Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свят. Григорій Палама, архіеп. Ѳессалоникійскій († ок. 1360 г.)

Св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникійскій былъ родомъ изъ Константинополя, малоазіатцемъ, по фамиліи Палама, воспитанъ въ царскихъ чертогахъ, онъ еще въ юности принялъ иночество на Аѳонѣ. Въ славившихся науками Аѳонскихъ школахъ онъ дополнилъ начатое при дворѣ образованіе, и самъ написалъ много сочиненій богословскихъ, историческихъ, аскетическихъ и по естествознанію. Въ то же время онъ проходилъ строгую подвижническую школу. Для большаго усовершенствованія въ духовной жизни, онъ затворился въ пустынѣ въ пещеру и прожилъ въ ней безвыходно 10 лѣтъ.

Проводя благочестивую жизнь, онъ сподобился откровеній Божіихъ и имѣлъ отъ Бога даръ исцѣленія. Возведенный въ санъ священника, св. Григорій при совершеніи Таинъ Божіихъ приводилъ въ умиленіе и слезы предстоявшихъ.

За благочестіе и ревность противъ Варлаамова и Акиндинова ученія о Ѳаворскомъ свѣтѣ онъ былъ избранъ въ архіепископа Ѳессалоникійского. Послѣ 13-тилѣтняго мудраго управленія паствою св. Григорій скончался, ок. 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успѣшную борьбу съ врагами Православія, онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ вселенскимъ патріархомъ Филоѳеемъ.

Память его совершается 14 ноября (27 ноября н. ст.) и во вторую недѣлю Великаго Поста.

Творенія

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
Бесѣды (Омиліи).

Бесѣды изъ сборника, изданнаго въ Аѳинахъ въ 1861 году.
Бесѣда на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа
[1].

1. Нынѣ — празднество дѣвственнаго Рожденія: и величіемъ Праздника слово, въ силу самой необходимости, совозвысится въ глубину тайны и обыметъ ее, — насколько это достижимо и допустимо и позволяетъ время, — такъ чтобы и намъ стало явленнымъ нѣчто изъ заключающагося въ ней значенія [2]. Напрягите же и вы, братіе, молю, ваше вниманіе и совозвысьте ваши мысли, чтобы какъ бы ярко зажегшись отъ небеснаго, божественнаго Свѣта, онѣ, въ результатѣ сего, воспріяли божественное познаніе. Потому что сегодня я вижу, что небо и земля пользуются равной честью, и (вижу) возвышеніе всего сущаго внизу къ сущему за его предѣлами, какъ бы въ нѣкоемъ соревнованіи съ небеснымъ, которое какъ бы смиряется и умаляется: такъ какъ если есть нѣкое небо небесъ и если есть нѣкія верхнія воды, покрывающія небеса, и если есть нѣкое мѣсто или установленіе или сверхъ-мірный распорядокъ, однако нѣтъ ничего, что было бы чудеснѣе и почетнѣе Вертепа и Яслей и Младенческихъ бань и Пеленокъ; потому что изъ всего, отъ вѣка сотвореннаго Богомъ, нѣтъ ничего, что было бы общеполезнѣе или божественнѣе Рождества Христова, которое мы сегодня празднуемъ.

2. Потому что предвѣчное и неограниченное и всемогущее Слово, какъ безпріютный, безкровный, бездомный, въ вертепѣ нынѣ рождается по плоти, и какъ Младенецъ въ яслѣхъ полагается и зрится очами и руками осязается, и обвязывается пеленами; не въ силу того, что духовное существо предшествовало въ твореніи существа, котораго прежде не существовало, или, пріявъ плоть для бытія, затѣмъ вскорѣ разсталось съ ней, или плоть и духъ слились въ одно въ составленіе единаго разумнаго живаго существа, но — въ силу того, что посредствомъ Ума (или: Духа) Богъ и плоть несмѣшенно соединились въ существо единыя Богочеловѣческія Ипостаси, которое снизойдя до дѣвственнаго чрева, въ которомъ и отъ котораго, благоволѣніемъ Отца и содѣйствіемъ Духа, пришло въ бытіе преипостасное Слово, нынѣ разрѣшается отъ чрева и рождается какъ Младенецъ, не нарушивъ, но сохранивъ ненарушеннымъ знаменія дѣвственности Матери, родившись безстрастно (безболѣзненно), какъ и зачато было безстрастно, потому что Родившая явилась выше, какъ страстнаго наслажденія въ зачатіи, такъ и мучительныхъ болей въ рожденіи: потому что, какъ Исаія говоритъ: Прежде нежели наступили Ей боли, Она избѣжавъ страданія (Ис. 66, 7 парафр.), родила во плоти превѣчное Слово, Котораго не только Божество не поддается изслѣдованію, но и образъ соединенія Его съ плотью — непостижимъ, и снизхожденіе — безпредѣльно, и божественная и неизреченная высота воспріятія [3] — превосходитъ всякій умъ и слово, такъ что и оно отнюдь не можетъ имѣть сравненія съ тварью. Потому что если воззришь и по плоти на Того, Кто нынѣ родился отъ Неискусомужныя Отроковицы, однако (увидищь, что) и тутъ сравненіе не доступно; потому что Онъ, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ, красенъ добротою (прекрасностью), паче сыновъ человѣческихъ (Псал. 44, 2); онъ не сказалъ: «прекраснѣе», но — просто: «Прекрасенъ», чтобы не дѣлать сравненія тѣхъ, которые не могутъ быть сравнены съ обычными людьми — естество единое съ Богомъ.

3. Помаза Тя Боже Богъ Твой, елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 44, 8) говоритъ далѣе Псалмопѣвецъ [4]. Онъ есть и Богъ и Человѣкъ совершенный; Тотъ же Богъ есть и помазующій и помазуемый. Потому что говорится: Помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой: потому что какъ Человѣкъ, Слово помазывается отъ Бога Отца, и помазывается соприсносущнымъ и единосущнымъ Духомъ: потому что это и есть «елей радости»; посему, опять же, Онъ есть и Богъ и Божественное Помазаніе и Помазуемый: потому что, если Онъ и помазуется, какъ Человѣкъ, но, какъ Богъ, Онъ имѣетъ въ Себѣ источникъ помазанія. Поэтому всѣхъ помазуемыхъ отъ Бога, божественно видя, онъ [5] и видѣлъ и предуказалъ ихъ какъ причастниковъ Его; потому что только единому Богу свойственно не принимать участія (въ чемъ-то съ другими), но — Самому быть Предметомъ участія для другихъ и имѣть причастниками радующихся въ духѣ. Вотъ, таковъ есть нынѣ Рождаемый въ убогой пещерѣ, и нами, какъ Младенецъ лежащій въ ясляхъ, воспѣваемый.

4. Потому что Тотъ, Кто все изъ небытія привелъ въ бытіе, все что — на землѣ и на небѣ, — призрѣвъ на Свои разумныя творенія [6], которыя, по причинѣ устремленія къ большему [7], привели себя въ негодность, даруетъ, вотъ, имъ Самого Себя, — чего нѣтъ ничего большаго, ни равнаго, ни приближающагося, — и предлагаетъ Себя желающимъ быть причастниками Его, дабы уже съ тѣхъ поръ мы возмогли безопасно для себя пользоваться стремленіемъ къ лучшему, вслѣдствіе коего стремленія въ началѣ, мы подвергли себя крайней опасности, и, чтобы каждый изъ насъ желая стать Богомъ [8], не только были бы неповинны (за такое стремленіе), но и — достигли бы то, что желаемъ. Чудеснымъ же образомъ Онъ отстраняетъ поводъ, бывшій отъ начала, для паденій; поводъ же этотъ былъ: наблюдаемыя въ существахъ превосходство и инферіорность, и вслѣдствіе этого проистекаютъ зависть и коварство, а также явная и скрытая враждебность. Такъ, начальникъ зла, возжелавъ быть не ниже ни одного изъ Ангеловъ, но въ превосходствѣ быть равнымъ Самому Творцу, первый въ мірѣ, безъ того, чтобы кто-нибудь предшествовалъ ему испыталъ ужасное паденіе; затѣмъ, одержимый завистью и нападая обманомъ, онъ и Адама стащилъ въ адскую глубину, на основаніи подобной ему жажды къ большему, и такимъ образомъ ставшаго тяжкимъ для возстановленія и нуждающагося для своего воззванія въ особомъ Пришествіи Божіемъ, которое нынѣ и совершилось, самому же себѣ разъ и навсегда причинивъ неисцѣльное паденіе, какъ стяжавшій гордыню не по преемству (отъ кого-либо прежде него бывшаго), но ставшаго само-зло и исполненіе зла и предлагающій себя желающимъ участвовать съ нимъ въ злѣ... Итакъ, соблаговоливъ нынѣ упразднить основаніе для гордыни, которая губитъ [9] Его разумную тварь [10], Богъ совершенно уподобляется ей: и такъ-какъ по Своему естеству Онъ равенъ Самому Себѣ и неизмѣненъ [11], то дѣлаетъ, чтобы и тварь была бы по своему естеству равной самой себѣ и неизмѣнной [12]. И какимъ образомъ совершаетъ это? — Тѣмъ, что Самое отъ Бога Богъ Слово, неизреченно истощивъ Себя [13] и снисшедъ съ высоты (Своей) въ человѣческую худость [14], и соединивъ ее неразрывно съ Собою, и смирившись и обнищавъ по нашему образу, сущее долу содѣлалъ горнимъ; лучше же сказать: свелъ и то и другое во едино: Божество сочетавъ съ человѣческимъ естествомъ; и такимъ образомъ всѣмъ показалъ путь, ведущій къ горнему, и этотъ путь — смиреніе: Самого Себя предложивъ днесь въ примѣръ людямъ и святымъ Ангеламъ.

5. На основаніи сего Ангелы нынѣ пріяли непоколебимость (въ добромъ устроеніи), научившись на дѣлѣ отъ Владыки путю высоты и уподобленія Ему, заключающемуся не въ гордости, а въ смиреніи; на основаніи сего люди обладаютъ легко-доступнымъ средствомъ для благоисправленія, познавая, что смиреніе является путемъ къ возстановленію; на основаніи сего началозлобный, сущая сама гордыня, постыжденъ и низверженъ: казавшійся раньше яко бы твердо стоявшимъ и нѣчто представлявшимъ собою: какъ покорившій себѣ и увлекшій съ собою (жаждою къ бóльшему) возбужденной въ нихъ его дѣйствіемъ), другихъ же надѣясь покорить чрезмѣрностью безразсудства, — теперь онъ представляется игрушкой, явно уличенный тѣми, которые были раньше злостно обмануты имъ. И нынѣ, когда родился Христосъ, онъ попирается тѣми, которые раньше находились подъ его пятой, которые нынѣ не высокомудрствуютъ (гордятся), какъ этотъ проклятый предлагалъ (Быт. 3, 1-5), но подражаютъ смиреннымъ, какъ это дѣлами явилъ примѣръ Спаситель, и путемъ смиренія пріобрѣтаютъ премірную высоту.

6. Ради этого, возсѣдающій на Херувимахъ Богъ (Іез. 1, 25-26; 10, 1-2), на землѣ какъ Младенецъ предлежитъ сегодня; Невидимый для шестикрылыхъ Серафимовъ, — не только естество Его, но даже и сіяніе славы Его вполнѣ не могущихъ созерцать, почему и покрываютъ они крыльями свои лица (Ис. 6, 1-2), — нынѣ представляется земному зрѣнію и предлежитъ плотскимъ очамъ, ставъ Плоть; Опредѣляющій всему границы и ничѣмъ Неограниченный, объемлется сдѣланными на скорую руку и малыми яслями; Содержащій все и горстью дѣлающій это солиднымъ [15], малыми пеленами пеленается и малыми повязками сдавливается; Обладающій богатствомъ неизждиваемыхъ сокровищъ, добровольно подвергаетъ Себя такой нищетѣ, чтобы даже не имѣть себѣ мѣста въ жилищѣ, — почему и вертепъ принимаетъ, и въ Такихъ условіяхъ рождается Сущій Родившійся отъ Бога внѣ времени, безстрастно и безначально. И (о, какое чудо!), не только Своимъ рожденіемъ облекается въ поверженное естество, Сущій одного естества съ Высочайшимъ Отцемъ, и не только пріемлетъ эту крайнюю нищету, родившись въ убогой пещерѣ, но сразу же, еще будучи во чревѣ Матери, воспринимаетъ крайній приговоръ, бывшій отъ начала, нашему естеству [16], и сочисляется и записывается съ рабами Сущій естествомъ Своимъ Владыка всего міра, — всецѣло дѣлая (земное) рабство ничѣмъ не безчестнѣе (земного) владычества; лучше же сказать: являя рабовъ болѣе заслуживающими чести, чѣмъ бывшій въ то время владыка [17], если только они будутъ внимать и покоряться Величію (Царству) благодати; потому что представляющійся тогда быть владыкою земли не причислилъ себя къ Царю Небесному, но только — всѣ подвластные его; и тогдашній владычествующій землей не вошелъ въ ихъ число; причислилъ же Себя къ нимъ Небесный Владыка.

7. Праотецъ Давидъ въ одномъ мѣстѣ воспѣваетъ Богу по причинѣ нынѣ Родившагося отъ его отечества: Руцѣ Твои сотвористѣ мя и создастѣ мя, вразуми мя и научуся заповѣдемъ Твоимъ (Псал. 118, 73). Почему это онъ говоритъ? — Потому что только Создатель можетъ даровать истинный разумъ. Человѣкъ же ощутившій и осознавшій ту честь, которую наше естество пріяло отъ Бога, бывъ руками Его создано по Его образу, вдумавшійся въ Его человѣколюбіе, прибѣжитъ къ Нему и послушаетъ и научится заповѣдямъ Его; насколько же больше (сдѣлаетъ это), если осознаетъ, по силамъ, великую сію Тайну нашего возсозданія и воззванія? Потому что, поскольку создавъ Своею рукою наше естество отъ земли и жизнь отъ Себя вдунувъ въ него, Тотъ, Кто все остальное создалъ единымъ словомъ, — произвелъ его (это естество) какъ разумное созданіе, такъ и озаренное свободой воли, чтобы оно управлялось своими мыслями и по своему движенію; сочетавъ же себя съ совѣтомъ лукаваго, окраденное и безсильное устоять коварству (лукаваго), оно не сохранило присущее ему достоинство, но соскользнуло въ то, что противно — его естеству, то посему нынѣ не только Онъ рукою чудесно возсоздаетъ его, но и удерживаетъ его, не только Самъ воспринявъ и поднявъ его отъ паденія, но и непостижимо облекшись въ него и нераздѣльно соединившись съ нимъ родившись отъ женщины, Богъ вмѣстѣ и Человѣкъ, чтобы возвысить это же самое естество, которое Онъ создалъ въ Праотцахъ (Адамѣ и Евѣ); воспринимаетъ же это естество отъ Дѣвы, дабы содѣлать новаго человѣка.

8. Потому что если бы Онъ происходилъ отъ сѣмени, то тогда бы Онъ не былъ Новымъ Человѣкомъ, и будучи ветхой чеканки и наслѣдникомъ его недостатка, не могъ бы воспріять въ Себя полноту чистаго Божества и стать Источникомъ неоскудѣваемаго освященія, такъ чтобы преизбыткомъ силы не только смыть оскверненіе оныхъ Прародителей, оскверненіе происшедшее отъ грѣха, но также довлѣть и для освященія послѣдующихъ людей. Потому — какъ для постояннаго напоенія города, и то какого-нибудь очень большого города, не довлѣла бы имѣющаяся въ водохранилищѣ вода, но необходимо, чтобы городъ имѣлъ въ себѣ источникъ воды (потому что такимъ образомъ онъ никогда не сдастся врагамъ, вынужденный жаждой), такъ не, могъ бы довлѣть для постояннаго освященія всѣмъ ни человѣкъ, ни святой Ангелъ, такъ чтобы освящать всѣхъ путемъ общенія съ ними въ пріобрѣтенной ими благодати, но необходимо — чтобы тварь имѣла въ самой себѣ источникъ, такъ чтобы пріобщающіеся къ нему и піющіе отъ него, пребывали неодолимыми со стороны внѣдрившихся въ ней немощей и недостатковъ. Поэтому не Ангелъ, не человѣкъ, но Самъ Господь пришелъ и спасъ насъ, ради насъ ставъ какъ мы Человѣкомъ, пребывая неизмѣннымъ Богомъ. Потому что строя Новый Іерусалимъ и уже возводя Себѣ храмъ изъ одушевленныхъ камней, и собирая насъ въ священную и всемірную Церковь, Онъ утверждаетъ въ ея основаніи — которое есть Самъ Христосъ (Ефес. 2, 20) — приснотекущій Источникъ благодати. Потому что полная Жизнь и владычнее и присносущное, всемудрое и всемогущее Естество соединяется съ естествомъ, которое по неразумію было введено въ обманъ и по немощи поработилось лукавому: и, вслѣдствіе неимѣнія въ себѣ божественной жизни, лежало въ адскихъ глубинахъ, — соединяется, дабы присвоить ему мудрость и силу и свободу, и непрекращающуюся жизнь.

9. И посмотрите на непосредственныя знаменія сего неизреченнаго соединенія и пользы, которая проистекаетъ отъ сего и на тѣхъ, которые — далеко. Звѣзда спутешествуетъ Волхвамъ, останавливаясь; когда и они останавливались для отдыха; и когда они движутся, она вмѣстѣ съ ними проходитъ путь, а лучше сказать: она сама ихъ влечетъ въ путь и призываетъ, начиная походъ и предводительствуя имъ: когда они движутся, представляетъ себя въ путеводительство, а во время, когда они даютъ передышку тѣлу, и она уступаетъ имъ и сама остается на мѣстѣ, чтобы, если бы оставила ихъ, не огорчить своимъ отсутствіемъ отъ представленія, что она оставила свое путеводительство ихъ незаконченнымъ; потому что, дѣйствительно, она не мало огорчила ихъ, скрывшись отъ нихъ, когда они пришли въ Іерусалимъ. Почему же она скрылась, когда они пришли туда? — Дабы избавить отъ подозрѣнія, по причинѣ распросовъ, глашатаевъ родившагося по плоти въ то время Христа. Если же они и настаивали узнать отъ іудеевъ: гдѣ, по священнымъ предреченіямъ, рождается Христосъ? — одиако въ это время имъ опять явилась божественная звѣзда, научая насъ этимъ уже больше не отъ іудеевъ искать сущее въ законѣ и у пророковъ, но — стремиться къ небесному ученію, пришедшему съ небесъ, чтобы намъ не лишиться вышней благодати и свѣтолитія. Когда же они вышли оттуда (изъ Іерусалима), снова явившись, она обрадовала ихъ и повела ихъ, идя передъ ними, дондѣже пришедши ста верху, идѣже бѣ Отроча (Матѳ. 2, 9), конечно, вмѣстѣ съ ними поклоняясь Земному и вмѣстѣ Небесному Младенцу. И она, по-истинѣ, ихъ первыхъ привела, какъ рождественскій даръ родившемуся на землѣ Богу; и по причинѣ ихъ ассирійскій народъ, согласно словамъ Исаіи: И будетъ въ оны дни первый народъ Богу Ассиріане, и послѣ сихъ Египтяне и третій — Исраиль (Ис. 19, 1, 23, 24), — что, какъ вы видите, нынѣ сбывается: потому что поклоненіе отъ Волхвовъ сразу же смѣнилось на Его бѣгство въ Египетъ; благодаря чему Онъ освободилъ египтянъ отъ идоловъ (Ис. 19, 1), а послѣ возвращенія оттуда, Онъ избралъ достойный для Своего удѣла народъ Божій изъ среды Израиля. И, вотъ, это ясно предвозвѣстилъ Исаія; сами же Волхвы пали ницъ, принося золото и ливанъ и смирну Тому, Кто Своею смертью, — символъ чего была смирна, — даровалъ намъ божественную жизнь, — образомъ чего былъ ливанъ, — и даровалъ намъ божественное озареніе и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы. По причинѣ Родившагося сегодня и пастыри вмѣстѣ съ Ангелами составляютъ общій хоръ и тотъ же воспѣваетъ похвальный гимнъ и общую начинаютъ пѣснь; не потому, что бы Ангелы взяли въ руки пастырскія свирели, но потому что пастыри были озарены свѣтомъ Ангеловъ и оказались въ средѣ небеснаго воинства и научаются отъ Ангеловъ небесному гимну, лучше же сказать: вмѣстѣ небесному и земному. Потому что они вѣщаютъ: Слава въ вышнихъ Богу и на землѣ миръ (Лук. 2, 14). Потому что Обитающій въ вышнихъ и Держащій небесныя высоты, нынѣ землю имѣетъ Своимъ престоломъ, и славится на ней и въ равной мѣрѣ, какъ тамъ (на небѣ) славится Святыми и Ангелами Его [18].

10. Но что за причина общаго сего Ангеловъ и людей славословія и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всѣхъ людей благая вѣсть? Се бо, говоритъ Ангелъ пастырямъ, благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людѣмъ (Лук. 2, 10). Итакъ, что это и какая эта всемірная радость, возвѣщаемая евангельскимъ гимномъ, говорящимъ: «Миръ, въ человѣцѣхъ благоволѣніе», — выслушай до конца, и узнаешь. — Ибо Богъ, Который разгнѣвался на человѣческій родъ и подвергшій его страшнымъ проклятіямъ, нынѣ пришелъ во плоти, имѣя Свой миръ даровать имъ и примирить ихъ съ Высочайшимъ Отцемъ. Потому что Ангелъ возвѣщаетъ пыстырямъ: «Родился не намъ, Ангеламъ, хотя нынѣ на землѣ Онъ бываетъ видимъ, Кого на небесахъ мы воспѣваемъ, но вамъ, людямъ, т. е. — ради васъ, а также и въ вашемъ естествѣ родился Спаситель, Христосъ Господь, въ городѣ Давидовомъ». — Что же желаетъ присущее миру благоволѣніе Божіе? — Присущее миру, потому что: «миръ», говоритъ Ангелъ, «благоволѣніе въ человѣцѣхъ». Случалось когда и раньше Онъ являлъ примѣры мира къ людямъ: потому что и Моисею Богъ глагола, якоже аще бы кто возглаголалъ къ своему другу (Исх. 33, 11); и Давида Онъ нашелъ по Своему сердцу (Дѣян. 13, 22); и самому всему Іудейскому народу Онъ явилъ знаменія мира, снисшедъ ради нихъ на гору (Синайскую) и говоривъ къ нимъ изъ среды огня и мрака, но — не въ благоволѣніи: потому что благоволѣніе — угодная сама по себѣ и предшествующая и совершенная воля Божія. Итакъ, предшествующая и совершенная воля Божія въ отношеніи къ нѣкимъ людямъ или одного изъ народовъ не заключается въ (оказанномъ имъ) благодѣяніи, и оно не было «совершеннымъ»; посему, какъ «сыновьями» Богъ называлъ многихъ, Единый же есть Тотъ, «въ Которомъ Его благоволѣніе» (Матѳ. 3, 17); такъ и многократно Онъ даровалъ людямъ Свой миръ; единый же есть оный миръ, который заключаетъ въ себѣ также и Его благоволѣніе, миръ, который, благодаря Воплощенію Господа нашего Іисуса Христа, дается какъ совершенный и неизмѣнный всякому народу и всѣмъ желающимъ.

11. Такой, братіе, миръ сохранимъ въ нашей средѣ, насколько это — въ нашихъ силахъ: потому что его мы воспріяли какъ наслѣдіе отъ родившагося нынѣ Спасителя нашего и Дарователя намъ духа усыновленія, благодаря чему мы, воистину, стали наслѣдниками Богу, сонаслѣдниками же Христу (Рим. 8, 17). Будемъ въ мирѣ съ Богомъ: дѣлая угодное Ему, цѣломудрствуя, истинствуя, дѣлая правду, въ молитвахъ и моленіяхъ терпяще (Дѣян. 1, 14), воспѣвающе и поюще въ сердцахъ нашихъ (Ефес. 5, 19), а не только губами. Будемъ въ мирѣ съ самими собою: покоряя плоть духу и избирая образъ жизни по совѣсти и имѣя внутренній въ насъ порядокъ [19] мыслей благоустроеннымъ и благоговѣйнымъ; потому что такимъ образомъ мы погасимъ сущій въ насъ самихъ и подлинно междоусобный (внутренній) раздоръ. Будемъ въ мирѣ и друтъ съ другомъ: пріемлюще другъ друга и прощающе себѣ, аще кто на кого имать пореченіе: якоже и Христось простилъ есть вамъ (Кол. 3, 13); и проявляя милосердіе другъ ко другу, вытекающее изъ взаимной любви, какъ и Христосъ, только по любви къ намъ, помиловалъ насъ и ради насъ сошелъ до насъ; потому что такимъ образомъ, Его помощью и благодатью вызванные отъ грѣховнаго паденія и поднявшись высоко путемъ добродѣтелей, будемъ имѣть жительство на небесахъ (Флп. 3, 20), на основаніи чего мы съ надеждой ожидаемъ освобожденія отъ тлѣнія (Рим. 8, 21) и наслажденія небесными и вѣчными благами, какъ чада Небеснаго Отца, что да будетъ всѣмъ намъ получить въ будущемъ во славѣ Пришествія и явленія господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Которому подобаетъ слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ изданіи 1861 г. числится за № 58, стр. 224-234.
[2] Ориг.: «тисъ энъ тонто дипамэосъ».
[3] «воспріятіе», т. е. человѣческое существо, которое воспринялъ Богочеловѣкъ.
[4] Рус. пер.: Посему помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой, елеемъ радости болѣе соучастниковъ Твоихъ.
[5] Т. е. Псалмопѣвецъ Давидъ.
[6] Т. е. людей.
[7] Т. е. къ гордому желанію сравниться съ Богомъ.
[8] Хотя слово относится къ людямъ, но въ оригиналѣ написано съ заглавной буквой.
[9] Ориг.: «стаскиваетъ внизъ».
[10] Въ ориг. множест. число.
[11] Ориг.: «единочестенъ», т. е. неизмѣненъ въ Своемъ достоинствѣ.
[12] См. предыдущее примѣчаніе. Т. е. Богъ дѣлаетъ, чтобы естество наше пребывало вѣрнымъ своей первоначальной чести, ущербленной вслѣдствіе грѣхопаденія.
[13] «Божественное истощаніе» — богословскій терминъ, см. выше въ 1-й Бесѣдѣ на Введеніе во храмъ Божіей Матери, примѣчаніе въ отд. 4.
[14] Ориг. «тинъ антропининъ эсхатіанъ», крайность.
[15] Ориг.: «уплотняющій».
[16] Вѣроятно имѣется въ виду, что Богочеловѣкъ воспріялъ смертное тѣло, подверженное немощамъ вслѣдствіе грѣхопаденія людей.
[17] Имѣется въ виду Римскій Императоръ Августъ, по велѣнію котораго была перепись населенія Имперіи. Лук. 2, 1.
[18] Относительно даровъ Волхвовъ родившемуся Спасителю существуетъ рядъ толкованій, среди которыхъ особое мѣсто занимаетъ толкованіе Св. Грагорія Паламы. Бл. Августинъ и Св. Григорій Двоесловъ видятъ въ приношеніи Волхвовъ признаніе Христа: Царемъ — почему приносится золото, Богомъ — почему приносится ладанъ, Человѣкомъ, вмѣющимъ подъять смерть — почему приносится смирна, служащая для помазыванія мертвецовъ. Св. Іоаннъ Златоустъ видитъ въ ихъ дарахъ еще и слѣдующее: они принесли Христу свою науку, послушаніе и любовь. Св. Григорій Двоесловъ еще говоритъ, что эти дары также символизировали: мудрость (золото), силу молитвы (ладанъ) и умерщвленіе тѣла въ подвижничествѣ (смирна). См. толкованія также у Св. Григорія Богослова, Св. Василія Великаго и Блаж. Фотія.
[19] Также: «внутренній миръ».

Источникъ: Бесѣды (омиліи) иже во святыхъ отца нашего Григорія, архіепископа Ѳессалоникійскаго, Паламы. Часть III. — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. // Пер. съ греч. яз. Архим. Амвросій (Погодинъ). — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 179-188.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0