Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскій († 1183 г.)

Святитель Кириллъ, епископъ Туровскій (1130 – ок. 1183) — знаменитый проповѣдникъ и писатель XII вѣка. Родился въ г. Туровѣ отъ богатыхъ родителей и юношею сталъ инокомъ Борисоглѣбской обители (находившейся близъ Турова). Принявъ постриженіе, выказалъ основательное знакомство съ твореніями святыхъ отцовъ и пріобрѣлъ большой авторитетъ среди братіи, «уча и научая» словомъ и примѣромъ своей жизни. Заключившись потомъ въ столпѣ, онъ подвизался въ строгомъ постѣ и молитвахъ. Своей подвижнической жизнью Кириллъ стяжалъ себѣ извѣстность и, по просьбѣ князя и гражданъ, былъ посвященъ митрополитомъ Кіевскимъ въ епископы города Турова. Сдѣлавшись епископомъ и отличаясь знаніемъ Священнаго Писанія и краснорѣчіемъ, св. Кириллъ доблестно управлялъ своею паствою, наставляя ее своими поученіями и мирно скончался въ 1183 г. (по другимъ, въ концѣ XII в., послѣ 1182 г.). По древнимъ житіямъ, св. Кириллъ былъ «русскій Златоустъ», «златословесный учитель, свѣтлымъ ученіемъ богоразумія своего просвѣтившій концы русскіе». Сохранившіяся его 12 словъ, 24 молитвы и покаянный канонъ дышатъ глубокимъ благочестіемъ и весьма назидательны.

Творенія

Свт. Кириллъ Туровскій († 1183 г.)
Притча о слѣпомъ и хромомъ (краткая редакція).

Былъ нѣкій домовитый человѣкъ; онъ насадилъ вертоградъ, оградилъ оплотомъ, ископалъ точило, оставилъ входъ, — устроилъ и ворота, но не затворилъ входа. Возвращаясь домой, онъ сказалъ: кого оставлю я сторожемъ моего вертограда? Если оставлю кого-либо изъ служащихъ мнѣ рабовъ, то, зная мою снисходительность, расточатъ они мое добро. Вотъ что сдѣлаю: приставлю къ воротамъ слѣпца и хромца, — такъ что, если кто изъ враговъ моихъ захочетъ окрасть мой вертоградъ, то хромецъ увидитъ, а слѣпецъ услышитъ. Если же кто-нибудь изъ нихъ двоихъ захочетъ войти въ вертоградъ, то хромецъ, не имѣя ногъ, не можетъ проникнуть внутрь; а слѣпецъ если и пойдетъ, то попадетъ въ пропасть и расшибется. И посадивъ ихъ у воротъ, далъ имъ власть надъ всѣмъ, что внѣ вертограда, и пищу и одѣяніе приготовилъ неоскудно, только сказалъ: того, что внутри вертограда, не касайтесь безъ моего повелѣнія. И послѣ того ушелъ, сказавъ, что возвратится со временемъ.

Послѣ того какъ они сидѣли нѣкоторое время, сказалъ слѣпецъ хромцу: — что это за благоуханіе изъ воротъ вертограда? — Отвѣчалъ хромецъ: «внутри вертограда есть у господина нашего много добраго и несказанно пріятнаго на вкусъ. Но такъ какъ господинъ нашъ премудръ, то онъ посадилъ тебя слѣпаго и меня хромаго, такъ что не можемъ достигнуть и насытиться тѣхъ добрыхъ плодовъ». А слѣпецъ сказалъ въ отвѣтъ: «что же ты давно не сказалъ мнѣ этого, чтобы мы не оставались при одномъ желаніи, но пошли и завладѣли тѣмъ, что у насъ подъ руками. Хотя я и слѣпъ, но имѣю ноги и силенъ, могу посить и тебя и бремя. (Дóлжно разумѣть, что грѣхъ есть душевное бремя, какъ говоритъ пророкъ: яко бремя тяжкое отяютѣша на мнѣ — Псал. 37, 5). И сказалъ слѣпецъ: «бери корзину и садись на меня; я тебя буду носить, а ты показывай мнѣ путь, и оберемъ всѣ блага господина нашего».

«Если же, — прибавилъ хромецъ, — придетъ сюда господинъ нашъ, то укроется отъ него наше дѣло. Если онъ меня спроситъ о воровствѣ, то я скажу: — ты знаешь, господине, что я слѣпъ. — Если же спроситъ тебя, то скажи: я хромъ и не могу дойти внутрь вертограда. Такъ мы перехитримъ своего господина и сами возмемъ себѣ награду за сторожевую службу».

И вотъ возсѣлъ хромецъ на слѣпца и, достигши внутрь вертограда, обокрали всѣ бывшія тамъ блага господина своего.

Видѣвъ же человѣкъ оный, что его вертоградъ обокраденъ, счелъ нужнымъ разлучить слѣпца отъ хромца и повелѣлъ сначала привести хромца, чтобы его допросить. Когда же приведенъ былъ слѣпецъ, то послѣдовалъ допросъ. «Не поставилъ ли я тебя, —сказалъ господинъ, — какъ добраго сторожа моему вертограду; зачѣмъ же ты его обокралъ!» — «Господи! — отвѣчалъ слѣпецъ — ты знаешь, что я слѣпъ и безъ водящаго меня не вижу, куда идти; я не видѣлъ никого, и не слыхалъ, чтобы кто-нибудь шелъ мимо меня въ ворота, въ слѣдъ за которымъ я сталъ бы крѣпко кричать. Но я думаю, Господи, что воровалъ хромецъ».

Тогда повелѣлъ господинъ блюсти слѣпца въ укромномъ мѣстѣ, — гдѣ самъ зналъ, — пока не придетъ къ вертограду, призоветъ хромца и будетъ судить обоихъ. Затѣмъ пришедши къ вертограду для собиранія плодовъ и видя все разкраденнымъ, господинъ призвалъ хромца и поставилъ его на очную ставку со слѣпцемъ, и начали они обличать другъ друга. Хромецъ говорилъ слѣпцу: «если бы ты меня не носилъ, никакъ бы я не могъ при своей хромотѣ добраться туда». — А слѣпецъ говорилъ: «если бы ты не показывалъ мнѣ путь, то никакъ бы я не могъ добраться туда». — Тогда господинъ, сѣвши на судейскомъ престолѣ, сказалъ: «какъ вы крали, такъ и теперь, пусть всядетъ хромецъ на слѣпца». И когда хромецъ всѣлъ на слѣпца, то господинъ приказалъ предъ всѣми рабами своими немилостиво казнить ихъ и мучить въ кромѣшней темницѣ; тамъ будетъ плачь и скрежетъ зубовъ.

Разумѣйте же, братіе, толкованіе сей притчи. Человѣкъ домовитый — Богъ Отецъ, Творецъ всяческихъ: Егоже Сынъ добраго рода — Господь нашъ Іисусъ Христосъ. А вертоградъ — это земля и міръ сей. А оплотъ вертограда — законъ Божій и заповѣди. А слуги, сущіе съ Господомъ, — ангелы. Хромецъ — тѣло человѣка, а слѣпецъ — душа его. А что Господь посадилъ ихъ у воротъ — это значитъ, что Онъ отдалъ во власть человѣка всю землю, давъ ему законъ и заповѣди. Когда же человѣкъ преступилъ заповѣдь Божію и за это осужденъ на смерть, то сначала душа его приводится къ Богу, и оправдывается, говоря: не я, Господи, но тѣло согрѣшило. Поэтому и нѣтъ мученія душамъ до второго пришествія, но онѣ блюдутся Богъ знаетъ гдѣ. Но когда Господь придетъ обновить землю и воскресить всѣхъ умершихъ, какъ предрекъ самъ Христосъ, тогда: вси сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія и оживутъ, и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 28-29). Тогда души наши внидутъ въ тѣла и каждый получитъ воздаяніе сообразно съ своими дѣлами: праведники — вѣчную жизнь, а грѣшники — безконечную и безсмертную муку: имиже бо кто согрѣшаетъ, сими и мучится. — Все же это я сказалъ не отъ своего умышленія, но отъ святыхъ книгъ: это не мое слово, а моя только устная бесѣда; ибо я не такой учитель, какъ тѣ церковные мужи [1] о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Ему-же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Св. Кириллъ разумѣетъ конечно своихъ образцевъ и учителей въ проповѣдничествѣ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 69-72.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0