной скорби и печали о Бозѣ и сердечному сокрушенію, которое претворяетъ несклонное къ покаянію раскаяніе въ покаяніе спасительное. Ибо безъ наличія сокрушеннаго сердца нельзя достигнуть истиннаго покаянія. Сокрушаетъ же сердце и заставляетъ скорбѣть о своихъ грѣхахъ ограниченіе въ пищѣ и въ снѣ и удержаніе чувствъ. Посему, подобно тому, какъ оный Евангельскій богачъ, говоря самому себѣ: яждь, пій, веселися (Лук. 12, 19), сдѣлалъ себя, несчастный, достойнымъ вѣчнаго огня, такъ и мы, братіе, напротивъ, велимъ себѣ воздерживаться и поститься, и бодрствовать и ограничивать себя, и смиряться и злострадать ради нашего спасенія. Ибо такимъ образомъ и настоящую жизнь мы прекрасно и богоугодно совершимъ и унаслѣдуемъ вѣчное благобытіе, которое да сподобимся улучить благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Ему же подобаетъ слава, держава, честь и поклоненіе, со безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Homilia VI. Ejusdem homilia exhortatoria ad jejunium, in qua etiam mundi origo breviter perstringitur; dicta fuit ferja quarta primae hebdomadis. P. G, 151 col. 76-88.
[2] Эти взгляды выражаютъ старинное представленіе о космосѣ, которое господствовало и во времена св. Григорія Паламы; мы ихъ опускаемъ, какъ несущественные (прим. перевод.).
[3] Въ оригиналѣ написано «роскошество» (прим. редакціи).

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 67-73.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0