Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскій († 1183 г.)

Святитель Кириллъ, епископъ Туровскій (1130 – ок. 1183) — знаменитый проповѣдникъ и писатель XII вѣка. Родился въ г. Туровѣ отъ богатыхъ родителей и юношею сталъ инокомъ Борисоглѣбской обители (находившейся близъ Турова). Принявъ постриженіе, выказалъ основательное знакомство съ твореніями святыхъ отцовъ и пріобрѣлъ большой авторитетъ среди братіи, «уча и научая» словомъ и примѣромъ своей жизни. Заключившись потомъ въ столпѣ, онъ подвизался въ строгомъ постѣ и молитвахъ. Своей подвижнической жизнью Кириллъ стяжалъ себѣ извѣстность и, по просьбѣ князя и гражданъ, былъ посвященъ митрополитомъ Кіевскимъ въ епископы города Турова. Сдѣлавшись епископомъ и отличаясь знаніемъ Священнаго Писанія и краснорѣчіемъ, св. Кириллъ доблестно управлялъ своею паствою, наставляя ее своими поученіями и мирно скончался въ 1183 г. (по другимъ, въ концѣ XII в., послѣ 1182 г.). По древнимъ житіямъ, св. Кириллъ былъ «русскій Златоустъ», «златословесный учитель, свѣтлымъ ученіемъ богоразумія своего просвѣтившій концы русскіе». Сохранившіяся его 12 словъ, 24 молитвы и покаянный канонъ дышатъ глубокимъ благочестіемъ и весьма назидательны.

Творенія

Свт. Кириллъ Туровскій († 1183 г.)
Слово на Антипасху или въ новую недѣлю по Пасхѣ.

Для украшенія праздника церковь требуетъ великаго учителя и мудраго проповѣдника, а мы — нищи словомъ и мутны умомъ, и не имѣемъ огня Святаго Духа на сложеніе душеполезныхъ словесъ. Впрочемъ любви ради сущихъ со мною братій мало нѣчто скажемъ о поновленіи Воскресенія Христова. А вы съ прилежаніемъ послушайте.

Въ минувшую недѣлю Святыя Пасхи было удивленіе для неба и устрашеніе для преисподней, и обновленіе твари, и избавленіе міра, разрушеніе ада и попраніе смерти, воскресеніе мертвыхъ и погубленіе обманчивой власти діавола, спасеніе же человѣческому роду Христовымъ воскресеніемъ; въ минувшую недѣлю обнищалъ ветхій законъ и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. Въ минувшую недѣлю все перемѣнилось; земля сдѣлалась небомъ, будучи очищена Богомъ отъ бѣсовскихъ сквернъ, и ангелы съ женами раболѣпно служили воскресенію. Обновилась тварь; уже не будутъ называть богами стихій, ни солнца, ни огня, ни источниковъ, ни деревьевъ. Отселѣ адъ уже не принимаетъ въ жертву младенцевъ, закалаемыхъ отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослуженіе, погублено насиліе бѣсовское таинствомъ креста, — и человѣческій родъ не только спасенъ, но и освященъ Христовою кровію. Ветхій же законъ совсѣмъ обнищалъ, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцовъ и козловъ; поелику Христосъ одинъ самого Себя принесъ за всѣхъ въ жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднованіе субботы, а облагодатствованъ ради воскресенія день недѣльный и уже царствуетъ среди дней седмицы, поелику въ оный день Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Увѣнчаемъ, братіе, царственный день и принесемъ съ вѣрою честныя дары; дадимъ по силѣ, кто что можетъ; тотъ — милостыню, и незлобіе, и любовь; другой — чистое дѣвство и вѣру и смиреніе нелицемѣрное; иной — пѣніе псалмовъ и ученіе апостольское, и молитву съ воздыханіемъ къ Богу: ибо самъ Господь чрезъ Моисея говоритъ: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) въ день праздника. Итакъ принесемъ Богу преждереченныя добродѣтели, да воспріимемъ Божію милость, ибо не лишитъ Онъ добра приходящихъ къ нему съ вѣрою: прославляющія Мя, сказалъ Онъ, прославлю.

Восхвалимъ сію недѣлю новую прекрасную, въ которую празднуемъ поновленіе воскресенія. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновленіе міра и освобожденіе мертвыхъ изъ ада преисподняго; Аптипасха же есть поновленіе воскресенія, подобно тому какъ въ ветхомъ законѣ Богъ завѣщалъ въ Египтѣ Моисею такъ: «вотъ Я избавляю людей моихъ отъ работы фараоновой, и освобождаю отъ мученія приставниковъ его, дабы ты поновлялъ день спасенія твоего, когда я побѣдилъ враговъ твоихъ, о Израиль!» Такъ и мы поновляемъ нынѣ праздникъ побѣднаго дня Христова, въ который Онъ содѣлалъ спасеніе всему міру, побѣдилъ начальника власти темныя; посему и хлѣбъ — артосъ отъ пасхи и до сего дня былъ освящаемъ въ церкви, а нынѣ, возносимый іереями, преломляется, подобно опрѣснокамъ, которые были несены по пустыни на главахъ левитовъ, доколѣ перешли Чермное море, и когда уже хлѣбъ сей освященъ былъ Господу и вкушающіе его были здравы и врагамъ страшны. Израильтяне, избавившись отъ тѣлеснаго рабства, поновляли это событіе, празднуя день опрѣсночный; а мы, будучи спасены Владыкою отъ рабства мысленному фараону діаволу, поновляемъ побѣдоносный противъ враговъ день, и, принимая нынѣ сей священный хлѣбъ, вкушаемъ оный, — также, какъ евреи вкушали хлѣбъ небесный, ангельское брашно, — и хранимъ оный на всякую благую потребу, на здравіе тѣлу и душамъ, на спасеніе и на отгнаніе всякаго недуга.

Нынѣ древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Нынѣ небеса просвѣтились, совлекшись, какъ бы вретища темныхъ облаковъ и свѣтлымъ воздухомъ своимъ исповѣдаютъ славу Господню; я разумѣю небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостоловъ, которые, познавъ нынѣ на Сіонѣ, явившагося имъ Господа и забывъ всю печаль и скорбь и освятившись Духомъ Святымъ, ясно проповѣдаютъ воскресеніе Христово. Нынѣ солнце, красуясь на высотѣ, восходитъ и радостно землю согрѣваетъ; поелику Христосъ, Солнце праведное, возсіялъ отъ гроба и спасаетъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Нынѣ луна, сошедши съ высшей степени, большему свѣтилу честь воздаетъ; такъ! — ветхій законъ съ своими субботами, согласно Писанію, прекратился, и Церковь чтитъ законъ Христовъ и день недѣльный. Нынѣ зима грѣховная удалена покаяніемъ и ледъ грѣховный растаялъ отъ благомыслія; такъ! зима кумирослуженія удалена ученіемъ апостольскимъ и вѣрою Христовою и ледъ Ѳомина невѣрія растаялъ при видѣ ребръ Христовыхъ. Нынѣ красуется весна, оживляя земную природу, и вѣтры, тихо повѣвая сверху, умножаютъ плоды и земля, питая сѣмена, рождастъ зеленую траву; такъ! — весна красная — это вѣра Христова, которая крещеніемъ возрождаетъ человѣческую природу: бурные вѣтры — это грѣховные помыслы, которые, чрезъ покаяніе превратившись въ добрые, умножаютъ душеполезные плоды; земля же — это наша природа, которая, принявъ слово Божіе, какъ сѣмя, и всегда чреватая страхомъ Божіимъ, рождаетъ духъ спасенія. Нынѣ новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбѣгая, скачутъ и, скоро возвращаясь къ матерямъ, веселятся, — да и пастухи, играя на свирѣляхъ, съ веселіемъ Христа хвалятъ: агнцы, — это кроткіе язычники, а тельцы — кумирослужители невѣрныхъ странъ, которые вслѣдствіе Христова вочеловѣченія и апостольскаго ученія и чудесъ, взявшись за законъ и обратившись ко святой Церкви, сосутъ млеко ученія, — а учители Христова стада, молясь о всѣхъ, славятъ Христа Бога, всѣхъ волковъ и агнцевъ во едино стадо собравшаго. Нынѣ деревья пускаютъ отрасли, и разцвѣтаютъ душистые цвѣты и разливаютъ пріятное благоуханіе; и земледѣльцы, трудясь съ надеждою, призываютъ Христа, подателя плодовъ; такъ и мы были прежде какъ деревья лѣсныя, безплодныя, а нынѣ привилась Христова, вѣра къ нашему невѣрію, и привитыя деревья, держась корня Іессеева и произращая цвѣты добродѣтелей, ожидаютъ новаго бытія въ раю Христовомъ; — а равно и святители, и игумены, трудящіеся ради Церкви, ожидаютъ отъ Христа награды. Нынѣ словесный пахарь, налагая на словесныхъ тельцовъ духовное ярмо, и погружая крестное рало въ мысленныхъ броздахъ, и проводя борозду покаянія и посѣвая сѣмя духовное, веселится надеждою благъ будущихъ. — Нынѣ все древнее закончилось, все стало новымъ ради воскресенія. Нынѣ наводняются рѣки апостольскія, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измѣривъ глубину Божія вочеловѣченія, находятъ церковную мрежу, полную улова. Нынѣ трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всѣхъ удивляетъ, изображая собою монаховъ; ибо и тѣ и другія, живя въ пустыняхъ, сами себя пропитываютъ, удивляютъ ангеловъ и человѣковъ и собираютъ съ цвѣтовъ медовый сотъ на услажденіе человѣковъ и потребу церковную. Нынѣ всѣ сладкогласныя птицы церковныхъ ликовъ, свивая гнѣзда, веселятся; «(ибо птица, — сказалъ пророкъ, — обрѣла гнѣздо себѣ — олтари Твои,)» — и каждая воспѣвая свою пѣснь, славитъ Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, діаконы, дьячки, — и каждый чинъ, воспѣвая свою пѣснь, славитъ Господа. Нынѣ обновились всѣ лики святыхъ, получивъ новую жизнь о Христѣ; пророки и патріархи, потрудившись, въ райской почиваютъ жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небѣ и на землѣ. Мученики, исповѣдники, претерпѣвъ страданія за Христа, со ангелами вѣнчаются. Цари и князья благовѣрные спасаются слушаніемъ святыхъ книгъ. Дѣвственники, иноки, терпѣливо понесшіе свой крестъ, слѣдуютъ отъ земли на небо за первенцемъ Христомъ; постники и пустынники, принявъ отъ руки Господней награду за трудъ, въ гóрнемъ градѣ со святыми веселятся. Нынѣ для новыхъ людей праздникъ обновленія воскресенія Христова и Господу приносится все новое: отъ язычниковъ вѣра, отъ христіанъ богослуженіе, отъ іереевъ священныя жертвы, отъ мірскихъ владыкъ боголюбезная милостыня, отъ вельможъ попеченіе о церкви, отъ праведниковъ смиренномудріе, отъ грѣшниковъ истинное покаяніе, отъ нечестивыхъ обращеніе къ Богу, отъ враждующихъ между собою духовная любовь.

Взойдемъ и мы, братіе, нынѣ мысленно въ Сіонскую горницу, ибо тамъ собрались апостолы и самъ Іисусъ Христосъ, при заключенныхъ дверяхъ, явился среди ихъ, и сказавъ: миръ вамъ, исполнилъ ихъ радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 21), и отвергли всякую печаль тѣлесную и страхъ сердечный; въ души ихъ проникла духовная смѣлость, когда они познали своего Владыку, ибо Онъ обнажилъ предъ всѣми свои ребра и показалъ Ѳомѣ на рукахъ и ногахъ язвы гвоздинныя. Ѳома не видѣлъ Господа вмѣстѣ съ другими учениками въ первое Его пришествіе и, слышавъ о Его воскресеніи, считалъ слухъ ложнымъ и не вѣрилъ, но, желая быть самовидцемъ Христа, говорилъ такъ: аще не вложу руки моея въ ребра Его, и перста моего въ язвы гвоздинныя, не иму вѣры. Посему и Господь, не упрекая Ѳому, говорилъ: «принеси руку свою, и осязай пробожденіе ребръ Моихъ, и вѣруй, яко самъ Азъ есмь. Патріархи и пророки преже тебя провидѣли Меня и вѣровали Моему вочеловѣченію. Испытай же пророчество обо Мнѣ Исаіи: копіемъ, — сказано, — въ ребра прободенъ бысть и изыде кровь и вода (Іоан. 19, 34). Я былъ прободенъ копіемъ въ ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрезъ ребро; тебя ли покину невѣрующаго? Осязай Меня! Я тотъ самый, котораго нѣкогда осязалъ Симеонъ и съ вѣрою просилъ отпущенія съ миромъ. И не буди невѣренъ, какъ Иродъ, который, слышавъ о Моемъ рожденіи, говорилъ волхвамъ: гдѣ Христосъ раждается? да шедъ поклонюся Ему (Матѳ. 2, 8), а въ сердцѣ помышлялъ объ убіеніи Моемъ; но хотя и младенцевъ перебилъ, но Того, кого искалъ, не нашелъ: взыщутъ бо Мене зліи и не обрящутъ. Вѣруй Мнѣ, Ѳома, и знай Меня, какъ Авраамъ, къ которому подъ сѣнь Я пришелъ съ двумя ангелами, и онъ узналъ Меня, и назвалъ Меня Господомъ, и молился о Содомѣ, чтобы Я не погубилъ города, хотя бы въ немъ нашлось не болѣе десяти праведниковъ. И не буди невѣренъ, какъ Валаамъ, который, будучи одушевленъ Духомъ Святымъ предсказалъ Мое за міръ умерщвленіе, а потомъ прельстился корыстью и погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко самъ Азъ есмь тотъ самый, котораго Іаковъ видѣлъ ночью утверждающимся на лѣствицѣ, и опять узналъ Меня духомъ, когда Я боролся съ нимъ въ Месопотаміи; ибо тогда Я обѣщался вочеловѣчиться въ племени его. И не буди невѣренъ, какъ Навуходоносоръ, который видѣлъ Меня, спасшаго въ пещи отроковъ отъ огня, и по истинѣ назвалъ Меня Сыномъ Божіимъ, а потомъ опять, уклонившись къ своимъ прелестямъ, погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко Азъ есмь Тотъ самый, образъ котораго видѣлъ Исаія на престолѣ превысокомъ среди множества ангеловъ. Я являлся Іезекіилю среди животныхъ въ человѣческомъ образѣ и васъ прообразилъ пророку въ видѣ колесъ, придержащихся къ животнымъ и воздвизающихся вмѣстѣ со Мною: духъ жизни, бывшій тогда въ колесахъ — это Духъ Святый, котораго Я нынѣ вдохнулъ въ васъ. Я тотъ, котораго видѣлъ Даніилъ на облакахъ небесныхъ, подобнаго Сыну человѣческому, сошедшаго къ Ветхому деньми: сей пророкъ изобразилъ данную Мнѣ отъ Бога власть на небѣ и на землѣ. Принеси, о Близнецъ, твой перстъ и осяжи руки Мои, которыми Я слѣпымъ отверзалъ очи и глухимъ давалъ слухъ и нѣмымъ даръ слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я въ вашемъ присутствіи ходилъ по морю и шествовалъ по воздуху; этими же стопами Я вошелъ въ преисподнюю и попралъ адъ, а потомъ путешествовалъ съ Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди невѣренъ, но вѣренъ». — Отвѣчалъ Ѳома: «вѣрую, Господи, что Ты Богъ мой, о которомъ писали пророки, предвидя Духомъ, котораго прообразовалъ въ законѣ Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганію книжники и іудеи, котораго осудилъ на распятіе Пилатъ съ Каіафою, — котораго Богъ Отецъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Вижу ребра, изъ которыхъ источилъ Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; — кровь, да освятишь человѣческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты нѣкогда создалъ всю тварь, насадилъ рай, сотворилъ человѣка, благословилъ патріарховъ, помазалъ царей, освятилъ апостоловъ. Вижу ноги Твои, прикоснувшись къ которымъ блудница грѣховъ отпущеніе приняла, припадши къ которымъ вдовица мертваго сына живымъ съ душею воспріяла; у этихъ ногъ кровоточивая, прикоснувшись края ризъ, исцѣлѣла отъ недуга. И я, Господи, вѣрую, что Ты Богъ». И сказалъ ему Іисусъ: ты, видѣвъ Меня, вѣровалъ; блаженны не видѣвшіе, но вѣровавшіе.

Итакъ, братіе, будемъ вѣровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославимъ воскресшаго, повѣримъ явившемуся апостоламъ, воспоемъ показавшаго ребра Свои Ѳомѣ, похвалимъ пришедшаго оживить насъ, исповѣдаемъ просвѣтившаго насъ, возвеличимъ подавшаго намъ обиліе всѣхъ благъ, познаемъ Единаго отъ Троицы Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ и присно.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 14-22.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0