Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣды (Омиліи).

Отдѣлъ I. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди.
Омилія 7. Иная о Постѣ
[1].

Пріятенъ — для глазъ видъ спокойнаго моря, освѣщеннаго лучезарнымъ свѣтомъ и сіяющаго и озареннаго, и зеркальной поверхностью отражающаго свѣтъ. Но гораздо болѣе отрадно не только видѣть, но и говорить Церкви, собранной о Бозѣ, свободной отъ смятеній, и таинственно озаренной божественнымъ свѣтомъ, и къ оному Сіянію окрыленной и имѣющей горѣ и руки и очи и всѣ чувства и мысли. Итакъ, поскольку благодать Духа даровала мнѣ сегодня это отрадное зрѣлище и вы предстоите съ нами, проводя дни и ночи въ храмѣ Божіемъ и въ его, не имѣющемъ ни въ чемъ недостатка, заботливомъ попеченіи, то возможно представить себѣ васъ, какъ нѣкія древеса нездѣшняго міра, насажденныя у источниковъ водъ Духа. Вотъ, и я также посодѣйствую, по силѣ, оному орошенію, являя вамъ очевиднѣе на показъ тѣ ухищренія, которыми врагъ нашего спасенія тщится всевозможными способами сдѣлать негодными не только постъ, но и — молитву нашу.

Итакъ, братіе, имѣется и иного рода пресыщеніе и дурное пьянство, которое бываетъ не отъ ѣды и не отъ напитковъ и проистекающихъ отъ нихъ удовольствій, но — отъ гнѣва на ближняго, и ненависти, и злоламятства и проистекающихъ отъ нихъ золъ, о которыхъ и Моисей говоритъ въ пѣснѣ: Ярость зміевъ вино ихъ, и ярость аспидовъ неисцѣльна (Втор. 22, 33). Посему также и Пророкъ Исаія говоритъ: Горе пьянымъ безъ вина (Ис. 28, 1); и еще онъ увѣщеваетъ, говоря такъ: Не поститесь будучи въ ссорахъ (Ис. 58, 4). А постящимся въ такомъ состояніи онъ говоритъ какъ бы отъ лица Господа: Аще слячеши яко серпъ выю твою, ниже тако нарѣчете постъ пріятенъ. И аще умножите моленіе, не услышу васъ. И егда прострете руки ваша ко Мнѣ, отвращу очи Мои отъ васъ (Ис. 58, 5; 1, 15). Итакъ, такого рода пьянство, проистекающее отъ ненависти, лучше же сказать, конечно, — причины для отвращенія отъ насъ Бога, — дьяволь пытается вызвать въ молящихся и постящихся и влагаетъ имъ память провинностей противъ нихъ, и доводами подвигаетъ ихъ къ злопамятству и къ злословію обостряетъ языкъ, дѣлая ихъ таковыми, какъ Давидъ описываетъ человѣка, молящагося въ злобѣ: Неправду умысли весь день, языкъ свой яко бритву изостри (Псал. 51, 3-4); и онъ молитъ Бога освободить его отъ подобныхъ людей, говоря: Изми мя Господи отъ человѣка лукава, и мужа неправедна избави мя: иже изостриша языкъ свой яко зміинъ: ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ (Псал. 139, 1. 3).

Но мы, братіе, во время поста и молитвы, молю, если что когда и дѣйствительно имѣли противъ кого-нибудь, простимъ и будемъ полны любви, болѣе того — будемъ слѣдящими другъ за другомъ съ цѣлью побужденія къ любви и добрымъ дѣламъ и говоря другъ о другѣ хорошо, и въ самихъ себѣ разсуждая и помышляя благая предъ Богомъ и предъ людьми, — дабы намъ поститься похвальнымъ и непорочнымъ постомъ, и чтобъ на основаніи его наши прошенія были благоуслышаны Богомъ, такъ чтобы, по благодати, подобающимь образомъ и Отцемъ Его именовать и возмочь со дерзновеніемъ говорить Ему: Отче, остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ (Матѳ. 6, 12). По дѣйствію злоумышленника противъ нашихъ душъ еще и иная приключается негодность въ нашихъ молитвѣ и постѣ, именно: та, которую имѣлъ оный фарисей, постящійся и молящійся, и однако отосланный безъ плода (сего дѣланія). Но вы, вѣдая, что всякій гордецъ является нечистымъ и непріемлемымъ предъ Богомъ, и что мы, являясь должниками Богу во многихъ и великихъ вещахъ, и отваживаясь воздать нѣкую малѣйшую часть долга, должны поститься и молиться съ сокрушеніемъ сердца и самоукореніемъ, оставляя въ пренебреженіи, какъ бы не существующее, то — что позади, устремляясь же къ лежащему впереди, — дабы нашъ постъ былъ чистымъ и богоугоднымъ и въ храмѣ Божіемъ были вниманіе и выдержка.

Есть и иной способъ дѣйствій лукаваго, дѣлающій нашъ трудъ поста и молитвы безплоднымъ; онъ заключается въ томъ, чтобы убѣдить насъ совершать его по мотиву тщеславія и съ лицемѣріемъ. Посему еще увѣщаваетъ Господь въ Евангеліи, говоря: Вниди въ клѣть твою, и затворивъ двери твоя, помолися Отцу твоему Иже втайнѣ, и Отецъ твой видяй втайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ (Матѳ. 6, 6).

Это Онъ говоритъ не потому, что заповѣдываетъ отвращаться собраній въ храмѣ и (общей) молитвы и псалмопѣнія; ибо въ такомъ случаѣ не говорилъ бы тогда Ему Псалмопѣвецъ-Пророкъ: Посредѣ Церкве воспою Тя (Псал. 21, 23); и — Исповѣмся Тебѣ въ людѣхъ Господи, воспою Тебѣ во языцѣхъ (Псал. 56, 10); и — Молитвы моя воздамъ предъ боящимися Тя, Господи (Псал. 21, 26); и къ намъ: — Въ церквахъ благословите Бога (Псал. 67, 27); и — Пріидите поклонимся и припадемъ Ему, и восплачемся предъ Господемъ Богомъ нашимъ (Псал. 94, 6). Но для иныхъ, не менѣе возвышенныхъ, примѣровъ нынѣ не позволяетъ время; но, вотъ, въ чемъ заключается то, чему учитъ Господь о молитвѣ втайнѣ: — молитва, совершаемая наединѣ и у себя дома и даже на ложѣ, побуждаетъ къ молитвѣ, которая совершается въ Церкви; подобно тому, какъ молитва, совершаемая внутри, въ умѣ, побуждаетъ къ молитвѣ на устахъ; потому что хотящій помолиться въ то время, когда пришелъ въ храмъ Божій, между тѣмъ ни дома или по дорогѣ или въ собраніи отнюдь не проявляющій тщанія о молитвѣ, не будетъ истинно молящимся ни тогда, когда предстоитъ въ храмѣ Божіемъ. Это Псалмопѣвецъ являетъ послѣ того, какъ сказалъ: Готово сердце мое, Боже, присовокупляя: Воспою и пою во славѣ моей (Псал. 56, 8); и — въ иномъ мѣстѣ: Аще поминахъ Тя на постели моей, на утреннихъ поучахся въ Тя (Псал. 57, 7). Но и: — Егда поститеся, говоритъ Христосъ, — не будите якоже лицемѣри сѣтующе: помрачаютъ бо лица своя, яко да явятся человѣкомъ постящеся. Аминь, аминь глаголю вамъ, яко воспріемлютъ мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человѣкомъ постяся, но Отцу твоему Иже втайнѣ: и Отецъ твой видяй втайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ (Матѳ. 6, 16-18).

О, несравнимое ни съ чѣмъ человѣколюбіе! Потому что этими словами Господь подобающимъ образомъ явилъ намъ будущій приговоръ на будущемъ судѣ и постановленіе Его, дабы мы обрѣли тамъ лучшій приговоръ и лучшій удѣлъ. Ибо тѣмъ, которые по тщеславнымъ побужденіямъ, а не ради Него, ведутъ благой образъ жизни, Онъ, конечно, тогда скажетъ этими же словами, которые послѣдовательно нынѣ Онъ говоритъ: «вы воспріяли вашу награду во время жизни вашей»; какъ и Авраамъ, сказалъ оному богатому въ пламени: Воспріялъ еси благая твоя въ животѣ твоемъ (Лук. 16, 25). Но тѣмъ, которые въ упражненіи въ добродѣтели имѣютъ въ виду исключительно Его, Онъ говоритъ, что воздастъ имъ явно, т. е. въ премірномъ ономъ зрѣлищѣ; воздастъ имъ благословеніе, и наслѣдство, и радованіе, и наслажденіе чистое и вѣчное; и, не желая, чтобы кто-нибудь лишился сего, Онъ, хотящій всѣмъ спастись и въ разумъ истины пріити, нынѣ являетъ, какъ я сказалъ, Свой безпристрастный и неизмѣнный приговоръ, показывая, что сынами Божіими являются только тѣ, которые презрѣли человѣческую славу. Посему-то въ одномъ изъ изрѣченій Онъ говоритъ о томъ и о другомъ: Отецъ твой, видяй втайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ; дабы презрителей пустой и человѣческой славы явить и сотворить усыновленными Себѣ и наслѣдниками; а людей не того же духа, какъ и тѣхъ, если не покаются, исключить изъ сыновства.

Господь говоритъ это для того, чтобы не для взора людей мы были видимы молящимися и постящимися, вслѣдствіе чего отъ сего никакой пользы не будетъ: трудъ поста и молитвы стойко выдержимъ, а награды лишимся! Умастить же елеемъ голову, говоритъ, и умыть лицо, то есть не заботиться о томъ, чтобы лицо было блѣдно и не быть неопрятными и съ сухой головой, поскольку таковое можетъ казаться какъ проистекающее вслѣдствіе наложеннаго на себя поста и отъ презрѣнія къ тѣлу, и такимъ образомъ можетъ пріобрѣсти похвалу отъ людей; ибо такъ поступали фарисеи, постясь. Посему и естественно они явились чуждыми Христовой Церкви, и Господь строго запрещаетъ уподобляться имъ. Быть можетъ, кто возвышенно скажетъ, что здѣсь подъ «головой» слѣдуетъ разумѣть голову души, т. е. — умъ, какъ начальствующій, а подъ «лицемъ» — воображеніе, въ которомъ сосредоточиваются впечатлѣнія, получаемыя отъ чувствъ), и намъ, если мы правильно совершаемъ постъ, слѣдуетъ помазать голову елеемъ, т. е. нашъ умъ сдѣлать милостивымъ, и наше лице — т. е. воображеніе, омыть отъ постыдныхъ и нечистыхъ помышленій и гнѣва и всего дурного; ибо такого рода и такимъ образомъ совершаемый постъ, не только дурныя страсти, но вмѣстѣ и возбудителей и строителей этихъ страстей — демоновъ, приводитъ въ бѣгство и посрамляетъ, но и къ числу Ангеловъ причисляетъ постящихся, обращая ихъ въ Ангеловъ, и дѣлаетъ тѣхъ хранителями ихъ и склоняетъ на помощь и на содѣйствіе имъ. Такъ нѣкогда вмѣстѣ съ тремя юношами въ Вавилонѣ, украшенными воздержаніемъ и постомъ, посреди огня былъ виденъ и четвертый, сохраняющій ихъ невредимыми и чудесно орошающій ихъ. Такъ Даніилу, совершающему многодневный постъ, предсталъ Ангелъ, умудряющій его и предвозвѣщающій ему будущее. Такъ въ другой разъ, когда онъ молитвой и постомъ заградилъ уста львовъ, Ангелъ чрезъ большое разстояніе перенесъ по воздуху Пророка (Аввакума), несущаго ему ѣду. Такъ и въ насъ, совершающихъ вмѣстѣ тѣлесный и духовный постъ и молящихся, содѣйствіемъ благихъ Ангеловъ, огонь тѣлесной страсти будетъ погашенъ, и гнѣвъ — какъ бы львиный — будетъ укрощенъ, и мы станемъ участниками пророческой пищи — въ надеждѣ будущихъ благъ и вѣрѣ и умномъ созерцаніи, и намъ будетъ дано наступать на аспида, и скорпіона, и на всю силу вражію.

Но не такого рода постъ и не такимъ образомъ совершаемый — болѣе родственъ злымъ ангеламъ: ибо имъ — свойственны неяденіе, связанное съ гнѣвомъ и ненавистью, и высокомѣріе, и противленіе Богу, — и мы, будучи рабами и служителями Добра, противостоимъ имъ. Яко нѣсть наша брань къ крови и плоти, говоритъ Апостолъ, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Конечно, будемъ употреблять въ противленіе имъ не только постъ, но и латы праведности для нашей защиты, и шлемъ спасительной милостыни, и щитъ вѣры, еще же и могущественнѣйшій въ оборонѣ мечъ духовный, который есть спасительное слово Божіе къ намъ; потому что такимъ образомъ намъ надлежитъ вести доблестную борьбу и сохранить непоколебленную вѣру, и угасить всѣ разжженныя стрѣлы лукаваго, и показавшись побѣдителями во всемъ, улучить небесные и святые вѣнцы, радуясь вмѣстѣ съ Ангелами, въ Самомъ Христѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ всякая слава, держава, честь и поклоненіе, со безначальнымъ Его Отцемъ и Всесвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Homlia VII. Altera de jejunio. P. G. 151 col. 88-93. — Вѣроятно также была сказана на первой седмицѣ Великаго Поста.

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 75-80.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0