Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскій († 1183 г.)

Святитель Кириллъ, епископъ Туровскій (1130 – ок. 1183) — знаменитый проповѣдникъ и писатель XII вѣка. Родился въ г. Туровѣ отъ богатыхъ родителей и юношею сталъ инокомъ Борисоглѣбской обители (находившейся близъ Турова). Принявъ постриженіе, выказалъ основательное знакомство съ твореніями святыхъ отцовъ и пріобрѣлъ большой авторитетъ среди братіи, «уча и научая» словомъ и примѣромъ своей жизни. Заключившись потомъ въ столпѣ, онъ подвизался въ строгомъ постѣ и молитвахъ. Своей подвижнической жизнью Кириллъ стяжалъ себѣ извѣстность и, по просьбѣ князя и гражданъ, былъ посвященъ митрополитомъ Кіевскимъ въ епископы города Турова. Сдѣлавшись епископомъ и отличаясь знаніемъ Священнаго Писанія и краснорѣчіемъ, св. Кириллъ доблестно управлялъ своею паствою, наставляя ее своими поученіями и мирно скончался въ 1183 г. (по другимъ, въ концѣ XII в., послѣ 1182 г.). По древнимъ житіямъ, св. Кириллъ былъ «русскій Златоустъ», «златословесный учитель, свѣтлымъ ученіемъ богоразумія своего просвѣтившій концы русскіе». Сохранившіяся его 12 словъ, 24 молитвы и покаянный канонъ дышатъ глубокимъ благочестіемъ и весьма назидательны.

Творенія

Свт. Кириллъ Туровскій († 1183 г.)
Слово о разслабленномъ въ недѣлю четвертую по Пасхѣ.

Неизмѣрима высота небесъ, неизслѣдима глубина преисподней, непостижимо и таинство Божественнаго смотрѣнія; ибо велика и неизреченна милость Божія къ роду человѣческому, коею мы помилованы. Посему, братія, мы должны хвалить и пѣть и прославлять Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, исповѣдуя сотворенныя Имъ великія чудеса, неисповѣдимыя ни для Ангеловъ, ни для человѣковъ. Нынѣ же побесѣдуемъ о разслабленномъ, котораго днесь самъ Богъ вспомнилъ, призрѣлъ и помиловалъ, но котораго врачи оставили въ небреженіи, и ввергавшіе (болящихъ) въ купѣль презрѣли. Ибо, когда вода была возмущаема, всѣ, заботясь о здравіи богатыхъ, сего человѣка обходили. Но его-то нынѣ Христосъ, благій человѣколюбецъ, яко врачъ душъ и тѣлесъ нашихъ, исцѣлилъ словомъ; и слово Его стало дѣломъ. Ибо Евангелистъ говоритъ: взыде Іисусъ во Іерусалимъ (Іоан. 5, 1), въ преполовеніе Іудейскаго праздника; то есть, когда изъ всѣхъ городовъ собралось, по обыкновенію, въ Іерусалимъ множество народа: тогда и Господь пришелъ, угождая всячески своимъ рабамъ, и вмѣстѣ обличая неистовство враждовавшихъ на Него Іудеевъ. Ибо поистинѣ Онъ пришелъ взыскать заблудшихъ и спасти погибшихъ; много творилъ и чудесъ по всей Палестинѣ; но Ему не вѣровали, и изрыгали хулу противъ благодати, называя Его льстецомъ и обманщикомъ. Для того Онъ нынѣ и пришелъ, при множествѣ народа, къ Соломонову водохранилищу, называемому Виѳезда, то есть, овчая купѣль, поелику тамъ омывали внутренности приносимыхъ на жертву овецъ. Надъ симъ водохранилищемъ была палатка, состоявшая изъ пяти крытыхъ ходовъ, и здѣсь лежало множество больныхъ, хромыхъ, слѣпыхъ и другими недугами одержимыхъ, кои ожидали возмущенія воды. Ибо Ангелъ Господень, приходя, возмущалъ воду, и кто первый по возмущеніи входилъ въ оную, тотъ выздоравливалъ. Но эта купѣль была только образомъ святаго крещенія; поелику вода ея не всегда исцѣляла, но только тогда, когда возмущалъ ее Ангелъ. Нынѣ же къ купѣли крещенія самъ Владыка Ангеловъ, Святый Духъ, приходя, освящаетъ ее и подаетъ здравіе душамъ и тѣламъ и очищеніе грѣховъ. Слѣпъ ли кто умомъ, или хромъ невѣріемъ, или изсохъ отъ отчаянія по причинѣ множества грѣховъ: вода крещенія всѣхъ творитъ здравыми. Оная купѣль хотя многихъ принимала, но исцѣляла только одного, и то не всегда, а однажды въ годъ: но купель крещенія, всякой день пріемля множество ко крещенію, всѣмъ подаетъ жизнь; ибо если и со всей земли придутъ люди, благодать Божія не умалится, всѣмъ даруя исцѣленіе отъ недуговъ грѣховныхъ.

Скажемъ же о благости Господа какъ Онъ пришелъ къ купѣли овчей, и узрѣвъ человѣка разслабленнаго, долгое время лежащаго на одрѣ въ недугѣ, вопросилъ его: хощеши ли цѣлъ быти (Іоан. 5, 6)? Ей Господи, отвѣтствовалъ тотъ, хотѣлъ бы я, но человѣка не имамъ (Іоан. 5, 7), который бы, по возмущеніи Ангеломъ воды, ввергъ меня въ купѣль. Но если уже Ты, Владыко, вопросилъ меня о здравіи, то съ кротостію выслушай мой отвѣтъ, въ которомъ я изъясню Тебѣ тяжесть моей болѣзни. Тридцать восемь лѣтъ лежу я на одрѣ семъ, пригвожденный къ нему недугомъ; грѣхи мои разслабили всѣ члены моего тѣла, а душа, еще прежде сего недуга, поражена срамомъ оныхъ. Я молюсь Богу, и не внемлетъ мнѣ; ибо беззаконія моя превзыдоша главу мою (Псал. 37, 5); врачамъ раздалъ я все свое имѣніе, но помощи отъ нихъ не получилъ; ибо нѣтъ такого врачевства, которое бы могло воздѣйствовать противъ Божескаго наказанія; знакомые мои гнушаются мною, потому-что смрадъ мой лишилъ меня всякой утѣхи, и ближніе мои стыдятся меня, ибо я, по причинѣ болѣзни моей, сталъ чуждъ братіи моей; всѣ люди надо мною ругаются, и ни въ комъ не нахожу себѣ утѣшителя. Назову ли себя мертвымъ? Но чрево мое проситъ пищи, и языкъ мой изсыхаетъ отъ жажды. Сочту ли себя живымъ? Но не только встать съ одра, но и двинуться не могу; не могу ступить ногами, а руками не только дѣйствовать, но и осязать себя. Я мертвецъ непогребенный, и одръ сей — гробъ мой; я мертвый въ живыхъ, и живый въ мертвыхъ; ибо, какъ живый, питаюсь, а какъ мертвый, не дѣйствую. И къ сему еще мучусь, какъ въ адѣ, отъ безстыдства ругающихся надо мною: ибо я служу посмѣшищемъ юношамъ, которые другъ друга укоряютъ мною, и притчею старцамъ въ ихъ разговорахъ. Всѣ гнушаются мною. Сугубо я страдаю: внутри снѣдаетъ меня болѣзнь, отвнѣ пронзаютъ досажденія ругателей: ибо отъ всѣхъ пріемлю оплеванія. Къ усугубленію же скорби, голодъ больше болѣзни изнуряетъ меня; ибо если и увижу пищу, то не могу рукой вложить ее въ уста; всѣхъ прошу, чтобы кто-нибудь накормилъ меня, и бѣдный укрухъ мой раздѣляю съ питающимъ меня. Стону со слезами, томимый болью моего недуга, и никто не придетъ посѣтить меня; стражду одинъ, безъ свидѣтелей. Когда принесутъ сюда остатки отъ трапезы богобоязненныхъ людей, тотчасъ приходятъ приставники овчей купѣли; и не такъ псы облизывали струпы Лазаря, какъ они пожираютъ поданную мнѣ милостыню. Нѣтъ у меня богатства, чтобы нанять кого-нибудь попещись о мнѣ; ибо я злѣ расточилъ данное мнѣ въ раю богатство; зміемъ въ Едемѣ похищено у меня одѣяніе чистоты, и здѣсь лежу я, обнаженный Божія покрова. Человѣка не имамъ, который бы, не гнушаясь, послужилъ мнѣ. Енохъ и Илія уже не обрѣтаются на землѣ; ибо взяты на колесницѣ огненной, и пребываютъ, идѣже Богъ вѣсть. Авраамъ съ Іовомъ, немногое время послуживши подобнымъ мнѣ, преставились въ жизнь безконечную. Господи! человѣка не имамъ вѣрнаго Богу. Моисей, Боговидѣцъ и законодатель, и онъ послѣ согрѣшилъ предъ Богомъ, и не взошелъ въ землю обѣтованную; Соломонъ премудрый, трикратно бесѣдовавшій съ Богомъ, въ старости согрѣшилъ предъ Нимъ, прельстившись женами. Господи! человѣка не имамъ, который бы опустилъ меня въ купѣль: ибо вси уклонишася, неключими быша, и нѣсть творяй благое, нѣсть до единаго; и не разумѣютъ вси творящіи беззаконіе (Псал. 13, 3-4).

Все сіе изъ устъ разслабленнаго услышавши, благій врачъ нашъ, Господь Іисусъ Христосъ, отвѣтствовалъ ему: что ты говоришь — человѣка не имамъ? Я, какъ щедрый и милостивый, ради тебя сдѣлался человѣкомъ, не измѣнивъ обѣтованію о Моемъ вочеловѣченіи; ибо ты слышалъ Пророка, который говоритъ: яко отроча родися намъ, Сынъ Вышняго, и дадеся намъ (Ис. 9, 6); и: той недуги наша пріятъ и болѣзни понесе (Матѳ. 8, 17). Ради тебя оставивши скипетръ горняго царства, Я обхожу здѣсь, служа дольнимъ: не пріидохъ бо, да Ми послужатъ, но да послужу (Матѳ. 20, 28). Ради тебя Я, безплотный, облекся плотію, дабы исцѣлить недуги всѣхъ душевные и тѣлесные; ради тебя Я, и Ангельскими Силами невидимый, явился человѣкомъ: ибо не хочу, чтобы мой образъ (человѣкъ) лежалъ въ тлѣніи, но желаю его спасти и привести въ познаніе истины: и ты говоришь — человѣка не имамъ? Я сталъ человѣкомъ, да сотворю человѣка Богомъ: ибо сказано: бози есте и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6); и кто другой вѣрнѣе Меня можетъ послужить тебѣ? Тебѣ на служеніе Я создалъ всю тварь: небо и земля тебѣ служатъ, — то влáгою, а сія плодомъ. Ради тебя солнце разливаетъ свѣтъ и теплоту, а луна со звѣздами освѣщаетъ ночь; ради тебя облака напаяютъ землю дождемъ и земля на службу тебѣ произращаетъ всякую траву, содержащую сѣмя, и всякое древо, приносящее плодъ. Ради тебя рѣки содержатъ въ себѣ рыбъ и пустыни питаютъ звѣрей: и ты говоришь — человѣка не имамъ? И какой человѣкъ вѣрнѣе Меня? Ибо Я не измѣнилъ обѣтованію о Моемъ вочеловѣченіи. Я клялся Аврааму: о сѣмени твоемъ благословятся вси языцы (Быт. 22, 18); и: во Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя (Быт. 21, 12). И въ семъ племени воплотившись, я отлагаю нынѣ обрѣзаніе, и вмѣсто его уставляю воду, пораждающую множество чадъ крещеніемъ, о которой говоритъ Исаія: яко проторжеся вода въ пустынѣ (Ис. 35, 6), и: жаждущіи, идите на воду живу (Ис. 55, 1). Я — море жизни, а изъ устъ моихъ изливаю на тебя источникъ райскій, а ты жаждешь купѣли, которая вскорѣ изсохнетъ. Возстани, возми одръ твой (Іоан. 5, 8). Да услышитъ меня Адамъ, и обновится нынѣ съ тобою отъ истлѣнія: ибо въ тебѣ Я исцѣляю проклятіе перваго преступленія Еввина. Лазаря, уже возсмердѣвшаго и четыре дня бывшаго мертвымъ, Я оживотворилъ словомъ: и тебѣ нынѣ говорю: востани и возми одръ твой, и иди въ домъ твой. И разслабленный тотчасъ всталъ съ одра, здравый всѣми членами тѣла и крѣпкій силою, и, взявши одръ, на которомъ лежалъ, сталъ ходить посреди народа.

Въ тотъ день была суббота, и Іудеи, увидѣвши его, не возрадовались о исцѣленіи больнаго, не воздали хвалы Богу, воздвигшему разслабленнаго отъ одра болѣзни, и не сказали: какъ у тебя, братъ, укрѣпились жилы и утвердились члены? Напротивъ, какъ звѣри, напавшіе на вооруженнаго, побѣжали прочь и изрыгали богохульныя слова, которыя, впрочемъ, какъ стрѣлы, пускаемыя въ каменную скалу, сокрушались. Они возлюбили неправду болѣе, нежели истину, и носящему одръ стали претить, говоря: суббота есть и не достоитъ ти взяти одра твоего (Іоан. 5, 10). Зачѣмъ ты возсталъ отъ немощи? зачѣмъ исцѣлѣлъ отъ недуга? зачѣмъ освободился отъ болѣзни? Не дóлжно тебѣ нынѣ носить одра своего. Тогда исцѣлѣвшій отъ недуга сказалъ имъ: что вы говорите, фарисеи? Считая себя мудрыми, вы обезумѣли отъ злобы. Ужели вамъ не довольно того, что вы видѣли меня въ продолженіе тридцати осьми лѣтъ лежащаго на одрѣ полумертвымъ? И нынѣ, когда я всталъ по слову Божію, вы ослѣпли умомъ, и, хромая своею неправдою, спотыкаетесь. Если не добро, то конечно и не зло мое исцѣленіе; если вы не радуетесь преславному чуду, то по-крайней-мѣрѣ не завидуйте дарованному мнѣ здравію. Не будьте, какъ мескъ и конь, не имѣющіе разума. Господь помогь мнѣ на одрѣ болѣзни моей, и недугъ мой премѣнилъ во здравіе. Скажите же мнѣ, старѣйшины и судіи Израилевы, изъ чьей клѣти похищено у васъ дарованное мнѣ здравіе, что вы такъ гнѣвно претите мнѣ? Никто изъ васъ не обиженъ; ни у кого изъ васъ не взялъ того, что далъ мнѣ сотворившій меня здравымъ; Онъ только сказалъ мнѣ: востани, и возми одръ твой, и ходи, — и вотъ я здравъ! Книжники отвѣчали ему: кто же тотъ, который сдѣлалъ тебя здравымъ? Носящій же одръ не зналъ Его, потому-что Іисусъ тотчасъ уклонился отъ народа; впрочемъ сказалъ: Онъ не волхвъ, ни чародѣй, даже ни ходатай, ни Ангелъ, но самъ Господь Богъ Израилевъ: ибо Онъ ни руками не осязалъ меня, ни пластыря не прилагалъ къ ранамъ моимъ, но все произвелъ однимъ словомъ; только сказалъ мнѣ: востани и ходи, — и за словомъ послѣдовало исполненіе и исцѣленіе. Посему не лицемѣрьте и не хульте Божіей благодати, но судите справедливо; рцыте Богу: яко возвеличишася дѣла Твоя во Израили; и, признавъ чудо Господа, симъ почтите субботу, прославьте Бога и праздникъ украсьте. Но Іудеи не преставали говорить: кто это исцѣлилъ тебя въ субботу? Покажи намъ повелѣвшаго тебѣ носить одръ въ праздникъ!

Іисусъ паки нашелъ его въ церкви и сказалъ ему: се здравъ еси и ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14). Но да не подумаемъ, что Христосъ сказалъ сіе ему одному: Онъ говоритъ сіе всѣмъ намъ, пріявшимъ благодать крещенія, коимъ мы очистились отъ прародительской скверны и исцѣлились отъ растлѣвающаго насъ грѣха. Господь какбы такъ сказалъ оному исцѣлѣвшему: вотъ Я въ тебѣ исцѣлилъ болѣзни Адама, и падшаго преступленіемъ возставилъ, и проклятіе, поражавшее весь родъ его, нынѣ уничтожилъ, и скверну всякаго грѣха омылъ крещеніемъ; взыскалъ и обрѣлъ уклонившагося на злые пути идолослуженія, обвязалъ раны уязвленнаго бѣсами-разбойниками, возліялъ на язвы его вино и масло моей крови и, подъявъ его на тѣлѣ Моемъ, внесъ въ гостинницу, — святую Церковь, далъ два сребренника гостиннику, Новый и Ветхій Завѣтъ — Святителямъ, да прилѣжно учатъ людей; обѣщалъ и мзду, по возвращеніи моемъ, тѣмъ, которые спасутъ грѣшниковъ! Се здравъ еси и ктому не согрѣшай; ибо сказано: горе согрѣшающему въ разумѣ.

Итакъ разумѣйте всѣ силу слова, что Господь повелѣваетъ намъ не грѣшить по крещеніи, да не разстлимъ опять обновленное Богомъ человѣчество. Горе же согрѣшающему по воспріятіи всякаго священнаго сана, какъ-то монашества и іерейства; горе и въ самомъ Епископскомъ санѣ не боящимся Бога! Оный разслабленный былъ вѣренъ: ибо, по исцѣленіи, не вдался въ скверны тѣлесныя, и не произнесъ хулы на Іисуса предъ Іудеями, но пребывалъ въ церкви, гдѣ и обрѣлъ его Христосъ; и познавъ исцѣлившаго его, онъ сказалъ: праведенъ еси, Господи, и слово твое истина; отнынѣ я причастникъ всѣмъ боящимся Тебя и хранящимъ заповѣди твои. И пошелъ онъ по всей странѣ, повѣдая, яко Іисусъ есть, Иже мя сотвори цѣла (Іоан. 5, 15). И мы, братія, прославимъ Іисуса Христа, Бога нашего, исцѣлившаго насъ отъ недуговъ грѣховныхъ, и припадемъ къ Нему вѣрою, говоря: прежнихъ беззаконій нашихъ не помяни, и нынѣшніе грѣхи очисти: ибо Ты Богъ всѣхъ, небесныхъ и земныхъ, Творецъ человѣковъ, создатель Ангеловъ, Царь всего міра, Владыка Архангеловъ, Содѣтель Херувимовъ, Украситель Серафимовъ: помилуй насъ, на Тебя уповающихъ, да спасенные Тобою, славимъ Тебя, со Отцемъ, и съ Пресвятымъ Духомъ нынѣ, и всегда, и во вѣки. Аминь.

Источникъ: Святаго Кирилла епископа Туровскаго, Слово о разслабленномъ въ недѣлю четвертую по Пасхѣ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ типографіи К. Жернакова, 1843. — Часть II. — С. 297-310.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0