Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскій († 1183 г.)

Святитель Кириллъ, епископъ Туровскій (1130 – ок. 1183) — знаменитый проповѣдникъ и писатель XII вѣка. Родился въ г. Туровѣ отъ богатыхъ родителей и юношею сталъ инокомъ Борисоглѣбской обители (находившейся близъ Турова). Принявъ постриженіе, выказалъ основательное знакомство съ твореніями святыхъ отцовъ и пріобрѣлъ большой авторитетъ среди братіи, «уча и научая» словомъ и примѣромъ своей жизни. Заключившись потомъ въ столпѣ, онъ подвизался въ строгомъ постѣ и молитвахъ. Своей подвижнической жизнью Кириллъ стяжалъ себѣ извѣстность и, по просьбѣ князя и гражданъ, былъ посвященъ митрополитомъ Кіевскимъ въ епископы города Турова. Сдѣлавшись епископомъ и отличаясь знаніемъ Священнаго Писанія и краснорѣчіемъ, св. Кириллъ доблестно управлялъ своею паствою, наставляя ее своими поученіями и мирно скончался въ 1183 г. (по другимъ, въ концѣ XII в., послѣ 1182 г.). По древнимъ житіямъ, св. Кириллъ былъ «русскій Златоустъ», «златословесный учитель, свѣтлымъ ученіемъ богоразумія своего просвѣтившій концы русскіе». Сохранившіяся его 12 словъ, 24 молитвы и покаянный канонъ дышатъ глубокимъ благочестіемъ и весьма назидательны.

Творенія

Свт. Кириллъ Туровскій († 1183 г.)
Слово на Святую Пасху.

Нынѣ сугубая радость всѣмъ христіанамъ и веселіе міру неизреченное ради наступившаго праздника, вмѣсто скорби прежде бывшаго таинства. Какая же была скорбь предшествовавшаго таинства? Предъ вчерашнимъ днемъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, какъ человѣкъ, былъ распинаемъ, а какъ Богъ, помрачилъ солнце и преложилъ луну въ кровь, и тьма была по всей землѣ; какъ человѣкъ, возопивъ, испустилъ духъ, а какъ Богъ потрясъ землю и распались камни; какъ человѣкъ былъ прободенъ въ ребра, а какъ Богъ раздралъ пополамъ завѣсу древняго закона! какъ агнецъ изліялъ свою кровь вмѣсто агнцевъ, закалаемыхъ въ пустынѣ для жертвы, и принесъ собою жертву Богу Отцу за спасеніе всего міра; какъ человѣкъ былъ положенъ во гробѣ, а какъ Богъ освятилъ олтарь церкви изъ язычниковъ; какъ царь былъ охраняемъ стражами и запечатлѣнный лежалъ во гробѣ, но какъ Богъ чрезъ ангельскія воинства вѣщалъ бѣсовскимъ силамъ въ твердынѣ ада: возмите врата, князи ваша, возмите врата вѣчная, да внидетъ царь славы (Псал. 23, 7). Словомъ Его сокрушены были врата адова и до основанія сломлены вереи его. Сошелъ самъ Господь въ адъ и попралъ бѣсовское царство крестомъ и умертвилъ смерть, и сѣдящіе во тмѣ увидѣли свѣтъ, и связанные нищетою и желѣзомъ освобождены; Онъ восхитилъ сокровища ада и нынѣ вышелъ изъ него въ силѣ Божіей и въ славѣ святыхъ ангеловъ. Порабощенныя души человѣческія освобождены и вводятся въ рай, прославляя имя Христово. Пока Христосъ еще не воскресъ изъ гроба, церковь кличетъ на пророковъ, потому что пророки — чада церковныя. Внезапно Христосъ воскресъ, оставивъ цѣлыми печати гроба, — и церковь пріемлетъ неисповѣдимое веселіе; пророки же радостно ликуютъ восклицая: наша убо Пасха за ны пожренъ бысть Христосъ. Гдѣ ти, смерте, побѣда? гдѣ ти, аде, жало? (Ос. 13, 14). Ради нашего спасенія Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровалъ, и души святыхъ паче естества обогатились и отъ ада вселились на небеса. Поэтому двоякое и троякое имя имѣетъ настоящій праздникъ. Онъ называется пасхою ради закланныхъ Моисеемъ въ Египтѣ агнцевъ, кровью которыхъ помазавши дверныя перекладины и косяки домовъ, израильтяне избѣгли смерти отъ ангеловъ, убивающихъ египтянъ. Такое же значеніе имѣетъ и настоящая (новозавѣтная) пасха: нынѣ закланъ былъ священниками агнецъ Божій Іисусъ Христосъ за спасеніе всего міра и всероднаго прародителя Адама извелъ изъ ада; потому что Онъ не ради однихъ праведниковъ сходилъ на землю, но ради всего міра, падшаго чрезъ преступленія; Онъ взялъ на себя грѣхи всѣхъ людей и вознесъ ихъ на крестъ. Поэтому мы съ вѣрою будемъ причастниками божественной пасхи; помажемъ Божіею кровію свои уста — двери нашего душевнаго дома, дабы не приступали къ намъ бѣсы, желающіе умертвить насъ грѣхомъ. Израильтяне заклали агнца, а язычники вкусили его, — и вотъ пророкъ призываетъ всѣхъ вѣрныхъ къ Господней трапезѣ, говоря: тѣло Христово пріимите, источника безсмертнаго вкусите. Ибо симъ тѣломъ глава ада сокрушена была и жало его притупилось; симъ тѣломъ держава и власть ада попрана была; симъ тѣломъ пронзено было чрево адово, потому что обратно Христосъ не чрезъ уста (т. е. двери) ада вышель, но расторгнувъ чрево адово, извелъ изъ него человѣческія души. Ибо въ то время, когда положено было во гробѣ тѣло Христово, сломились мѣдныя врата и сокрушились вереи желѣзныя, привратники затрепетали, темница распалась и мертвые воскресли. И вотъ тѣло Христово смерть умертвило и всю истлѣвшую тварь обновило. Христіане, съ вѣрою вкушающіе сіе тѣло, освящаются и получаютъ жизнь вѣчную. Итакъ, братіе, вкусимъ, сего животворящаго брашна и съ любовію облобызаемъ другъ друга, взаимно отъ всего сердца прощая прегрѣшенія. — Во вторыхъ, воскресеніе Христово называется великимъ днемъ. Поистинѣ великъ день сей не потому, чтобы онъ имѣлъ больше часовъ, но ради великихъ чудесъ, совершенныхъ Спасителемъ Іисусомъ Христомъ. Нынѣ ангелы съ людьми ликуютъ, и люди, освящаются Господомъ, пріемля Духа Святаго. Ибо евангелистъ Лука (24, 1-7) повѣствуетъ, что во едину отъ субботъ, зѣло рано, жены, неся приготовленные ароматы, пришли ко гробу Іисуса дабы помазать Его, но нашли камень отваленнымъ отъ гроба. И вошедши не нашли Господа Іисуса. Когда же онѣ недоумѣвали о семъ, вдругъ предстали предъ ними два мужа въ блистающихъ одеждахъ и сказали имъ: что ищете живаго съ мертвыми? Нѣсть здѣ, но воста. Вспомните, какъ Онъ говорилъ вамъ о своемъ воскресеніи въ третій день. Теперь же ступайте къ ученикамъ Его и скажите: Христосъ воскресе! Ибо о васъ еще прежде паписано было пророкомъ: Пріидите отъ видѣнія жены благовѣстницы и Сіону рцыте: пріими отъ насъ радость благовѣщенія. Идите къ апостоламъ и скажите: не скрывайтесь болѣе, ибо сбылось слово, сказанное вамъ Іисусомъ: вмалѣ, ктому не видите Мене: и паки вмалѣ узрите Мя и возрадуетеся (Іоан. 16, 16). Вспомните пророка, написавшаго о Христѣ и о васъ: «Поражу пастыря и разъидутся овцы, но не много спустя, простерши руку, соберу и дамъ имъ пастыря» (Зах. 13, 7). Идите и скажите ученикамъ, дабы уразумѣли время сіе, предвозвѣщенное пророкомъ Осіею, возвѣстившимъ: «отъ беззаконниковъ Онъ побіенъ былъ, и въ два дня исцѣлилъ міръ, и въ третій день воскреснетъ, и живы будемъ предъ Нимъ» (Ос. 6, 3); а также пророкомъ Софоніею изрекшимъ: потерпи Мене, глаголетъ Господь, въ день воскресенія Моего, во свидѣтельство Мое, ибо милость Моя уже снизошла надъ народами (Соф. 3, 8). Идите и скажите апостоламъ: сей есть день, о которомъ сказалъ Давидъ: Ты, Господи, воскресъ, помилуеши Сіона, яко пріиде время (Псал. 101, 14); я говорю не о томъ Сіонѣ, который попираемъ воинами, но о церкви изъ язычниковъ, искупленной честною кровію Спасителя, церкви, которую никто одолѣть не возможетъ. Не думайте, что вы можете обольститься подобно Евѣ: она приняла совѣтъ отъ змія, вы же слышите рѣчь ангельскую. Итакъ мы возвѣщаемъ вамъ радость, вы же проповѣдуйте міру спасеніе.

Тогда жены, возвратясь отъ гроба, возвѣстили все сіе одиннадцати апостоламъ; но они не повѣрили имъ, ибо не приняли еще Духа Святаго и потому были и непостоянны, и трусливы, и невѣрующіе. Но Петръ и Іоаннъ, вставъ, побѣжали ко гробу. Однако Іоаннъ скорѣе Петра пришелъ ко гробу, но не входилъ въ него до прихода Петра, который первымъ вошелъ во гробъ и увидѣлъ тамъ только пелены лежащія. Іоаннъ, первымъ пришедшій ко гробу, не вслѣдствіе страха не вошелъ въ него, но повинуясь Божію опредѣленію и божественному писанію, ибо сіи два апостола прообразовали собою ветхій и новый законъ: Іоаннъ образовалъ собою ветхій законъ, а Петръ — новый. Ветхій законъ, предшествовавшій новому, хотя предварялъ Христа своимъ ожиданіемъ, но по пришествіи Его, не вошелъ въ вѣру Его; новый же законъ, хотя и послѣ пришелъ, но прежде увѣровалъ во Христа, усмотрѣвъ, какъ тщетна надежда на прежній законъ, не могущій болѣе спасать державшихся его. Ибо птенецъ уже отлетѣлъ, а безумные продолжаютъ сидѣть въ пустомъ гнѣздѣ; Христосъ воскресъ, а жрецы и фарисеи подкупаютъ стражу, приказывая оболгать Его воскресеніе. О горе тебѣ, грѣшный народъ, что ты прельстился, что, читая пророковъ, писавшихъ о Христѣ, не разумѣлъ ихъ и, ожидая свѣта, не перестаешь находиться во тмѣ. О лютыя души! какъ вы сложили злые совѣты о живомъ Богѣ!

Въ тотъ же день двое изъ учениковъ Христовыхъ шли въ селеніе, находившееся въ окрестностяхъ Іерусалима, и разговаривали между собою о всѣхъ сихъ событіяхъ, — и вотъ самъ Іисусъ настигъ ихъ на пути. Ибо Онъ подобенъ былъ пастуху, который, когда возлегши не много поспитъ и, вставши, видитъ расшедшееся стадо, быстро всюду ходитъ съ цѣлію собрать его. Іисусь сказалъ ученикамъ: «о чемъ это вы разсуждаете между собою, и отъ чего вы печальны?» Они отвѣчали, что говорятъ объ Іисусѣ Назарянинѣ распятомъ еврейскими священниками, и о женахъ, которыя слышали отъ ангела объ Его воскресеніи. Они не узнали Его, ибо ихъ очи были еще плотскія и Христосъ не дунулъ на нихъ, говоря: Пріимите Духъ Святъ, и не отверзъ еще ихъ разума. Однако же имъ извѣстны были пророчества о Христѣ. Поэтому Онъ сказалъ имъ: «о несмысленные сердцемъ!» и началъ отъ всѣхъ священныхъ книгъ изъяснять имъ сказанное объ Его страданіи и воскресеніи. Не о семъ ли, сказалъ, писалъ Моисей: и будетъ животъ твой висящъ предъ очима твоима (Втор. 28, 66)? Писалъ и Давидъ объ Его распятіи: ископаша руцѣ мои и нозѣ мои (Псал. 21, 18); и еще: и даша въ снѣдь мою желчь и въ жажду мою напоиша мя оцта (Псал. 68, 22); объ Его гробѣ: Положиша мя въ ровѣ преисподнѣмъ, въ темныхъ и сѣни смертнѣй (Псал. 87, 7); а также и объ Его воскресеніи: Да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его (Псал. 67, 2) и еще: Воскресни, Боже, суди земли (Псал. 81, 8). А Исаія сказалъ объ Его ученикахъ: «возставъ, соберу братію Мою и узрятъ славу Мою и возвѣстятъ славу Мою; въ странахъ имя Мое, и будутъ Мнѣ люди изъ язычниковъ многіе» (Ис. 66, 19-20). Разговаривая, они приблизились къ тому селенію, въ которое шли. Ученики стали удерживать Іисуса, говоря: останься съ нами, потому что день уже склоняется къ вечеру. А когда Онъ возлежалъ съ ними, то, взявъ хлѣбъ, благословилъ и далъ имъ. Тогда открылись у нихъ очи, они увидѣли язвы отъ гвоздей на рукахъ Его и познали что это самъ Христосъ. Но Онъ сталъ невидимъ для нихъ. Они же возвратились въ Іерусалимъ и разсказали обо всемъ апостоламъ, утверждая, что воистину воскресъ Христосъ, что Онъ имъ явился и они узнали Его по ранамъ отъ гвоздей.

А мы, братіе, видѣвъ воскресеніе Христово, поклонимся Ему и воскликнемъ: Ты Богъ нашъ и кромѣ Тебя иного не знаемъ. Человѣче видимый и Боже разумѣваемый! Вся земля да поклонится и да поетъ Тебѣ: помилуй насъ, Господи, вѣруюшихъ въ Тебя! Тебѣ молимся и умиляемся: очисти грѣхи наши, отпусти долги душамъ нашимъ, славящимъ Тебя! Нынѣ Тебѣ, за насъ пострадавшему и смерть принявшему, раболѣпно служимъ: вчера съ разбойникомъ мы сраспинались Тебѣ, а нынѣ совоскресли съ Тобою! вчера съ Логгиномъ взывали: воистину Сынъ Божій еси Ты! а нынѣ съ ангелами говоримъ: воистину Христось воскресе! вчера съ Никодимомъ со креста снимали Тебя, нынѣ съ Магдалиною видимъ Тебя воскресшаго; вчера съ Іосифомъ полагали Тебя во гробъ, нынѣ же, подобно Маріи, слышимъ отъ Тебя радостныя слова: «пойдите, возвѣстите братіямъ Моимъ и Петру, чтобы шли въ Галилею; и такмъ они увидятъ Меня». И вотъ нынѣ, какъ въ Галилею, собравшись въ сію святую церковь, мы веселимся и говоримъ: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся въ онь и возвеселимся. Яко Твое есть царство, Христе, и слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ, и присно и во вѣки вѣкомъ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 7-13.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0