Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣды (Омиліи).

Отдѣлъ I. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди.
Омилія 13. Въ пятую недѣлю Поста; въ ней же говорится и о твореніи милостыни
[1].

Есть нѣкоторые предѣлы моря, которые прокармливаютъ великихъ звѣрей — китовъ. Посему плавающіе въ ихъ предѣлахъ, подвешиваютъ къ своимъ кораблямъ колокольчики, чтобы вслѣдствіе звона ихъ, устрашенные звѣри бѣжали. И море нашей жизни кормитъ многихъ и болѣе опасныхъ звѣрей, я имѣю въ виду дурныя страсти и патроновъ ихъ — лукавыхъ бѣсовъ; пересѣкаетъ же это море, какъ бы нѣкій Корабль, Божественная Церковь, которая вмѣсто колоколовъ обладаетъ духовными Наставниками, такъ чтобы гласомъ священнаго ихъ ученія обратить въ бѣгство духовныхъ звѣрей. И вотъ, какъ образъ сего, и Аароново одѣяніе имѣло подвѣшенные благозвучные колокольчики, и торжественно должно было быть слышно ихъ въ то время, когда Ааронъ священнодѣйствовалъ. Мы же, прекраснымъ образомъ обращая букву въ духъ, соотвѣтствующе будемъ «звенѣть» для васъ въ духовномъ смыслѣ, и особенно въ это постное время, въ которое видимые и невидимые звѣри особенно ополчаются на насъ. Видимые: чревоугодіе, пьянство и подобное, другіе же невидимо сидятъ въ засадѣ: тщеславіе, гордость, самомнѣніе и лицемѣріе. «Звонъ» же сей является и приводящимъ въ бѣгство сихъ звѣрей и охранителемъ для соблюдающихъ постъ.

Итакъ, постъ и невоздержаніе такъ взаимно противоположны, какъ жизнь — смерти. И заповѣданный постъ является ровесникомъ жизни и естества человѣческаго, и данъ онъ отъ Бога Адаму въ раю изначала ради сохраненія, вложенной въ него Богомъ, жизни и божественной благодати. Невоздержаніе же является совѣтомъ, приводящимъ къ смерти тѣла и души, и данъ онъ отъ діавола Адаму коварнымъ образомъ чрезъ Еву, съ той цѣлью, чтобы они отпали отъ жизни и стали чуждыми, данной Богомъ, божественной благодати. Богъ же не сотворилъ смерти и не радуется погибели живущихъ. Итакъ, кто тотъ человѣкъ, который желаетъ жизни и хочеть обрѣсти благодать, которая въ Богѣ и отъ Бога подается? — Пусть такой человѣкъ бѣжитъ отъ смертоноснаго невоздержанія и притечетъ къ обожествляющему посту и воздержанію, дабы радуясь взойти въ рай. Вотъ, Моисей, совершая на горѣ сорокодневный постъ, взлетѣлъ на высоту боговидѣнія и получилъ божествениыя скрижали; между тѣмъ какъ Еврейскій народъ, внизу пьянствуя, соскользнулъ въ нечестіе и вылилъ идола — бога, наподобіе египетскаго тельца Асписа. И если бы Моисей не сталъ, предстательствуя предъ Богомъ, предварительно умилостививъ Его нещаднымъ истребленіемъ виновныхъ изъ народа, Богъ отнюдь имъ сего не простилъ бы. Посему и мы, если пользуемся милостями Божіими, не станемъ опьяняться виномъ, не будемъ отягчаться пресыщеніемъ, въ которыхъ — распутство и нечестіе. И Илія былъ богозрителемъ, но и онъ — предъочистившись постомъ. И Даніилъ улучилъ боговидѣніе и видѣніе одного изъ Архангеловъ, дарующаго ему видѣніе будущаго, но прежде сего въ теченіе цѣлыхъ 20 дней онъ пребывалъ безъ пищи. А другой Пророкъ, напротивъ, оказался умерщвленъ львомъ, но по той причинѣ, что онъ вкусилъ пищу вопрѣки повелѣнію Божіему. Конечно, вы знаете объ Исавѣ, сынѣ Исаака, который по причинѣ чревоугодія отпалъ отъ отеческаго благословенія и лишился и иныхъ привилегій первородства. Будемъ же бояться, чтобы и намъ, отдавшимся сему чревоугодію, не лишиться обѣтованнаго онаго благословенія и наслѣдія отъ Небеснаго Отца. И не неизвѣстно вамъ о Трехъ Отрокахъ, которые, будучи прилежными въ постѣ, не сожженными стопами и тѣлами попрали семикратно разожженную для нихъ пещь въ Вавилонѣ; и мы также, если будемъ соблюдать истинный постъ, то и здѣшній огонь плоти поперемъ и угасимъ и будущую пещь безъ ущерба пройдемъ, когда (по слову Апостола Павла) огонь испытаетъ дѣла каждаго. Что же достоитъ сказать о Господѣ Пророковъ, Который, пріявъ плоть и ставъ ради насъ человѣкомъ, явивъ намъ образъ — какъ побѣждать діавола, постясь во всемъ, побѣдилъ его, выдвигавшаго противъ Него всякія искушенія, и относительно нѣмого и глухого демона сказалъ Своимъ Ученикамъ: Сей бѣсъ не изыдетъ, какъ только молитвою и постомъ.

Теперь, братіе, разрѣшите мы вамъ покажемъ въ чемъ заключается богоугодный и истинный постъ: потому что должно вамъ знать, что мы восхваляемъ тѣлесный постъ не самъ по себѣ, но какъ средство, содѣйствующее иному, болѣе душеполезному дѣланію; потому что, какъ и божественный Павелъ говоритъ, плотское дѣланіе (само по себѣ) мало приноситъ пользы. Посему-то, богоносные Отцы, говорящіе на основаніи опыта, не одобряютъ многодневныхъ невкушеній пищи, но признаютъ за лучшее — вкушеніе пищи единожды въ день и то вкушеніе не до насыщенія, и такой постъ они называютъ соразмѣрнымъ и разумнымъ. Это же и Писаніе говоритъ, предупреждая, чтобы мы не прельщались насыщеніемъ желудка и услажденіемъ гортани, но (лишь) удовлетворяли естественную потребность въ пищѣ, въ то время какъ качество и количество ее должны быть соразмѣрены съ силами и состояніемъ питаемаго тѣла, чтобы по силѣ и оно и его здоровіе были сохранены. Ибо если соотвѣтственно немощи, немощный ѣстъ отъ данныхъ кушаній, не прибавляя къ необходимому того, что совершенно излишне и безполезно, и нуждается въ питьѣ, а не ищетъ опьяненія, и нуждается въ умѣренномъ употребленіи, а не ищетъ неумѣренности, невоздержности и злоупотребленія, — то, вслѣдствіе необходимаго употребленія бóльшаго количества или лучшаго качества пищи, онъ не лишится святыни поста.

Итакъ, это — начало истиннаго и богоугоднаго поста; конецъ же (цѣль), ради чего онъ былъ узаконенъ и находится въ чести у христіанъ, — это — очищеніе души. Ибо что за польза воздерживаться отъ тѣлесной ѣды, а въ то же время поддаваться плотскимъ помысламъ и страстямъ? Что за прибыль воздерживаться отъ вина, а въ то же время томиться жаждой и пьянѣть, хотя и не отъ вина, но, какъ говорится въ Писаніи: увы! пьянымъ не отъ вина, когда душа мятется гнѣвомъ и завистью? Что за выгода воздерживаться отъ пышныхъ трапезъ, а въ то же время душу не имѣть сокрушенной, и — плоть измѣнить елея ради (Псал. 108, 24), душу же не смирить въ постѣ, какъ смярялъ себя Давидъ? Что за пріобрѣтеніе освободиться отъ мглы испареній, происходящихъ отъ изобильныхъ яствъ, заботами же и суетными мыслями дѣлать нашъ умъ непригоднымъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ приводить въ негодность и наши молитвы къ Богу? — Посему добрый постъ есть тотъ постъ, который совершается съ цѣлью угашенія страстей, приведенія души въ смиреніе, возненавидѣнія гордыни, погашенія гнѣва, отъятія злопамятства, совершенія созерцанія и молитвы и очищенія. Если ты матеріально благоденствуешь, то излишекъ ѣды да послужитъ тебѣ на облегченіе нуждающихся. И если ты будешь соблюдать постъ такимъ образомъ, то не только станешь участникомъ Страстей и Смерти Господней, но и со-воскреснешь съ Нимъ и со-воцаришься со Христомъ въ нескончаемые вѣки: ибо чрезъ постъ такого рода ставъ сроденъ подобію смерти Его, ты будешь участникомъ и Воскресенія и наслѣдникомъ жизни въ Немъ. Постящійся, если бы и подвергся искушенію, побѣждаетъ искушающаго; а если бы не подвергся искушенію, сохраняетъ миръ душевный и тѣлесный, удручая и покоряя тѣло, по примѣру Павла, который боялся, дабы оно не стало негоднымъ (гибельнымъ для души). Если же сего боялся Павелъ, то насколько больше намъ достоитъ бояться?! Итакъ, постящійся покоряетъ тѣло и дѣлаетъ душу испытанной; утучняющій же плоть, имѣющую въ скоромъ времени истлѣть, питающійся не столько для того, чтобы жить, сколько — живущій для того, чтобы ѣсть, какъ тѣ животныя, которыя подготовляются нами на закланіе, и прибавляющій къ необходимому излишнее, дабы утучнить ее или возбудить къ низменнымъ страстямъ, или вообще ради удовольствій, связанныхъ съ тѣломъ, не иное что дѣлаетъ, какъ уготовляетъ болѣе обильную пищу для червей.

Посему прекрасно Пророкъ Давидъ воспѣваетъ: Кая польза въ крови моей, внегда сходити ми во истлѣніе? (Псал. 29, 10). Итакъ, постясь и воздержанно питаясь, не будь откладывающимъ излишки на завтра, но, какъ Господь обнищавъ, обогатилъ насъ, такъ и ты добровольно голодая, накорми терпящаго голодъ поневолѣ, и да будетъ твой постъ подобенъ голубицѣ, несущей оливковую вѣточку и возвѣщающей тебѣ благую вѣсть объ освобожденіи отъ Потопа. Аще отъимеши отъ себѣ соузъ (ярмо) и рукобіеніе, говоритъ великій Исаія, и глаголъ роптанія, и даси алчущему хлѣбъ отъ души твоея, и душу смиренную насытиши: тогда возсіяетъ во тмѣ свѣтъ твой, и тма твоя будетъ яко полудне (Ис. 58, 9-10). Если же ты не хочешь дать отъ своего, то хотя бы воздержись отъ чужого и не удерживай у себя того, что не принадлежитъ тебѣ; берегись, чтобы не обогащаться тебѣ имуществомъ бѣдныхъ безчестно похищеннымъ, чтобы справедливо не услышать тебѣ отъ этого же Пророка: Не сицеваго поста Азъ избрахъ.., ниже аще слячеши яко серпъ выю твою... будетъ твой постъ пріятнымъ... Но разрѣшай всякъ соузъ неправды, разрушай обдолженія насильныхъ писаній... и всякое писаніе неправедное раздери. Тогда разверзется рано свѣтъ твой, и исцѣленія твоя скоро возсіяютъ: и предъидетъ предъ тобою правда твоя, и слава Божія объиметъ тя (Ис. 58, 5. 6. 8).

Если ты не даешь бѣдняку отъ своего, и то — лишняго, то хотя бы не наживайся на счетъ бѣднаго, хотя Владыка всѣхъ Христосъ, отсылая въ огонь находящихся по лѣвую сторону отъ Него и проклиная ихъ, осуждаетъ ихъ не какъ хищниковъ, но какъ — не удѣлившихъ нуждающимся. Хищники и грабители не воскреснутъ на отчетъ и на судъ, но сразу же на приговоръ и осужденіе, поскольку и здѣсь, какъ видится, они, отнюдь, полной душею не приближались къ Богу. Снѣдающіи люди Моя, говорится, въ снѣдь хлѣба, Господа не призваша (Псал. 13, 4). Богатый, у котораго угобзилась нива, и тотъ, который одѣвался въ пурпуръ и виссонъ, — не какъ грабители кого-нибудь, но какъ не удѣлявшіе (нуждающимся) отъ нажитаго ими, справедливо осуждаются; ибо тѣ сокровища, которыя проистекаютъ отъ общихъ для всѣхъ благъ сокровищныхъ Божіихъ, общи суть для всѣхъ. Поэтому, развѣ не является хищникомъ тотъ, кто присваиваетъ себѣ то, что — общее, хотя бы онъ и не былъ явнымъ грабителемъ чужого имущества? Посему, вотъ, одинъ, какъ злой рабъ (который злоупотребилъ общимъ имуществомъ), потерпитъ, увы, страшное разсѣченіе (Матѳ. 24, 51); а — другой (т. е. грабитель чужого имущества) впадетъ въ еще болѣе тяжкое и страшное состояніе, и ни тотъ ни другой никогда не возмогутъ избѣжать сего, какъ только если (нынѣ, въ настоящемъ вѣкѣ) окажутъ радушіе бѣднымъ: первый — прекраснымъ образомъ начнетъ управлять тѣмъ имуществомъ, которое ему ввѣрено Богомъ, а второй — прекраснымъ образомъ расточитъ неправедно нажитое. Великій Павелъ въ Посланіи къ Ѳессалоникійцамъ — предкамъ всѣхъ насъ [2] — такъ говоритъ о братолюбіи: Не требуете, да пишется къ вамъ: сами бо вы Богомъ учени есте, еже любити другъ друга (1 Ѳес. 4, 9).

Поскольку же Господь говорилъ нѣкоторымъ: Аще чада Авраамля бысте, дѣла Авраамля бысте творили (Іоан. 8, 39), — то да убоимся и мы этихъ [3] словъ, не въ это время говоримыхъ намъ, но, — да не будетъ сего! — въ тотъ страшный день, когда, именно по подобію поступковъ, будетъ опредѣляться родственность, когда всѣ возлюбившіе бѣдность о Христѣ или, по крайней мѣрѣ, возлюбившіе бѣдныхъ, когда всѣ презрители человѣческой славы и любители воздержанія, когда всѣ, не слышатели только Евангельскикъ вѣщаній, но и исполнители ихъ на дѣлѣ, всѣ, согласно мотитвѣ общаго по благодати Отца, естественнымъ образомъ станутъ одно; ибо Онъ говоритъ: Даждь имъ да будутъ едино, якоже Мы едино есмы (Іоан. 17, 22); когда судящій мечъ Духа явнымъ образомъ раздѣлитъ человѣка отъ отца его, дочь отъ матери, и сдѣлаетъ чуждыми другъ другу тѣхъ, которые неродственны по образу жизни ихъ; ибо если и здѣсь такъ бываетъ, то насколько болѣе тамъ, гдѣ Всевѣдущій возвѣщаетъ тѣмъ, которые не соотвѣтствуютъ Ему согласно добродѣтели: Не вѣмъ васъ. Ибо, какъ видится, они не имѣютъ въ себѣ образа Небеснаго Отца: они не были милостивы, какъ общій Отецъ; они не сдѣлали общія блага общими и для нуждающихся, какъ Онъ всѣхъ дѣлаетъ участниками дарованія Своихъ благъ; они не были благожелательны къ ближнимъ; они чрезъ оказаніе благодѣянія, не приблизили къ себѣ тѣхъ, которые находились далеко отъ нихъ. И, вотъ, по причинѣ сего отсутствія подобія Ему, Благой и не знаетъ и не вводитъ таковыхъ въ Свой Домъ. Если же такъ поступаетъ Онъ, то и жительствовавшіе здѣсь по Его примѣру, а тамъ — имѣющіе со-воцариться съ Нимъ, то же самое, вѣроятно, скажутъ, изъ числа близкихъ по крови, родственникамъ ихъ, но не близкимъ и не роднымъ имъ по добродѣтели; такъ если кто скажетъ: «Я — твое дитя», или «я былъ твой отецъ», «я былъ твой братъ», — то, увы, воистину, онъ услышитъ: Братъ не избавляетъ (Псал. 48, 8); иной же услышитъ: «Никто не — отецъ, кромѣ — Единаго Бога»; а другой услышитъ: «Если бы ты былъ мое чадо, то подражалъ бы мнѣ; нынѣ же ты сынъ того отца, котораго волю ты творилъ; иди къ нему, чтобы быть съ нимъ навѣки, ибо я не знаю тебя: потому что все то, что — Божіе, то — мое, а ты — не Божій; да и само понятіе «мое» и «твое» не имѣетъ здѣсь никакого мѣста, и ради сей будущей жизни мы возненавидѣли это понятіе собственничества и посему стали наслѣдниками этого Царства». Гдѣ на лицо это холодное слово («мое»), тамъ, какъ говорятъ божественные Отцы, нѣтъ союза любви и Христосъ изгнанъ; тѣ, которыми овладѣла эта страсть (собственничества), тѣмъ тогда становятся свойственны себялюбіе, сребролюбіе, братоненавидѣніе и всякій видъ зла, который и нынѣ позоритъ ихъ.

Итакъ, молю, убоимся, братіе, всего этого, потому что это дѣйствительно — ужасно! Будемъ такъ управлять нашимъ имуществомъ, какъ это угодно Богу; простимъ, чтобы и намъ было прощено; окажемъ милостыню, дабы и намъ многовидно была оказана милость: потому что Обнищавшій ради насъ, принимая милостыню, какъ бы Ему лично оказанную, будучи великодарственъ, умножаетъ награду. Посему пусть человѣкъ или будетъ бѣденъ и по образу Его, и — онъ будетъ жить вмѣстѣ съ Нимъ, или пусть сдѣлаетъ участниками своего имущества тѣхъ, которые бѣдны — по Его примѣру, и по причинѣ сего онъ самъ спасется. Стяжимъ милосердное сердце; дадимъ отъ себя доказательство любви нашей къ брату и преданности общему Отцу и Владыкѣ. Болѣе же благопріятнаго времени для сего, чѣмъ время нынѣшнихъ дней поста, никто не найдетъ. Ибо тотъ, кто къ посту присовокупитъ милостыню, тотъ смоетъ съ себя всякій грѣхъ и со дерзновеніемъ поклонится Спасительнымъ Страстямъ и со-возрадуется въ Воскресеніи Христовомъ и улучитъ вѣчное Искупленіе, которое да сподобимся и мы всѣ получить въ Самомъ Христѣ Богѣ нашемъ, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, со Безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Homllia XIII. In quinta jejuniorum Dominica, qua tractat de eleemosina P. G. 151, col. 157-165.
[2] Святитель говоритъ это своей Ѳессалоникійской паствѣ, называя древнихъ Ѳессалоникійцевъ, къ которымъ нѣкогда Апостолъ Павелъ направилъ Посланія, «предкамъ всѣхъ насъ».
[3] Т. е. вѣроятно вышерѣченныя Апостольскія слова, сказанныя древнимъ Ѳессалоникійцамъ.

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 129-135.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0