Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣды (Омиліи).

Отдѣлъ I. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди.
Омилія 12. Въ Недѣлю четвертую Святыя Четыредесятницы, заключающая изложеніе чтомаго въ тотъ день Евангелія; въ ней же говорится и о раденіи относительно внутреннихъ помысловъ
[1].

Часто и особенно въ эти священные дни, говоря вашей любви о постѣ и молитвѣ, я, однако, до сихъ поръ не изложилъ вашему благочестивому слуху и вашимъ душамъ: какими дарами бываютъ почтены ревнители ихъ, и какихъ великихъ благъ ходатаями являются постъ и молитва для совершающихъ ихъ. Что же это? — О, это — великое! И можно сказать — наибольшее изъ всего. Ибо сверхъ прочаго, постъ и молитва могутъ дать власть на лукавыхъ духовъ такъ, чтобы изгонять и отгонять ихъ и освобождать одержимыхъ ими отъ приносимаго ими вреда. Ибо когда Ученики говорили Господу относительно нѣмого и глухого бѣса: почему мы не могли изгнать его, — на это Господь сказалъ имъ: Сей родъ изгоняется только молитвою и постомъ (Матѳ. 17, 19-20 и пар.). И быть можетъ по этой-то причинѣ, послѣ молитвы на горѣ и во время явленія ея божественнаго осіянія, спустившись немедленно, Онъ приходитъ на то мѣсто, гдѣ былъ одержимый тѣмъ бѣсомъ. Потому что, взявъ избранныхъ Учениковъ, говорится, Онъ взошелъ на гору помолиться, и просіялъ, какъ солнце; и, вотъ, явились Ему собесѣдующими Моисей и Илія, — которые, пожалуй, изъ всѣхъ людей наибольше подвизались въ молитвѣ и постѣ, — Явившему, чрезъ присутствіе ихъ во время Его молитвы, созвучіе и солидарность между молитвой и постомъ, такъ что постъ какъ бы бесѣдуетъ съ молитвой, которая, въ свою очередь, бесѣдуетъ съ Господомъ. Ибо если кровь умученнаго Авеля вопіетъ ко Господу, какъ Онъ Самъ говоритъ Каину, какъ мы узнаемъ чрезъ Моисея, то, конечно, и части тѣла и всѣ члены, выстрадавшіе въ постѣ, возопіютъ ко Господу, и въ соотвѣтствіи съ молитвой постящіеся и какъ бы со-молившіеся, справедливо сдѣлаютъ ее (молитву) болѣе благопріятной и придадутъ должную оцѣнку добровольно воспринятому подвигу поста. Итакъ, послѣ того, какъ помолился и божественнымъ образомъ просіялъ, спустившись съ горы, Господь идетъ къ народу и къ Ученикамъ, къ которымъ былъ приведенъ оный одержимый бѣсомъ, дабы Христосъ, какъ на горѣ показалъ оную присущую посту и молитвѣ награду, не только великую, но и больше, чѣмъ великую, ибо Онъ показалъ, что награда за нихъ — божественное осіяніе, — такъ и спустившись внизъ, Онъ къ тому же показалъ бы, что награда за нихъ выражается также и во власти надъ бѣсами. Но поскольку въ настоящій воскресный день въ церквахъ обычай читать относящееся къ сему чуду, то, давайте пройдемъ отъ начала все возвѣщенное евангельское повѣствованіе о семъ.

Итакъ, говорится, что когда Іисусъ пришелъ къ Ученикамъ и къ народу, бывшему въ то время съ ними, и спросилъ о чемъ у нихъ рѣчь, тогда нѣкто изъ народа, въ отвѣтъ, сказалъ Ему: Учителю, приведохъ сына моего къ Тебѣ, имуща духа нѣма: и идѣже колиждо иметъ его, разбиваетъ его, и пѣны тещитъ, и скрежещетъ зубы своими и оцѣпенѣваетъ. Почему же онъ испускалъ пѣну и скрежеталъ зубами и оцѣпенѣвалъ? Потому что у одержимыхъ бѣсомъ сначала и больше иныхъ частей тѣла подвергается бѣдствію мозгъ, ибо этотъ психическій центръ бѣсъ используетъ, какъ нѣкій плацдармъ, откуда уже, какъ бы изъ нѣкой крѣпости, онъ угнѣтаетъ все тѣло; а когда бѣдствуетъ мозгъ, тогда на нервахъ и на суставахъ тѣла выдѣляется нѣкій воспалительный процессъ, препятствующій нормальной функціи, исходящей изъ психическаго центра; и на основаніи этого происходятъ смятеніе и разбитость и безсознательныя движенія всѣми управляемыми волею частями тѣла, и особенно челюстями, какъ наиболѣе близкими къ первично пострадавшей части (т. е. — къ мозгу). Вслѣдствіе же большой выдѣляемости влаги, стекающейся къ устамъ чрезъ каналы и по причинѣ близости къ мозгу и когда усиленное дыханіе не можетъ правильно происходить по причинѣ нарушенности правильности функцій органовъ, у несчастныхъ появляется пѣна на устахъ. Поэтому-то тотъ бѣсноватый испускалъ пѣну и скрежеталъ зубами, страшно ударяющимися другъ о друга въ безумномъ возбужденіи. Оцѣпенѣваетъ, сохнетъ же онъ послѣ сего по причинѣ тяжкаго бѣсовскаго вреда: ибо какъ вслѣдствіе дѣйствія солнечныхъ лучей создающіеся пары, затѣмъ, если эта теплота увеличивается, ею же, наконецъ, и уничтожаются, разсѣявшись, такъ происходитъ и отъ вреда отъ бѣса: издаваемая влага внутренностей, немного затѣмъ, когда это вредное бѣсовское дѣйствіе увеличивается, израсходуется, какъ и вообще свойственная тѣлу влага, и сей бѣсноватый, въ результатѣ этого, сохнетъ т. е. оцѣпенѣваетъ.

Говоря Господу, отецъ бѣсноватаго присовокупилъ, что онъ сказалъ Ученикамъ, чтобы они изгнали бѣса, и они не смогли этого сдѣлать. Господь же, не только къ нему, но и ко всѣмъ обращаясь, говоритъ: О роде невѣрный! Доколѣ буду съ вами, доколѣ терплю вамъ? Мнѣ представляется, что на томъ основаніи, что Ученики не смогли изгнать бѣса, присутствовавшіе тогда іудеи, взяли это за поводъ для не малой хулы; ибо, если и при совершавшихся чудесахъ, они не переставали хулить, воображаю, чего только они не говорили, когда у нихъ былъ поводъ. Посему Господь, видя ихъ ропотъ, всецѣло опровергаетъ и постыжаетъ ихъ не только болѣе рѣзкими словами, но — и дѣлами и словами полными человѣколюбія. Ибо говоря такъ, Онъ присовокупилъ: Приведите Ми его семо, и приведоша. И когда бѣсъ увидѣлъ Господа, онъ сотрясъ того человѣка, такъ что онъ упалъ на землю и валялся, испуская пѣну; ибо бѣсу было допущено показать явнымъ свое зло. Господь же спросилъ отца мальчика: Колико лѣтъ есть, отнелиже сіе бысть ему? Господь ставитъ такой вопросъ изъ человѣколюбія, приводя его къ вѣрѣ и чрезъ вѣру къ молитвѣ. Ибо этотъ человѣкъ до такой степени былъ далекъ отъ вѣры, что даже и не молилъ о спасеніи сына. Посему и Учениковъ онъ, отнюдь, не молилъ, — ибо говорится, что онъ сказалъ: Рѣхъ имъ, да изженутъ его; не припадалъ къ ногамъ, не молилъ, не просилъ. Но видно, что и Господа онъ отнюдь не проситъ. Посему Господь, милостиво оставивъ лежать отрока его передъ собою, Самъ говоритъ съ нимъ, вопрошая о времени болѣзни и вмѣстѣ побуждая его къ просьбѣ. И онъ отвѣчаетъ: Издѣтска. И многажды во огнь вверже его, и въ воды, да погубитъ его, и прибавляетъ: Но аще что можеши, помози намъ, милосердовавъ о насъ.

Видите ли: какъ велико невѣріе сего человѣка? — Ибо говоря: Аще можеши, конечно, онъ показалъ этимъ, что не вѣритъ, что Онъ можетъ. Господь же сказалъ въ отвѣтъ на это: Еже аще что можеши вѣровати, вся возможна вѣрующему. Говоритъ же Онъ это не потому, что не знаетъ о его невѣріи, по для того чтобы постепенно привести его къ вѣрѣ и вмѣстѣ съ тѣмъ показываетъ, что именно это его невѣріе и было причиной тому, что Ученики не могли изгнать бѣса. Внимательно изслѣдуй, что повѣствуетъ Евангелистъ: онъ не говоритъ, что Господь сказалъ отцу отрока: Аще можеши вѣровати въ томъ смыслѣ, будто бы Господь всегда требовалъ, чтобы у тѣхъ, которые добивались исцѣленія, было наличіе вѣры; но Онъ сказалъ это въ данномъ случаѣ потому, что будучи Владыкою и Хранителемъ душъ, Онъ имѣлъ заботу и ихъ исцѣлить посредствомъ вѣры. Отецъ же онаго отрока, какъ только услышалъ, что за его вѣрою послѣдуетъ исцѣленіе его сына, со слезами сказалъ: Вѣрую Господи, помози моему невѣрію. Видите ли: прекрасное преуспѣяніе права сего человѣка? — Онъ не только увѣровалъ въ возможность исцѣленія отрока, но и — въ то, что если Господь захочетъ, Онъ можетъ превозмочь и его невѣріе. И въ то время, какъ при словахъ сихъ, сбѣжался народъ, Господь, говорится, запретилъ нечистому духу, говоря ему: Дýше нѣмый и глухій, Азъ ти повелѣваю: изыди изъ него, и ктому не вниди въ него.

Видится, что этотъ бѣсъ былъ крайне трудный и крайне дерзкій, ибо сила запрещенія и повелѣніе больше не входить, указываетъ на ту крайнюю дерзость сего бѣса; ибо если бы не было сего повелѣнія, онъ и будучи изгнанъ, вернулся бы. Онъ прочно овладѣлъ симъ человѣкомъ и крѣпко цѣплялся за него и былъ глухимъ и нѣмымъ, и такъ какъ человѣческое естество не могло удовлетворить чрезмѣрности его бѣшенства, то посему оно и было доведено почти до полнаго безчувствія. И послѣ сего возопивъ, говорится, и много пружався, изыде: и бысть яко мертвъ, якоже мноземъ глаголати, яко умрѣ. То, что налицо былъ крикъ, не противорѣчитъ тому, что бѣсъ былъ нѣмымъ: ибо понятіе рѣчи является проявленіемъ чего-то умопостигаемаго, между тѣмъ какъ крикъ, это — нечленораздѣльный звукъ; допускается же бѣсу до такой степени сотрясти сего человѣка и довести его какъ бы до состоянія омертвѣнія, чтобы явнымъ стало все его зло. Господь же, взявъ за руку сего человѣка, поднялъ его и поставилъ, показывая этимъ, что Онъ обладаетъ многоразличнымъ образомъ дѣйствія: взять за руку — это было проявленіемъ тварнаго, свойственнаго намъ, дѣйствія; но воздвигнуть его исцѣленнымъ отъ бѣдствія, это было проявленіемъ не тварнаго, но божественнаго и живоначальнаго дѣйствія (энергіи). Когда же Ученики послѣ наединѣ спросили Его: Почто мы не возмогохомъ изгнати его, Онъ имъ сказалъ, что сей бѣсъ: ничимже можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ. Вотъ, нѣкоторые говорятъ, что такая молитва и постъ должны были быть со стороны страждущаго. Но на самомъ дѣлѣ дѣло обстоитъ иначе. Ибо какъ бы могъ молиться или съ пользой для себя постить находящійся подъ дѣйствіемъ злого духа, и то такого сильнаго, будучи инструментомъ его и одержимъ имъ? Представляется же, что этотъ столь страшный бѣсъ, былъ бѣсомъ разнузданности, который, именно, то бросаетъ въ огонь захваченнаго имъ, — ибо таковыми являются безпорядочныя и безумныя любовныя страсти, — то погружаетъ его въ воду, вслѣдствіе обжорства и неумѣренныхъ и частыхъ пирушекъ и попоекъ. Ибо въ людяхъ такого рода обитаетъ сей глухой и нѣмой бѣсъ; потому что подверженный внушеніямъ бѣса такого рода, не легко допускается къ слышанію или говорѣнію божественныхъ предметовъ. Но что касается того, кто не одержимъ злымъ духомъ, хотя и подвергается его внушеніямъ, тотъ когда возникнетъ къ обращенію, — ибо онъ еще сохраняетъ власть надъ собою, — долженъ молиться и поститься, дабы чрезъ постъ обуздать тѣло и удержать его возстаніе, чрезъ молитву же обездѣйствовать и усыпить предрасположенія и возбуждающіе страсти помыслы, и такимъ образомъ, онъ одержить верхъ надъ страстями, въ молитвѣ отгоняя сатанинскій приступъ и издѣвательство его. Но когда кто не только подверженъ діавольскому внушенію, но бываетъ и одержимъ имъ и терпитъ страданія, которыя люди не въ силахъ вылечить, ни самъ онъ не можетъ что сдѣлать для своего выздоровленія, тогда то самое, что онъ бы самъ сдѣлалъ, если бы имѣлъ свободный умъ, это совершаемое ради него со стороны свободныхъ, лучше же сказать, — одухотворенныхъ Божественнымъ Духомъ людей, въ величайшей степени будетъ содѣйствовать для изгнанія бѣса.

Но съ насъ, отнюдь, не требуется, чтобы мы обладали силой изгонять бѣсовъ, а если бы и могли изгонять, нѣтъ намъ отъ этого никакой пользы, если при этомъ мы ведемъ небрежный образъ жизни. Ибо говоритъ Христосъ: Мнози рѣкутъ Мнѣ во онъ день: Господи, не въ Твое ли имя пророчествовали, и Твоимъ именемъ бѣсы изгонихомъ? — И тогда исповѣмъ имъ, яко николиже знахъ васъ: отъидите отъ Менѣ дѣлающіи беззаконіе (Матѳ. 7, 22-23). Итакъ, гораздо полезнѣе изгонять изъ души страсть блуда, гнѣва, ненависти и надменности, нежели — изгонять бѣсовъ. Ибо не довлѣетъ самое лишь отстраненіе отъ плотскихъ грѣховъ, но долженствуетъ очистить также и внутреннюю, скрытую дѣятельность души. Ибо изъ сердца нашего исходятъ злые помыслы, прелюбодѣянія, любодѣянія, убійства, кражи, лихоимства и прочее; а это есть то, что движетъ человѣка. И — иже воззритъ на жену, ко еже вождѣлети ея, уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28); ибо хотя тѣло и бездѣйственно, но было допущено грѣху мысленно совершиться. Но когда душа внутри чрезъ молитву и трезвеніе, и памятствованіе о смерти, и печаль по Бозѣ, и плачь — отвергаетъ прилогъ лукаваго, тогда и тѣло совоспринимаетъ освященіе, становясь бездѣйственнымъ на зло. И это — именно то, что говоритъ Господь: что не тотъ, кто со внѣ очистилъ чашу, тотъ и извнутри ее очистилъ, но дѣлайте внутреннюю сторону чаши чистой, и тогда она вся будетъ чистой. Потому что, если ты приложишь тщаніе, дабы внутреннее твое дѣланіе было по Богу, тогда ты побѣдишь страсти, приходящія со внѣ. Ибо если корень святъ, святы и вѣтви; и если свята закваска, то свято и тѣсто. Ибо Павелъ говоритъ; Духомъ ходите, и похоти плотскія не совершайте (Гал. 5, 16).

Посему и іудейское обрѣзаніе Христосъ не разрушилъ, а исполнилъ. Ибо Самъ Онъ говоритъ: Не пріидохъ разорити законъ, но исполнити (Матѳ. 5, 17). Какимъ образомъ исполнилъ его? — Законъ былъ печатью и обозначеніемъ и символическимъ ученіемъ обрѣзанія въ сердцѣ злыхъ помысловъ, о чемъ іудеи не имѣли тщанія и за это самое были упрекаемы Пророками, какъ не обрѣзанные сердцемъ, и возненавидѣны отъ Взираюшаго въ сердце, и окончательно стали отвергнуты. Яко человѣкъ зритъ на лице, Богъ же зритъ на сердце (1 Цар. 16, 7). И если оно преисполнено нечистыхъ и лукавыхъ мыслей, то такой человѣкъ становится достойнымъ того, чтобы Богъ отъ него отвратился. Посему, опять же, Апостолъ увѣщеваетъ насъ, чтобы мы безъ гнѣва и сомнѣнія совершали молитвы. Уча же насъ, чтобы мы имѣли тщаніе объ ономъ духовномъ обрѣзаніи сердца, Господь ублажаетъ чистыхъ сердцемъ и нищихъ духомъ и возвѣщаетъ, что наградой за сію чистоту будетъ видѣніе Бога; нищимъ же духомъ обѣщаетъ Царство Небесное. Нищими же Онъ называетъ живущихъ въ нуждѣ и убожествѣ; но не просто всѣхъ людей такого рода. Онъ ублажаетъ, но именно тѣхъ, которые нищи духомъ, то-есть, тѣхъ, которые по внутреннему и сердечному смиренію и благому произволенію такимъ образомъ распорядились всемъ внѣшнимъ, что проводятъ жизнь въ убожествѣ. Запрещаетъ же Онъ не только убійство, но и гнѣвъ, и заповѣдуетъ отъ сердца прощать провинившимся въ отношеніи насъ, и не пріемлетъ принесенныхъ Ему отъ насъ даровъ, если сначала мы не примиримся и не оставимъ гнѣвъ.

Такъ и въ отношеніи плотскихъ страстей: ибо и самое воззрѣніе по любопытству и проистекающее оттуда вожделѣніе въ сердцѣ, Онъ осуждаетъ, какъ прелюбодѣяніе. И охвативъ все въ болѣе общей сложности, говоритъ: Аще свѣтъ иже въ тебѣ, — т. е. умъ и разсудительность, — тьма есть — когда управляющее исполнено мрака, — то тьма кольми! (Матѳ. 6, 23), т. е. тѣло и чувства, которыя сами по себѣ не обладаютъ разумнымъ свѣтомъ, рождающимъ истину и безстрастіе. Если же свѣтъ, который въ тебѣ, будетъ чистымъ, когда плотскіе помыслы не омрачаютъ, тогда душею ты станешь всецѣло лучезарнымъ, какъ когда свѣтильникъ озаряетъ тебя свѣтомъ. Таковымъ, вотъ, является духовное обрѣзаніе сердца, которымъ Господь исполнилъ сущее по закону плотское обрѣзаніе, которое было дано іудеямъ въ знаменіе онаго духовнаго и приводящее къ нему; для не проявившихъ же тщанія пріобрѣсти оное (духовное обрѣзаніе), плотское ихъ обрѣзаніе стало, какъ говоритъ Павелъ, необрѣзаніемъ (т. е. уравняло ихъ съ язычниками, — А. А.), и они отчуждили себя отъ невзирающаго на лицо Бога, т. е. взирающаго не на явное плотское оправданіе, но на сердце, т. е. на невидимыя и сущія внутри насъ движенія мыслей.

Посему приложимъ и мы старанія, братіе, молю, и очистимъ наши сердца отъ всякой скверны, дабы не слиться намъ съ оными осужденными. Ибо если изрѣченный чрезъ Моисея законъ былъ твердымъ, и всякое преступленіе и непослушаніе получало праведное воздаяніе, то какъ мы избѣжимъ, вознерадѣвши о нашемъ спасеніи, которое, бывъ сначала проповѣдано Господомъ, въ насъ утвердилось слышавшими отъ Него, при засвидѣтельствованіи отъ Бога знаменіями и чудесами, и различными силами, и раздаяніемъ Духа Святаго (Евр. 2, 2-4). Итакъ, будемъ бояться Испытывающаго сердца и сокровенныя мысли; умилостивимъ Господа отомщеній; сдѣлаемъ, чтобы обитали въ насъ миръ, святость, молитва въ сокрушеніи, безъ которыхъ никто не узритъ Господа; горячо возжелаемъ въ полной увѣренности вѣры — оное обѣтованное для чистыхъ сердцемъ видѣніе Бога; и сдѣлаемъ все, чтобы получить намъ это, съ которымъ идетъ рука объ руку вѣчная жизнь, чистая, подлинная прекрасность, неиждиваемое богатство, неизмѣнное и нескончаемое наслажденіе и слава и царство, которыя да будетъ всѣмъ намъ получить въ Самомъ Царѣ вѣковъ Христѣ, Которому Единому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, со Безначальнымъ Его Отцемъ, и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, въ нескончаемые вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Homilia XII. In Evangelium quartae in sacra Quadragessima Dominicae, et in necessitatem suis invigilandi cogitationibus. P. G. 151 col. 145-157.

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 121-128.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0