Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣды (Омиліи).

Отдѣлъ I. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди.
Омилія 9. Во время поста и молитвы
[1].

Истина и твердое вѣрованіе, согласующееся съ богоносными Отцами нашими, являются конечной цѣлью божественныхъ догматовъ и усиленнаго труда надъ ними и богомыслія. Но для дѣятельной добродѣтели это не есть предѣлъ, а лучше сказать — начало, которое, если не сочетается съ соотвѣтствущимъ концемъ, станетъ причиной еще бóльшаго осужденія для навлекшаго его на себя. Вѣдѣвый волю господина своего, говорится, и не сотворивый, біенъ будетъ много (Лук. 12, 47). Такимъ образомъ, для понятія дѣятельной добродѣтели не довлѣетъ разумѣніе ея и истина, но дѣятельное добро представляетъ конецъ ея. Слѣдовательно, если увидимъ людей стойкихъ въ извѣстномъ добрѣ и обращающихъ сіе въ дѣло и совершенствующихся въ добрѣ путемъ добрыхъ дѣлъ и не допускающихъ даже въ мысляхъ уклоненія отъ праваго вѣрованія, то и мы уже не станемъ имъ много говорить о праведности, цѣломудріи, воздержаніи и подобныхъ вещахъ. Ибо кто же не знаетъ, что каждая изъ этихъ добродѣтелей — хороша, и особенно, воздержанная жизнь, которая, какъ это извѣстно по опыту каждаго, приноситъ величайшую пользу и душѣ и тѣлу? Но поскольку многіе знаютъ это, и хорошо знаютъ, но страстность и гнѣвъ одерживаютъ верхъ надъ ихъ добрымъ расположеніемъ, какъ говоритъ Апостолъ: Вижду инъ законъ во удѣхъ моихъ противу воюющь закону ума моего, и плѣняющь мя закономъ грѣховнымъ, сущимъ во удѣхъ моихъ (Рим. 7, 23), — то поэтому мы постоянно увѣщеваемъ васъ, братіе, чтобы побудить васъ непревратнымъ и правымъ расположеніемъ взяться за исполненіе добрыхъ дѣлъ, чтобы къ познанію грѣха было присовокуплено доброе окончаніе. Разумъ благъ, говоритъ Давидъ, всѣмъ творящимъ и (Псал. 110, 10). И: Правда Его на сынѣхъ сыновъ, хранящихъ завѣтъ Его, и помнящихъ заповѣди Его творити я (Псал. 102, 18). И Павелъ: Не слышателіе закона праведни предъ Богомъ, но творцы закона оправдятся (Рим. 2, 13). Господь же ихъ обоихъ (говоритъ): Аще сія вѣсте, блажени есте, аще творите я (Іоан. 13, 17).

Итакъ, будемъ дѣятельно держаться прекраснаго дѣла поста и воздержанія; добрыми дѣлами удостовѣримъ наше расположеніе относительно ихъ. Дѣятельно покажемъ каковы плоды они приносятъ, ибо дерево познается по плоду. Но и земледѣлателю долженствуетъ первому воспріять отъ плодовъ. Разумѣй, яже глаголю (2 Тим. 2, 6), — говоритъ Апостолъ. Такъ, изъ числа иныхъ добродѣтелей, каждая очищаетъ и украшаетъ или душу или тѣло, или вѣрнѣе сказать — одну нѣкую часть души или тѣла: такъ молитва и вѣдѣніе украшаютъ и очищаютъ умъ, кротость укрощаетъ гнѣвъ, цѣломудріе гаситъ вожделѣніе. Постъ же и воздержаніе умиряютъ плотское разжженіе, угашаютъ яростный гнѣвъ и страстность, въ душѣ создаютъ ясное небо — чистое и какъ бы безоблачное — очищая ее отъ паровъ, происходящихъ отъ множества ѣды и отъ мрака, какъ слѣдствія сего. Благодаря посту и воздержанію внѣшній человѣкъ вянетъ; насколько же онъ вянетъ, настолько внутренній человѣкъ обновляется, какъ говоритъ Апостолъ. Упитанный желудокъ, сказалъ нѣкто, не рождаетъ тонкаго ума; слѣдовательно, суживаемый отъ поста и воздержанія, онъ, по необходимости, и умъ дѣлаетъ тонкимъ. Такимъ образомъ, благодаря сему совершастся все прекрасное и хорошее. Постъ и воздержаніе это — двойное кольцо стѣнъ, и живущій за ними наслаждается большимъ покоемъ, какъ бы гражданинъ Іерусалима. Ибо Іерусалимъ въ переводѣ означаетъ «миръ». Подступаетъ же войной къ этой стѣнѣ вавилонскій князь «архи-поваръ», и тамъ, гдѣ не нашелъ бы стойко защищающихъ извнутри эти стѣны, онъ разрушаетъ ихъ, вводя, какъ стѣнобитныя орудія, ухищренія поварскаго искусства. Находящіеся же за этими стѣнами не только презираютъ различіе яствъ, но ради бóльшей экономіи и хлѣбъ сами молотятъ, лучше сказать, — сами, благодаря воздержанію, опрокидываютъ Мадіамскій шатеръ. Ибо это-то предъизображала и исторія Гедеона: Се тѣсто хлѣба ячна (ячменнаго), говорится, валяющееся въ полцѣ мадіамли (Суд. 7, 13). Показываетъ же ячменный хлѣбъ скромность и воздержаніе даже въ необходимой ѣдѣ тѣхъ, которые воинствовали вмѣстѣ съ Гедеономъ. И привалился къ кущи Мадіамли, и поби ю, и преврати ю, — говорится. Мадіамскимъ же шатромъ, опрокинутымъ ячменнымъ тѣстомъ, конечно, будетъ (въ нашемъ сравненіи) — кипучее вожделѣніе глотки и чрева, яростныя требованія которыхъ отсѣкаетъ постъ и неприхотливая, отвѣчающая посту, трапеза. Даніилъ — мужъ желаній — не только лепешкой убилъ дракона, бога тѣхъ, которыхъ богъ — чрево, но и въ теченіе многихъ недѣль не вкушая вожделѣннаго хлѣба, ни вина не пія, узрѣлъ новыя видѣнія и удостоился пришествія Архангела.

Такъ поступалъ Даніилъ; а похотливый и неблагодарный народъ говорилъ: Кто ны напитаетъ мясы? (Числ. 11, 4). Но послѣ того, какъ они насытились мясомъ до такой степени, что оно стало выходить изъ ноздрей ихъ, они были поражены весьма великой язвой. Ибо разгнѣвася, говорится, Богъ на люди, и сытость ихъ обратилась въ холеру. И гробы похотѣнія, о которыхъ говорится въ томъ мѣстѣ (Числ. 11, 33. 35), являются памятникомъ божественнаго гнѣва на тѣхъ людей. Будемъ же, взирая на памятникъ сей, бѣжать чревоугодія, облобызаемъ воздержаніе, возлюбимъ эти дни поста, какъ дѣлающіе тѣло послушнымъ душѣ и облегчающіе умъ, быстро возвышающійся къ Богу. Іоаннъ Предтеча Благодати въ теченіе всей жизни довольствовался акридами и дикимъ медомъ. Петръ употреблялъ только соленье, маслины, волчій бобъ (лупинъ) и очищенную зелень. Что же надлежитъ сказать о Павлѣ, который говоритъ: Во алчбѣ и жажди, въ пощеніихъ многащи (2 Кор. 11, 27)? Промежутокъ же сорокодневнаго поста не составляетъ для тебя всю твою жизнь; къ тому же изо дня въ день заходъ солнца возвѣщаетъ тебѣ приближеніе конца поста. О, развѣ не легко для всѣхъ и удобно это воздержаніе отъ пищи?! Только пусть будетъ и насыщеніе соотвѣтствующимъ посту, потому что такимъ образомъ умѣренно воздерживающійся отъ пищи и умѣренно насыщающійся, не много будетъ позади неядущихъ. Но, быть можетъ, ты щадишь плоть и бѣжишь отъ поста, какъ отъ носителя истощенія; но — напротивъ! — именно пресыщеніе приводитъ къ возникновенію подагры и мигрени и иныхъ болѣзней; а постъ является матерью здоровья; такъ что не только блудникъ согрѣшаетъ противъ своего тѣла, но и чревоугодникъ грѣшитъ тѣмъ же, дѣлая его слабымъ и болѣе болѣзненнымъ.

Поскольку же невоздержанность проявляется чрезъ всѣ чувства, то на всѣхъ нихъ наложимъ воздержаніе. Если же ты постишься въ пищѣ, глаза же имѣешь совратителемъ къ прелюбодѣянію въ тайникахъ твоей души, и къ любопытству и къ злословію; слухъ же — воспринимающимъ безчинства и блудныя пѣсни и недобрыя клеветническія нашептыванія; и иныя чувства, послѣдовательно вредящія, то какая польза отъ поста? — Конечпо, никакой! Ибо ты бѣжишь отъ одного вида зла, чтобы тѣмъ самымъ бѣжать и отъ того другого зла, которому ты даешь входъ въ свою душу, допуская оное первое зло (т. е. ты бѣжишь отъ грѣха чревоугодія, чтобы тѣмъ самымъ бѣжать и отъ иныхъ многихъ грѣховъ, которые производитъ чревоугодіе. — А. А.). Ибо, поскольку мы составлены изъ души и тѣла, не изъ одного только тѣла, но и изъ души, которая многочленна (ибо инымъ образомъ она имѣетъ какъ члены — питающее начало (το θρεπτικον), силу вожделѣвательную, раздражительную и разумное начало), то тотъ лишь постъ истинный, который распространяется на все, и все очищаетъ, и все врачуетъ; ибо сладостно, братіе, и благостно — лѣченіе души постомъ; и посему-то Отцы наши установили его для насъ въ теченіе этихъ дней.

Итакъ, если мы станемъ безразсудно уклоняться отъ поста, то насъ ожидаютъ карающія наказанія, и разсѣченіе, и жженіе; ибо то, что не поддается лѣченію, Христосъ разсѣчетъ и предастъ неугасаемому огню на вѣчную кару. Ибо, какъ тогда не постившись въ раю, мы были изгнаны въ эту многоболѣзненную жизнь, такъ и нынѣ, если не будемъ поститься и не будемъ, по силамъ, жить воздержанно, то будемъ ввержены въ неугасимую и нестерпимую оную геенну. Но, обратитесь, сынове отступившіе, говоритъ пророчество (Іер. 3, 14). Ничто до такой степени не содѣйствуетъ умилостивленію Бога къ обращающимся (отъ грѣха къ Богу), какъ — постъ, какъ мы научены примѣромъ обращенія Ниневитянъ; и ничто такъ не умерщвляетъ, какъ чревоугодіе, какъ показываетъ Говорящій объ обратившемся блудномъ сынѣ: Сынъ мой сей мертвъ бѣ, и оживѣ: и изгиблъ бѣ, и обрѣтеся (Лук. 15, 24). Онъ возлюбилъ свиноподобную жизнь и наслаждался свиной грязью, сравнявшись съ ними и ставъ подобнымъ имъ, слагая съ себя богоподобіе. Согласно же словамъ великаго Іова, онъ говоритъ, что онъ не только уподобился скотамъ, но и влажнымъ мѣстностямъ, совершенно безчувственному сусаку, папирусу и камышу, въ которыхъ почиваетъ всеядецъ левіафанъ. Потому-что въ влажныхъ мѣстахъ обитаетъ оный духовный китъ. Изгоняя эту влажность воздержанной жизнью, Давидъ говоритъ: Изсше яко скудель крѣпость моя, и кости моя яко сушило сосхошася; колѣна моя изнемогоста отъ поста, и плоть моя измѣнися елеа ради (Псал. 31, 16; 101, 4; 108, 24). Посему, всего себя поручая Ему, во всемъ, и даже въ сердечномъ размышленіи, предъ Нимъ шествуя и имѣя Его предъ очами во всѣхъ дѣлахъ своихъ, онъ измѣнилъ измѣненіе десницы Вышняго (Псал. 76, 11, т. е. — получилъ отъ Бога милость и освобожденъ былъ отъ горя, которое онъ называеть измѣненіемъ десницы Всевышняго).

Итакъ, будемъ, возлюбленные, и мы подражать сему, и не только уклонимся отъ рыхлой (разнѣженной) и разслабленной жизни, но какъ бы предъ очами Божіими и предъ Нимъ находясь, будемъ содѣлывать нашъ постъ, и псалмопѣніе, и молитву, зная, что ни постъ, ни псалмопѣніе, ни молитва сами по себѣ не могутъ насъ спасти, но спасаетъ совершеніе ихъ предъ очами Божіими; ибо, какъ солнце, согрѣваетъ освѣщаемое имъ, такъ очи Господни, взирая, освящаютъ насъ. Совершается же это предъ лицемъ Божіимъ тогда, когда умъ выдержанно взираетъ на Него, и, по причинѣ взиранія на Него, совершаются постъ, и пѣніе псалмовъ, и молитвы; но когда во время молитвы и псалмопѣнія, духъ по временамъ простирается къ Богу, по временамъ же приходитъ въ упадокъ и безпокойство, то долженствуетъ разумѣть, что мы еще не всецѣло предали себя Богу, и не въ законѣ Божіемъ вся цѣль того, что нами совершается; посему, насколько мы отступаемъ отъ дѣлъ праведности, настолько не можемъ пребывать предъ очами Божіими. Не пребудутъ беззаконницы предъ очима Твоима, говорится (Псал. 5, 6). Но мы, лежащіе израненными, будемъ призывать Господа, могущаго возложить на наши раны пластырь и перевязать ихъ.

Итакъ, не дадимъ здѣсь, молю, послабленія постамъ и молитвамъ, и слезами и всѣми способами будемъ призывать Его до тѣхъ поръ, пока Онъ не приблизится и не излѣчитъ насъ; явимъ и дѣлами, что мы достойны имѣть Жениха Христа, Котораго, нынѣ отъ насъ отлучившагося и въ небесныхъ селеніяхъ пребывающаго, мы съ твердой надеждой ожидаемъ. Егда отъимется отъ нихъ Женихъ, говоритъ Онъ, и тогда постятся (Матѳ. 9, 15). Отсюда очевидно, что тѣмъ, которыхъ призываетъ Христосъ, необходимо всю жизнь проводить въ воздержаніи и въ постѣ, съ благой надеждой ожидая Его Пришествія. Будемъ же особенно въ эти дни поститься и бодрствовать, ожидая и годовой день Воскресенія Христова, чтобы чистыми чисто и Страсти Его прославить, и улучить ими содѣланную для насъ Господомъ безсмертную и блаженную жизнь. Да сподобимся и мы всѣ сей блаженной и безсмертной жизни благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Homilia IX. In tempore jejunii et orationis. P. G. 151 col: 104-112.

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 75-80.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0