Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 45.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскій († 1183 г.)

Святитель Кириллъ, епископъ Туровскій (1130 – ок. 1183) — знаменитый проповѣдникъ и писатель XII вѣка. Родился въ г. Туровѣ отъ богатыхъ родителей и юношею сталъ инокомъ Борисоглѣбской обители (находившейся близъ Турова). Принявъ постриженіе, выказалъ основательное знакомство съ твореніями святыхъ отцовъ и пріобрѣлъ большой авторитетъ среди братіи, «уча и научая» словомъ и примѣромъ своей жизни. Заключившись потомъ въ столпѣ, онъ подвизался въ строгомъ постѣ и молитвахъ. Своей подвижнической жизнью Кириллъ стяжалъ себѣ извѣстность и, по просьбѣ князя и гражданъ, былъ посвященъ митрополитомъ Кіевскимъ въ епископы города Турова. Сдѣлавшись епископомъ и отличаясь знаніемъ Священнаго Писанія и краснорѣчіемъ, св. Кириллъ доблестно управлялъ своею паствою, наставляя ее своими поученіями и мирно скончался въ 1183 г. (по другимъ, въ концѣ XII в., послѣ 1182 г.). По древнимъ житіямъ, св. Кириллъ былъ «русскій Златоустъ», «златословесный учитель, свѣтлымъ ученіемъ богоразумія своего просвѣтившій концы русскіе». Сохранившіяся его 12 словъ, 24 молитвы и покаянный канонъ дышатъ глубокимъ благочестіемъ и весьма назидательны.

Творенія

Свт. Кириллъ Туровскій († 1183 г.)
Сказаніе о черноризскомъ чинѣ отъ Ветхаго и Новаго Завѣта, изъ коихъ первый представляетъ прообразъ иночества, а вторый являетъ оное самымъ дѣломъ.

Сначала скажемъ о тѣхъ, которые еще только исходятъ изъ міра въ монастырь и берутъ на себя ризы монашескаго образа ради искуса, чтó имѣетъ основаніе въ постановленіяхъ того и другого завѣта. И подлинно нужно быть въ первое время подъ искусомъ. Итакъ, монахъ, внимай своему образу и житію; смотри на облекающія тебя ризы и познай себя имѣющаго сочетать въ себѣ свойства двухъ завѣтовъ. Согласно прообразу ветхаго завѣта, ты принесъ себя въ жертву Богу подобно ветхозавѣтнымъ агнцамъ, какіе закалались въ пустынѣ на пасху. Не будь же покрытъ коростою — ни хромъ, ни слѣпъ, ни раненъ; ибо всѣ сіи, ради порока, повергаемы бываютъ на съѣденіе псамъ и птицамъ; ты же принесъ себя сюда не чрезъ уродство. Тщательно остерегайся, дабы не быть здѣсь покоищемъ для бѣсовъ и не повергнуть свою душу геенскимъ птицамъ если окажешься покрытъ грѣхами, какъ коростою, или же хромъ — отъ приверженности къ житейскимъ вещамъ, или слѣпъ, живя безплодно, заботясь только о чревѣ. По ветхому закону вольный обѣтъ, великій и малый, долженъ быть приносимъ Богу отъ чистаго сердца. Да не будетъ порочнаго колебанія и въ твоихъ мысляхъ, дабы не услышалъ ты, подобно Каину: «къ тебѣ обращеніе твое, ты имъ обладаеши» (Быт. 4, 7). Ты, какъ свѣча, воленъ въ себѣ до церковныхъ дверей, а потомъ не смотри, какъ и что изъ тебя сдѣлаютъ. Ты, какъ одежда, знай себя до тѣхъ поръ пока не возмутъ тебя въ руки; а потомъ не размышляй, если разорвутъ тебя и на тряпки. Имѣй свою волю только до вступленія въ монастырь; по принятіи же монашескаго образа всего себя отдай въ послушаніе, не таи въ сердцѣ своемъ даже малаго своевольства, дабы не умереть душею, услышавши, подобно Ананіи, Петра, говорящаго тебѣ: «почему захотѣлъ солгать Духу Святому? — не человѣкамъ солгалъ, но Богу». Не будь нерадивъ къ своему обѣту, дабы не сбылось на тебѣ слово Писанія: «лучше бы не познать пути правды, нежели познавъ уклониться отъ него и проч... псу и свиньѣ будешь ты подобиться, если не пользуешь своей души, но опять возвратишься въ міръ (2 Петр. 2, 21).

Толкованіе о постриженіи монаховъ въ малый образъ отъ ветхаго закона и ина мѣра.

Богъ сказалъ Моисею: «изведи изъ Египта моихъ людей Израиля дабы, вошедши, они наслѣдовали землю, которую Я обѣщалъ Аврааму». Услышавъ объ этомъ отъ Аарона, люди старались поспѣшно выйти — одинъ, будучи обрадованъ Божіимъ обѣщаніемъ, другой, не снося изнурительныхъ работъ Фараона, иной не въ состояніи будучи дѣлать кирпичей и городскихъ зданій, а иной, не перенося насилія приставниковъ. И взявши съ собою и кости Іосифовы, вышли. Несли же съ собою замѣшенное тѣсто, потому что, по причинѣ быстраго выхода, не удалось имъ испечь его; положили опрѣсноки на свои головы и, такимъ образомъ, онѣ испеклись отъ лучей солнца, отъ чего волосы евреевъ вылѣзли и всѣ они стали плѣшивы: по образу этого и у чернцовъ бываетъ гуменце. Прошедши черезъ Чермное море, они безъ труда питались манною, а одежда на нихъ не ветшала, пока не пришли они къ Синайской горѣ. Тоже видимъ и въ новомъ законѣ. Богъ послалъ Сына Своего избавить человѣческій родъ отъ плѣна діавола, и привести изъ тьмы въ свѣтъ, и подражающихъ ему терпѣніемъ вселитъ въ небесное царство.

Начало.

Акилла и Прискилла услышавши отъ Павла, что войти въ царство небесное можно чрезъ чистоту и смиреніе, первѣе всего постригли свои волосы на главѣ и сдѣлали себѣ черныя одежды. А ты, братъ, желая послѣдовать Христу, ведущему тебя на небо, держи въ умѣ своемъ — для чего удаляешься ты изъ міра, мысленнаго Египта? желая ли обѣщаннаго тебѣ царства, избѣгая ли отъ грѣховной работы діаволу, или по нелюбви къ житейскимъ заботамъ, отъ которыхъ нѣтъ пользы, а только погибель для души, или же будучи смущаемъ женою и дѣтями? Если пожелаетъ и старецъ и больной, близкій къ смерти, надлежитъ постричь его въ иночество: это кости Іосифовы. Носи же мысленное тѣсто до тѣхъ поръ, пока будетъ у тебя на главѣ плѣшь, и вѣрою перейди море, т. е. забудь дѣла житейскія и какъ манну, принимай отъ руки келаря даровой хлѣбъ; не люби богатой и мягкой одежды, но старую, починяя ее многими заплатами, сохраняй, пока не дойдешь до горы боголюбезныхъ добродетелей. Но и тогда не разслабляй себя, но потерпи, пока не сойдетъ съ горы Моисей, неся скрижали съ заповѣдями.

Нравоученіе.

И не подражай мужамъ, живущимъ въ монастырѣ безъ страха Божія, думающимъ только о чревѣ и одеждѣ, велерѣчиво гордящимся, безчинно заводящимъ со всѣми ссоры и укоризны, восхищающимъ земную честь и власть; они по Писанію, имѣютъ многихъ христовъ, дающихъ имъ иныя наставленія и заповѣди, — такія, какія они сами желаютъ. Ты же, монахъ, внимай заповѣди и житію единаго Христа, который отъ Своего рождества до распятія ради тебя претерпѣлъ досажденія, и клеветы, и пононіенія, и раны, и приготовь себя къ терпѣнію скорбей; подвизайся, не нарушай своего обѣта, мужайся, когда подвергаешься укоризнамъ, не предавайся упорному сопротивленію, подобно безчестнымъ сосудамъ, испуская смрадъ. Но вспомяни о себѣ и о постриженіи своей головы, вспомяни, что ты носишь образъ терноваго вѣнца Христова, и понеси вмѣстѣ съ Нимъ (Христомъ) свой крестъ злостраданіемъ, распни себя вольнымъ терпѣніемъ и, такимъ образомъ, побѣдишь врага. — Не смущайся же, по подожди, пока Христосъ изведетъ Адама изъ ада.

Въ первую мѣру о самоволіи чернцевъ отъ ветхаго завѣта.

Моисей, заповѣдавъ всѣмъ пребывать въ чистотѣ, взошелъ на гору, куда сошелъ Богъ. Огонь окружилъ гору. Богъ, написавши Своимъ перстомъ скрижали, далъ законъ Моисею, а потомъ, взявши часть отъ его духа, вложилъ оную въ избранныхъ старцевъ, и, кого восхотѣлъ, ущедрилъ и помиловалъ. Но смотри, чтó случилось: чудеса не спасли слабыхъ отъ погибели; пришедши къ Аарону, они настоятельно требовали отъ него дать имъ бога. И когда сбылась воля ихъ, они, сѣвши, ѣли и пили до тѣхъ поръ, когда не низшелъ на нихъ огонь, и многіе погибли отъ гнѣва Божія; погибли бы и всѣ, если бы Моисей не сталъ съ сокрушеніемъ просить Бога, дабы отвратилъ гнѣвъ Свой и не погубилъ ихъ, пока не будетъ сдѣлана скинія.

Въ ту же мѣру отъ новаго закона о чернцахъ.

Ты же, монахъ если вѣруешь, что получишь на небесахъ миръ, согласно сказанному; «наше житіе на небесахъ», — храни заповѣдь, которую Христосъ изрекъ ученикамъ, входя въ Іерусалимъ: «кто изъ васъ желаетъ быть большимъ, да будетъ менѣе всѣхъ и всѣмъ слуга». Помни, чтó ты слышалъ при своемъ постриженіи: се здѣсь Христосъ невидимо стоитъ. Подумай, не болѣе ли чѣмъ на горѣ Синайской окружилъ тебя тогда огонь Божьяго страха? И произнесенный тобою обѣтъ не глубже ли чѣмъ на (каменныхъ) скрижаляхъ вписанъ былъ Божіимъ словомъ въ тѣлесныя скрижали твоего сердца? Не нарушай же его худою вѣрою. Если ты не сіяешь подобно Моисею, то, по крайней мѣрѣ, воздыханіями о грѣхахъ курися подобно горѣ. Блажены были тогда единомыслящіе съ Іисусомъ Навиномъ; и ты, братъ, постарайся найти мужа, имѣющаго духъ Христовъ, украшеннаго добродѣтелями, представляющаго свидѣтельство своимъ житіемъ, болѣе всего имѣющаго любовь къ Господу, послушаніе къ игумену и незлобіе къ братіи, разумѣющаго божественныя писанія и чрезъ то наставляющаго идущихъ на небеса къ Богу. Отдай такому мужу самаго себя, подобно тому какъ Халевъ Іисусу, уничтоживъ всю свою волю, — и будешь какъ чистый сосудъ, сохраняющій вливаемое въ него доброе, и содѣлаешься скиніею Святой Троицы, согласно сказанному Господомъ: «Я и Отецъ придемъ и обитель въ тебѣ сотворимъ».

Отъ первой мѣры.

Не присоединяйся, какъ къ Авиронскому сонму, къ монахамъ, которые заботятся о своемъ тѣлѣ, мѣняютъ одежды, подъ предлогомъ праздника дѣлаютъ особую трапезу съ питіемъ, устрояютъ сборища и остаются на нихъ до поздняго времени, стараются подчинить старѣйшихъ своей волѣ, дѣлаютъ совѣщанія не ради Бога, не ради пользы, но составляютъ яростный союзъ съ цѣлію безстыднаго нападенія на эконома и келаря, подобно Корею, Даѳану и другимъ, вооружившимся противъ Моисея и Аарона. Для нихъ, по Апостолу, «богъ чрево и слава въ студѣ ихъ». Ради ихъ приходитъ гнѣвъ Божій на противящихся сыновъ, то есть монаховъ, нарушающихъ свой обѣтъ и устрояющихъ мятежъ въ монастырѣ. Они не видятъ написаниаго о нихъ: «Я сказалъ: боги будете и сыны Вышняго всѣ; вы же какъ человѣки умираете»; ибо таковые мертвы душами; но они умерли бы и тѣлами,

(А се за Моисея Христосъ)

если бы Христосъ не приносилъ повседневно Собою жертву Богу Отцу за грѣшниковъ, ожидая нашего покаянія. — Однако, если обѣщаннаго намъ царствія небеснаго не наслѣдуемъ по своей слабости, лучше для насъ, чтобы наши тѣла пали вмѣстѣ съ падшими въ пустынѣ, нежели чрезъ привязанность къ грѣховной жизни намъ возвращаться къ египетскимъ страстямъ. Ибо если мы и будемъ чувствовать стыдъ, повседневно каясь въ частыхъ согрѣшеніяхъ, — за то избѣгнемъ мученій отъ адскихъ приставниковъ.

Объ одеждахъ Аарона, о схимномъ образѣ, о стихарѣ, поясѣ, подирѣ, ободахъ (повязкахъ?), ефудѣ, четыресоставной ризѣ, объ ометѣ и кидарѣ.

Когда устроена была скинія, приготовлена была жертва, принесена князьями пшеничная мука съ деревяннымъ масломъ и чистымъ тукомъ по сиклу святому, т. е. по вѣсу правды Божіей, — Богъ повелѣваетъ Аарону со всѣмъ племенемъ чистыхъ левитовъ облечься въ священныя ризы: здѣсь, двояко знаменуя и Адамово преступленіе и Христово вочеловѣченіе, указуетъ на монашескій чинъ. Итакъ стихарь устроенъ изъ багряницъ по образу смоковныхъ листьевъ, которыя Адамъ сшилъ для прикрытія себя. Поясъ кожаный по образу кожаныхъ ризъ обозначалъ смертность; подиръ — преступный Адамовъ грѣхъ; золотые ободы (повязки?) знаменовали принужденное изгнаніе изъ рая грѣшника, подобнаго скоту, ведомому уздою; положенный на персяхъ ефудъ съ двумя камнями, съ изображеніемъ на оныхъ двѣнадцати колѣнъ израильскихъ — пророчество; четыресоставная же риза — распростертое надъ израильтянами въ пустынѣ облако, изъ котораго сходила для нихъ манна; «ибо — сказано — распростеръ облако покровомъ для нихъ». Смотри, монахъ, твоя мантія получила названіе отъ манны, поэтому не возлагай на себѣ мятля (мірскую одежду); кидаръ — головной покровъ, — это осѣненіе Святаго Духа; ометѣ же (подолъ) — это Адамъ, который съ высоты райской жизни сошелъ въ преисподній мракъ ада. — Іереямъ и левитамъ взявшимъ на себя его образъ, Богъ повелѣлъ вымолить его, сущаго въ адѣ. Но поелику сами патріархи и пророки не сохранили до конца Божьяго повелѣнія, не захотѣли жить по закону, то всѣхъ жившихъ въ ветхомъ завѣтѣ Писаніе заключило подъ грѣхъ. Объ этомъ Господь сказалъ въ притчѣ о впадшемъ къ разбойникамъ, который былъ обнаженъ, получилъ язвы, и полумертвый брошенъ при дорогѣ; іерей и левитъ — сказано, — проходя по дорогѣ, и видя больнаго отъ ранъ, не могли его изцѣлить и прошли мимо. Поэтому надлежало явиться тому Іерею, всецѣло имѣющему образъ Аарона, но не по его чину называющемуся, Который извлекъ изъ ада падшаго отъ ранъ и, положивши его на Свой скотъ, принесъ въ гостинницу.

Смыслъ изъ сопоставленія обоихъ законовъ — Христова и іерейскаго со схимническимъ образомъ.

Послушай апостола Павла, говорящаго къ галатамъ: «послалъ Богъ Сына Своего, раждающагося отъ жены, бывающаго подъ закономъ». Смотри, какъ для тебя по первому образу сотворилъ Себѣ скинію изъ небеснаго злата и потомъ приготовляетъ Себя въ жертву. Ибо — сказано — князи людстіи собрашася на Господа и на Христа Его (Псал. 2). Вмѣсто принесенія крупичной муки, они говорили на Него хулу; вмѣсто масла — они плевали на Его святое лице; вмѣсто тука — били по ланитамъ; купили же Его отъ Іуды цѣною сребра, по образу онаго сикла. Подобнымъ образомъ и монахъ соблюденіемъ закона и добрыми дѣлами, содѣлываетъ свое тѣло скиніею для Святаго Духа и чистымъ умомъ посвящаетъ себя Господу, какъ живую жертву, — принося вмѣсто муки — молитву Господу, вмѣсто масла — слезы, вмѣсто тука — сердечныя воздыханія. Послѣ сего смотри на одѣяніе Христа, имѣвшаго быть іереемъ по повелѣнію Божію, согласно съ пророческими предсказаніями. Совлекли съ Него ризы Его и облекли въ ризу червленую, т. е. стихарь Аароновъ, — взамѣнъ смоковнаго листа, одѣянія Адамова. Тоже знаменуетъ и чернеческая власяница — символъ отреченія отъ собственной воли; ибо пишется о семъ: «се красенъ въ одежди своей невольной». Поясъ же означаетъ осужденіе на крестную смерть, которою Христосъ обоготворилъ Адама; поелику связанный былъ водимъ, по писанію: «опоясанъ правдою и истиною, и былъ обвитъ по ребрамъ своимъ»; по сему образу схимническій поясъ съ праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображаетъ совершенное Христомъ въ обоихъ завѣтахъ. Ободы же знаменуютъ приведеніе Христа на царскій санъ, бывшее тогда, когда вели Его къ Пилату связаннаго, говоря: «распни Его, поелику Онъ называетъ Себя царемъ». И это было согласно съ пророчествомъ: связати цари ихъ путы (Псал. 149, 8); а носилъ Христосъ сіи узы для того, чтобы поношеніе Адамово дать царямъ вмѣсто узды, ибо они, нося такія путы при своемъ санѣ, чрезъ сіе спасаются. Посему и монахамъ заповѣдано носить аналавы т. е. плетенныя перевязи въ то время, когда они совершаютъ дѣло послушанія. А ефудъ означаетъ то событіе, когда Христосъ сталъ предъ архіереями и Каіафа сказалъ: «вы ничего не знаете, слѣдуетъ одному умереть за людей», а это говорилъ онъ, смотря въ ефудъ; тогда іудеи, закрывъ платомъ лице Его, говорили: «прорцы намъ, Христе, кто есть ударяй Тя?» — ибо они прорицали, смотря въ ефудъ. По сему образу у чернца малая мантія, не на персяхъ и не на лицѣ, но за спиною, чтобы онъ не на персяхъ и не на лицѣ, но за спиною держалъ ветхій законъ. — Кидарь же знаменуетъ то событіе, когда Христа вели на распятіе и возложили на Него терновый вѣнецъ, — почему и у монаховъ на головѣ остается небольшая прядь волосъ. Четыресоставная же риза Аарона — означаетъ бывшую на Христѣ одежду, которую по распятіи воины раздѣлили, и она покрыла четыре части міра; воины же Христовы — это монахи, которые носятъ четыресоставную мантію: ибо мантія называется покровомъ Божіимъ, по образу распростертаго надъ Израилемъ облака въ пустынѣ, монахи же суть новый Божій отрокъ — Израиль. Подиръ означаетъ то, что Христосъ взялъ на Себя грѣхи всего міра и пригвоздилъ ихъ кресту; это — монашескій куколь, который въ отношеніи къ ветхому закону знаменуетъ преступный Адамовъ грѣхъ, а въ отношеніи къ новому — образъ Христова смиренія. Вмѣсто вкушенія іерейскаго новоплодья, сообразно вкушенію Адама отъ запрещеннаго древа, Онъ вкушаетъ жолчь съ уксусомъ. Посему чернцу надлежитъ соблюдать повседневный постъ и имѣть отъ всего воздержаніе — въ память всесожигаемаго іереями по закону агнца, который по образу Адамовой смерти, прободается въ ребро, потребляемый Духомъ Святымъ, чрезъ излитіе крови и воды. Итакъ, монахъ, уничтожь свою волю и потреби грѣхи излитіемъ теплыхъ слезъ. Ометъ же — это Адамъ, котораго Христосъ взялъ на Свои рамена и изъ ада возвелъ на небеса. Смотри, какъ Онъ тебя, — попадшаго къ разбойникамъ взимаетъ на Себя, — тебя, котораго не могли изцѣлить законъ и пророки. По сему образу епископы носятъ омофоръ на плечахъ и полагаютъ душу свою за людей, чрезъ ученіе извлекая ихъ изъ ада грѣховнаго. Если будетъ монахъ епископомъ, то онъ долженъ снимать мантію, когда служитъ съ палицею; поелику одинъ ефудъ, а не два, какъ Ааронъ такъ и Христосъ приняли: ибо невозможно при служеніи для спасенія падшаго Адама носить вмѣстѣ съ тѣмъ бремя ветхаго завѣта, который не могъ поднять лежащаго, но оставилъ его долу, какъ бы во свидѣтельство своего безсилія. Также и игуменамъ, служащимъ съ палицею, слѣдуетъ снимать съ плечь мантію. Игумену же, какъ въ большомъ такъ и въ маломъ монастырѣ находящемуся, слѣдуетъ служить съ палицею, и не должно просить о семъ (разрѣшенія) у епископа; ибо палица есть принадлежность монаха; епископу она чужда, а игумену свойственна: ибо ефудъ держится на чистомъ платѣ, а не за власть сана достается; да вы и сами знаете, что не епископъ возлагаетъ на плечи всѣхъ иноковъ мантію.

Сказаніе объ ангельскомъ и монашескомъ образѣ.

И объ этомъ надлежитъ сказать тебѣ: почему монахи называются носящими ангельскій образъ? Ибо хотя и всѣ знаютъ о семъ, но я пишу ради молодыхъ и неразумныхъ. Здѣсь подъ ангелами разумѣются не небесные ангелы, не безплотныя существа: ибо они свѣтообразны, по существу невидимы, неизмѣримы по качеству, — но земные ангелы, то есть преподобные мужи, законодатели, въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ, въ тѣлесной чистотѣ благоугодно послужившіе Богу. Слушай Давида, говорящаго: «персты мои составили псалтирь, и кто возвѣститъ Господу моему? — Онъ Самъ услышитъ; Онъ послалъ ангела Своего и я взятъ былъ отъ овецъ отца моего — и помазалъ меня милостію помазанія Своего». Не думай, что послалъ съ небесъ: ибо здѣсь Давидъ ангеломъ называетъ Самуила, помазавшаго его. Также и Павелъ въ посланіи къ евреямъ говоритъ: «глаголанное ангелы слово бысть извѣстно», — и онъ называетъ ангелами законодателей и пророковъ. Также и Стефанъ говорилъ фарисеямъ, что они, принявши законоповелѣнія ангельскія, не сохранили ихъ; причемъ онъ разумѣетъ Моисея, законъ котораго не сохранили евреи. И опять Павелъ, находящимся въ новомъ законѣ, говоритъ: «должна жена, молясь во храмѣ, имѣть покровъ на головѣ ради ангеловъ». Смотри, какъ Писаніе называетъ ангелами священниковъ, живущихъ въ тѣлесной чистотѣ и непорочно служащихъ Богу въ ветхомъ и новомъ законѣ. Вотъ и ты, инокъ, избралъ для себя ангельское, священное и чистое житіе: держись же его не на словахъ только, но укрась и добродѣтелью. Хотя ты и покрытъ грѣхами преступленія Адамова, но носишь на себѣ весь образъ священныхъ ризъ Аароновыхъ; постарайся же чрезъ терпѣніе Христово содѣлаться сыномъ Божіимъ, чтобы не только себя спасти, но изцѣлить и впадшаго къ грѣховнымъ разбойникамъ. Будь славенъ не свѣтлыми одеждами, но добрыми дѣлами. Терпѣливо подвизайся, переноси мужественно всякія скорби, ревнуя мученикамъ, пролившимъ кровь свою за Христа. Ты, если не внѣшнимъ образомъ, то внутренне изсуши кровь свою, угождай тѣлу только по необходимой нуждѣ, дабы и тебѣ быть наслѣдникомъ части преподобныхъ, ангельскаго вѣнца и небеснаго царства. — Обо всемъ этомъ я говорилъ тебѣ не отъ себя, но отъ святыхъ книгъ. Если кто мудрый иначе истолкуетъ сіе, мы не станемъ противорѣчить: мы не жнецы, а класособиратели и не хитры въ дѣлѣ книжномъ. Мы, грубые, всего болѣе отъ вашего старѣйшинства требуемъ святой молитвы о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Ему же слава съ Отцемъ и со Святымъ Духомъ нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 90-102.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0