Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

И. Я. Порфирьевъ.
Молитвы на всю седмицу св. Кирилла, епископа Туровскаго. (Отъ издателя).

Издаваемыя нами молитвы знаменитаго Святителя Туровскаго [1] хотя и давно замѣчены учеными изслѣдователями нашей древней церковной словесности, какъ памятникъ ея въ высшей степени замѣчательный, однако же и до сихъ поръ далеко еще не имѣютъ той извѣстности, какой онѣ заслуживаютъ и какой пользуются другiя его сочиненiя, которыя давно изданы и вновь издаются, нѣсколько разъ были и продолжаютъ быть предметомъ разныхъ изслѣдованiй. Калайдовичъ, которому принадлежитъ честь открытiя и перваго изданiя сочиненiй сего Святителя, первый сообщилъ свѣдѣнiе и объ его молитвахъ [2]; но не имѣя подъ руками исправнаго ихъ списка, а также не находя ихъ между сочиненіями, упоминаемыми въ житіи св. Кирилла, помѣщенномъ въ печатномъ Прологѣ, не произнесъ объ нихъ рѣшительнаго сужденія и тѣмъ можетъ быть подалъ поводъ оставлять ихъ совершенно въ сторонѣ и будущимъ изслѣдователямъ сочиненій Кирилла. Только уже авторъ Исторіи Русской Церкви обратилъ на нихъ дóлжное вниманіе и освободилъ ихъ подлинность отъ всякаго сомнѣнія: онъ указалъ на древнее рукописное житіе св. Кирилла, въ которомъ между сочиненіями его ясно упоминаются и молитвы [3]; а недавно другой изслѣдователь нашей Церковной словесности познакомилъ насъ и съ самыми молитвами св. Кирилла, отпечатавъ три молитвы (въ воскресенье, понедѣльникъ и четвергъ послѣ утрени) въ обозрѣніи его сочиненій [4].

Но несравненно извѣстнѣе были молитвы св. Кирилла въ древнія времена, у нашихъ предковъ, какъ это показываютъ дошедшіе до насъ ихъ списки и печатныя изданія. Мы встрѣчаемъ молитвы св. Кирилла во многихъ рукописяхъ XVI в. [5], в въ общемъ собраніи, и отдѣльно — по нѣскольку молитвъ. Въ общемъ собраніи онѣ встрѣчаются въ Сборникахъ Новгор. Соф. библіот. № 302., Волок. монаст. № 413., Солов. монаст. № 802, въ Большомъ Требникѣ, такъ называемомъ Макаріевскомъ, принадлежащемъ Солов. библ. № 1085, въ молитвенникѣ Волок. мон. № 109. Отдѣльно онѣ встрѣчаются въ ркп. Слѣдованной Псалтыри Солов. библ, № 711: здѣсь помѣщено пять молитвъ св. Кирилла, по одной молитвѣ послѣ каждаго изъ молебныхъ каноновъ — Святой Троицѣ, св. Крестителю Іоанну, св. Апостоломъ и всѣмъ Святымъ [6]. Кромѣ того въ Сборн. Новг. Соф. библ. № 498 помѣщена молитва Кирилла всѣмъ Святымъ [7]. Такое множество списковъ молитвъ св. Кирилла, а также и разнообразіе рукописей, въ которыхъ онѣ дошли до насъ и которыя имѣли различное назначеніе, показываютъ, что онѣ прежде употреблялись повсюду и при разныхъ случаяхъ, — при Церковныхъ службахъ и во время домашней молитвы. Но всего болѣе ихъ извѣстность и распространенность въ древнія времена доказываетъ то, что онѣ нѣсколько разъ были изданы въ древнемъ молитвословѣ, печатанномъ въ Вильнѣ 1596, 1602 и 1635 г. и имѣвшемъ такое заглавіе: «Молитвы повседневныя з многихъ св. Отецъ Церкви Христовы учителей, с писма греческаго въ кратцѣ избранны» [8]. Молитвы св. Кирилла помѣщены здѣсь между разными молитвами подъ такимъ заглавіемъ: «Молитвы на всю седмицу Кирилла инока, или Кирилла мниха Туровскаго». Кромѣ такого изданія въ общемъ собраніи, еще одна молитва — именно въ воскресеніе послѣ заутрени, также три раза была отпечатана: въ книгѣ «Правило истиннаго живота христіанскаго», издан. въ Острогѣ 1598 г., въ Слѣдованной Псалтыри, изданной также въ Острогѣ 1598 г., и въ Слѣдованной же Псалтыри изд. въ 1650 г. [9] съ таковымъ заглавіемъ: «Молитва во всякую недѣлю по заутрени Кирилла мниха Туровскаго». — Въ этомъ отношеніи молитвы св. Кирилла были гораздо счастливѣе его словъ и поученій, изъ которыхъ, въ древнія времена, изданы были въ сборникѣ только четыре поученія [10], но не было ни одного собранія ихъ, подобнаго собранію молитвъ.

Какъ въ печатныхъ изданіяхъ, такъ и въ рукописныхъ молитвы св. Кирилла расположены по порядку дней въ недѣлѣ; но число молитвъ, полагаемыхъ на каждый день, въ рукописяхъ не одинаково. Слѣдуя печатному изданію, мы должны признать несомнѣнно подлинными молитвами св. Кирилла только 21 молитву, по три молитвы на каждый день въ недѣлѣ — послѣ утрени, часовъ и вечерни, тѣмъ болѣе, что и въ нѣкоторыхъ другихъ спискахъ, сравнительно полнѣйшихъ, ихъ находится столько же и въ такомъ же порядкѣ, и всѣ онѣ означены именемъ св. Кирилла. Но кромѣ молитвъ, находящихся въ этомъ собраніи, есть еще молитвы, приписываемыя св. Кириллу въ другихъ рукописяхъ, какъ, напримѣръ, молитва всѣмъ Святымъ [11], и кромѣ указанныхъ списковъ, согласныхъ съ печатнымъ изданіемъ, есть списки, въ которыхъ на нѣкоторые дни встрѣчается по четыре, по пяти молитвъ и болѣе, и всѣхъ вообще молитвъ гораздо болѣе. Такъ въ спискѣ Новгородской Соф. библ. № 302 въ воскресенье и понедѣльникъ положено не по три, а по четыре молитвы, и всѣхъ молитвъ 22; въ спискѣ Волок. мон. № 109 находится 31 молитва въ такомъ порядкѣ: въ воскресенье, понедѣльникъ и вторникъ по четыре молитвы (по одной молитвѣ послѣ утрени и часовъ и по двѣ молитвы послѣ вечерни), въ среду пять молитвъ (послѣ утрени и часовъ по одной молитвѣ и три послѣ вечерни), въ четвергъ три молитвы (послѣ утрени, часовъ и вечерни), въ пятницу четыре молитвы (послѣ утрени, часовъ и двѣ послѣ вечерни), въ субботу шесть молитвъ (двѣ послѣ утрени, двѣ послѣ часовъ и двѣ послѣ вечерни). Къ сожалѣнію, только одинъ этотъ списокъ отличается такою полнотою: многихъ молитвъ, помѣщенныхъ въ немъ, нѣтъ ни въ печатномъ изданіи, ни въ другихъ указанныхъ выше рукописяхъ и, что особенно замѣчательно, всѣ молитвы, не находящіяся въ печатномъ изданіи, не означены и въ немъ именемъ св. Кирилла. Не смотря на то, мы не можемъ оставить его безъ вниманія. Нѣкоторыя молитвы, помѣщенныя въ этомъ спискѣ, хотя и не названы въ немъ Кирилловыми, должны быть однако же признаны подлинными молитвами св. Кирилла на томъ основаніи, что онѣ въ другихъ рукописяхъ ясно ему приписываются. Такъ вторая молитва послѣ вечерни въ понедѣльникъ и вторая же — послѣ утрени въ субботу — молитва всѣмъ Святымъ, помѣщены въ ркп. Слѣдованой Псалтыри XVI в. съ именемъ св. Кирилла Туровскаго; вторая молитва послѣ вечерни въ пятницу даже отпечатана въ собраніи молитвъ св. Кирилла, хотя въ рукописи она, подобно другимъ, и не означена его именемъ. Но естъ въ числѣ этихъ молитвъ по крайней мѣрѣ одна молитва, явно не принадлежащая св. Кириллу, именно вторая молитва послѣ часовъ въ субботу, которая приписывается въ другихъ рукописяхъ св. Ѳеодосію Печерскому [12] и вставлена въ собраніе молитвъ Кирилловыхъ, вѣроятно, потому, что содержаніемъ своимъ особенно соотвѣтствуетъ этому времени: она содержитъ въ себѣ моленіе за всѣхъ Христіанъ и за всѣхъ людей, живыхъ и умершихъ, что составляетъ предметъ и двухъ другихъ молитвъ въ субботу — послѣ утрени, и часовъ. Другихъ молитвъ, не означенныхъ въ спискѣ именемъ св. Кирилла, нигдѣ въ другомъ мѣстѣ намъ не удалось встрѣтить; но не имѣя доказательствъ ихъ подлинности, мы не имѣемъ основанія назвать ихъ и неподлинными, и потому не находимъ нужнымъ исключать ихъ изъ представляемаго нами собранія молитвъ св Кирилла. Намъ кажется нельзя оставлять совершенно безъ вниманія того обстоятельства, что въ рукописи онѣ помѣщены въ общемъ собраніи молитвъ св. Кирилла и имѣютъ съ ними тѣсную связъ. Особенно это надобно сказать о молитвахъ вечернихъ. Относясь по содержанію своему уже къ слѣдующему дню, онѣ служатъ переходомъ отъ молитвъ одного дня къ молитвамъ другаго, вполнѣ соотвѣтствуя, такимъ образомъ, и общему принятому порядку молитвъ и церковному значенію дней въ недѣлѣ, къ которому онѣ приспособлены. Что касается ихъ содержанія, то, хотя нѣкоторыя изъ нихъ короче другихъ молитвъ и бѣднѣе ихъ мыслями, но вообще нисколько не отличаются отъ нихъ ни общимъ пріемомъ, ни расположеніемъ, и выражаютъ иногда тѣ же самыя мысли. Съ другой стороны, печатное изданіе, какъ изданіе, сдѣланное въ первый разъ уже въ концѣ XVI в., едва ли можно признать несомнѣнно за первоначальный составъ молитвъ св. Кирилла: при составленіи его, напротивъ, можно думать, руководствовались нѣкоторымъ выборомъ: такъ, напримѣръ, изъ двухъ молитвъ послѣ вечерни въ пятницу, по ркп. Волокол. № 109 напечатана не первая, а вторая молитва, хотя она въ рукописи и не означена именемъ св. Кирилла. Можетъ быть подобный же выборъ имѣлъ мѣсто и при составленіи рукописныхъ списковъ, которые и послужили образцемъ для печатнаго изданія. Св. Кириллъ могъ написать для одного и того же времени по двѣ, по три молитвы, какъ, напримѣръ, для вечерняго времени въ среду въ спискѣ Волок. № 109 положено три молитвы: Спасителю, Апостоламъ и св. Николаю, потому что на другой день — въ четвергъ Церковь совершаетъ службу св. Апостоламъ и св. Николаю. Но для общаго употребленія достаточно было и по одной молитвѣ для каждаго случая; и потому вторыя молитвы, а на нѣкоторые случаи, вторыя и третьи могли быть исключены изъ собранія молитвъ, тѣмъ болѣе, что бóльшая часть ихъ, какъ мы замѣтили выше, и короче другихъ и не такъ богаты содержаніемъ. Молитвы вторыя послѣ вечерни могли быть исключены особенно изъ печатнаго изданія, назначавшагося для всеобщаго употребленія, и потому, что онѣ приспособлены къ раздѣленію моленій въ монастыряхъ и по содержанію своему относятся уже къ нощнымъ молитвамъ [13].

Сравнивая печатное изданіе съ рукописями относительно самаго текста молитвъ, мы находимъ въ печатномъ изданіи нѣкоторыя измѣненія, сокращенія, а иногда значительные пропуски; окончанія въ нѣкоторыхъ молитвахъ иныя, чѣмъ въ рукописяхъ и особенно въ рукописи Солов. № 802. Здѣсь кстати будетъ повторить сдѣланное нами выше замѣчаніе о печатномъ изданіи, именно, что при составленіи его, вѣроятно, руководствовались нѣкоторымъ выборомъ, сообразно съ его цѣлію. Нѣкоторыя сокращенія встрѣчаются и въ самыхъ спискахъ и чѣмъ древнѣе списокъ, тѣмъ онъ полнѣе. Другія разности въ спискахъ относительно текста не значительны и состоятъ въ замѣненіи одного слова другимъ или въ различномъ окончаніи одного и того же слова. Въ молитвѣ всѣмъ Святымъ, въ разныхъ спискахъ, упоминаются разные Святые и уже позднѣйшаго времени: въ ркп. Волок. № 109 упоминаются св. Леонтій Ростовскій; святые: Петръ, Алексій и Іона Московскіе чудотворцы; въ ркп. Солов. № 1085, между Святыми, упоминается даже самъ св. Кириллъ, какъ составитель молитвъ [14]. Разныя также моленія встрѣчаются о монастыряхъ, городахъ, о начальствующихъ — Князѣ, Царѣ, Митрополитѣ, Игуменѣ, смотря потому, гдѣ употреблялись молитвы [15]. Но вообще текстъ молитвъ, не смотря на то, что они дошли до насъ чрезъ нѣсколько вѣковъ, сохранилъ на себѣ ясные слѣды своей древности. Это, конечно, всего лучше можно будетъ видѣть при самомъ чтеніи молитвъ. — Въ нѣкоторыхъ спискахъ (Волок. № 109. Солов. 802), послѣ каждой утренней молитвы, помѣщены еще тропари Греческихъ службъ осьми гласовъ. Послѣ тропарей, помѣщенныхъ послѣ утренней молитвы въ воскресенье, встрѣчается такое замѣчаніе: «Уставъ убогаго Кѵрила, тако достоитъ мниху работати Богу и не токмо за своа молитися, но за чужиа и за враги, и не за едины Христіаны, но и за иновѣрныа, да быша ся обратили къ Богу» (Ркп. Солов. № 802). Въ Солов. спискѣ № 1085 эти тропари помѣщены всѣ вмѣстѣ, по окончаніи всѣхъ молитвъ на всю недѣлю, съ таковымъ также замѣчаніемъ: «а се сложеніе Кѵрилово на всякъ день по всѣхъ молитвахъ его». Оба эти замѣчанія даютъ поводъ думать, что тропари собраны и присоединены къ молитвамъ самимъ св. Кирилломъ. Въ печатномъ изданіи они опущены.

Какъ составомъ, или порядкомъ своимъ, молитвы св. Кирилла соотвѣтствуютъ порядку дней въ недѣлѣ, такъ содержаніемъ своимъ онѣ приспособлены къ церковному содержанію или значенію дней въ недѣлѣ. Св. Церковь, какъ извѣстно положила праздновать — въ воскресенье св. Воскресенію Господню, въ понедѣльникъ — Безплотнымъ Силамъ, во вторникъ — Крестителю Христову, въ среду — св. Кресту и Богоматери, въ четвергъ — Апостоламъ и Свят. Николаю, въ пятницу — Св. Кресту, въ субботу — всѣмъ Святымъ и Богоматери. Сообразно съ этимъ — молитвы въ воскресенье относятся къ Спасителю и всей Святой Троицѣ; молитвы въ понедѣльникъ обращены къ Безплотнымъ Силамъ и особенно утренняя молитва, въ которой заключаются отдѣльныя воззванія къ каждому изъ четырехъ Архангеловъ; молитвы во вторникъ — къ св. Крестителю, въ среду — къ Богоматери, въ четвергъ — къ св. Апостоламъ и Свят. Николаю, въ молитвахъ въ пятницу воспоминаются страданія и крестная смерть Спасителя; въ молитвахъ въ субботу заключается молитвенное обращеніе ко всѣмъ Святымъ. Особенно такое приспособленіе имѣютъ утреннія молитвы и въ нѣкоторые дни молитвы послѣ часовъ. Вечернія же молитвы и особенно вторыя послѣ вечерни, по содержанію, относятся уже къ слѣдующему дню, такъ какъ церковный день начинается съ вечера: такъ, напримѣеръ, молитва вечерняя въ воскресенье обращена къ Безплотнымъ Силамъ, потому что на другой день — въ понедѣльникъ Церковь совершаетъ службу св. Ангеламъ; вечерняя молитва въ понедѣльникъ обращена къ св. Крестителю, во вторникъ — къ Богоматери и т. д. Такое преимущественное приспособленіе молитвы къ церковному значенію дня иногда означается въ симомъ началѣ молитвы такимъ образомъ: «Молитва Іоанну Крестителю», «Молитва Святѣй Богородици», «Молитва всѣмъ Святымъ». Кромѣ этого приспособленiя къ церковному значенію дней въ недѣлѣ, въ нѣкоторыхъ молитвахъ встрѣчаются еще особаго рода приспособленія, которыя придаютъ имъ особенную силу и значеніе: св. Кириллъ иногда воспоминаетъ тѣ замѣчательныя событія, которыя случились, или по крайней мѣрѣ съ вѣроятностію могутъ быть отнесены къ тому времени, въ которое произносилась та или другая молитва. Такъ въ молитвѣ въ воскресенье послѣ часовъ встрѣчаются такія прошенія: «не презри мене молящаго Ти ся въ годину шестую сего дня, въ нюже явися апостоломъ Своимъ, печальнымъ сущимъ, и премени скорбь ихъ на радость, показаніемъ пречистою Ти руку и ребрь»; «не презри мене, Владыко, въ сій часъ, въ оньже рече Закхееви: днесь спасеніе дому твоему бысть»; «пріими бесѣду молитвы моеа въ сій часъ, въ онь же бесѣдова съ женою Самарянынею»; въ молитвѣ въ пятницу послѣ часовъ: «разбойника оправдалъ еси едино возопивша: помяни Господи въ царствіи Своемъ... и мене такоже помяни… и того части сподоби»; въ молитвахъ въ субботу послѣ часовъ упоминается о разслабленномъ, получившемъ исцѣленіе также въ субботу. Впрочемъ мы имѣемъ въ виду указать только на главныя или болѣе характеристическія особенности въ общемъ содержаніи молитвъ, но не опредѣлять самое ихъ содержаніе, которое, разумѣстся, весьма разнообразно. Замѣтимъ только, что не всѣ молитвы одинаково богаты содержаніемъ: самыя большія по объему и въ то же время самыя содержательныя и характеристическія, въ которыхъ высказывается главная молитвенная мысль или чувство, какъ главная тема цѣлаго дня, выражающаяся потомъ въ остальныхъ его молитвахъ, суть молитвы утреннія. За ними слѣдуютъ молитвы послѣ часовъ; вечернія же молитвы, и особенно вторыя послѣ вечерни, гораздо короче и бѣднѣе содержаніемъ. Содержаніе нѣкоторыхъ молитвъ въ рукописяхъ означается, довольно впрочемъ обще, въ заглавіи ихъ, напримѣръ, такимъ образомъ: «Молитва о исповѣданіи» (въ воскресенье послѣ часовъ), «О покаяніи» (въ пятницу послѣ утрени), «За Христіяны и о своихъ грѣсѣхъ» (въ субботу послѣ заутрени).

Считаемъ излишнимъ говорить много о значеніи молитвъ св. Кирилла. Отъ такого древняго времени нашей исторіи, каково время св. Кирилла, интересенъ всякій памятникъ словесности, тѣмъ болѣе, если этотъ памятникъ, при своей древности, отличается еще богатымъ внутреннимъ содержаніемъ. А таковы именно молитвы св. Кирилла. Онѣ проникнуты глубокимъ христіанскимъ чувствомъ, которое, подъ перомъ такого краснорѣчиваго писателя, не могло не получить и прекрасныхъ образовъ для своего выраженія. Показывая въ св. Кириллѣ, подобно другимъ его сочиненіямъ, богатое воображеніе и высокое богословское образованіе, онѣ свидѣтельствуютъ еще объ особенномъ свойствѣ въ его разнообразномъ талантѣ — о его глубокомъ, благочестивомъ чувствѣ: и какъ стройное произведеніе благочестиваго чувства и воображенія, онѣ являются даже выше всѣхъ другихъ его сочиненій, въ которыхъ иногда уже слишкомъ преобладаетъ воображеніе и закрываетъ часто мысль своими роскошными образами. Но, прибавляя такимъ образомъ новую особенную черту къ таланту нашего древняго писателя, такъ прекрасно обрисовывающую предъ нами его высокій нравственный образъ, онѣ вмѣстѣ съ тѣмъ бросаютъ не большой лучь свѣта и на то далекое отъ насъ время, къ которому онъ принадлежитъ и котораго представителемъ является для насъ. Если сочиненія св. Иларіона и поученія и слова самаго Кирилла представляютъ для насъ образцы того, какъ полно и глубоко усвоено было нашими предками ученіе принятой ими Христіанской Вѣры; то молитвы св. Кирилла, по всей справедливости, могутъ быть для насъ образцами того глубокаго благочестиваго чувства нашихъ предковъ, которое было воспитано въ нихъ Христіанскою вѣрою и выразилось въ молитвенномъ, обращеніи къ Богу и Святымъ Его. Разсматриваемыя съ этой стороны молитвы св. Кирилла представляютъ собою первый и прекрасный опытъ въ этомъ родѣ, послѣ молитвъ св. Иларіона и пр. Ѳеодосія. Молитва св. Иларіона [16] была какъ бы первою благодарственною молитвою къ Богу, отъ лица всей Россіи, за просвѣщеніе ея свѣтомъ Евангелія; и потому, какъ представляющая выраженіе чувствованій новопросвѣщеннаго и начавшаго какъ бы новое бытіе народа, она потомъ читалась на новый годъ и во вновь просвѣщенныхъ св. Крещеніемъ странахъ [17]. Молитвы же св. Кирилла были частными молитвами, выражающими чувствованія христіанина, глубоко благодарнаго Господу за Его неизреченныя блага, но еще глубже сознающаго свое недостоинство, свои духовныя и тѣлесныя нужды; и потому, какъ согласныя съ чувствами и потребностями всякаго православнаго христіанина Русскаго, онѣ вошли во всеобщее употребленіе у всего народа [18].

При изданіи молитвъ св. Кирилла, мы имѣли въ виду слѣдующія рукописи.

Три рукописи Соловецкой библіотеки:
а) Сборникъ подъ № 802, состоящій изъ статей разнаго содержанія, написанныхъ въ XV и XVI в. [19], въ 4-ю долю, на 202 стр; здѣсь помѣщены 21 молитва св. Кирилла на л. 171-201: всѣ молитвы названы именемъ Кирилла Туровскаго, или Кирилла преподобнаго, Кирилла священноинока;
б) Большой Требникъ дачи Новгор. Митроп. Макарія подъ № 1085, написаный въ 1505 г., въ листъ, на 712 листахъ: молитвы св. Кирилла, въ числѣ 21, занимаютъ здѣсь 684-712 стр;
в) Слѣдованная Псалтырь, принадлежавшая св. Филиппу Митрополиту, написанная въ XVI в. въ 4 долю на 547 стр: здѣсь помѣщены четыре молитвы св. Кирилла: по одной молитвѣ послѣ каждаго молебнаго канона Святой Троицѣ, св. Крестителю, св. Апостоламъ и всѣмъ Святымъ;

Двѣ рукописи Волоколамскаго Монастыря:
г) Сборникъ [20] подъ № 109, состоящій изъ разныхъ молитвъ и написанный въ концѣ XV или началѣ XVI в., въ 4 долю, на 258 стр: здѣсь, на стр. 46-138, находится 50 молитвъ, которыя названы именемъ Кирилла грѣшнаго, мниха недостойнаго, кромѣ 8 молитвъ, не означенныхъ ни чьимъ именемъ;
д) Сборникъ подъ № 413, написанный въ XVI в, въ 4-ю долю, на 788 стр: здѣсь помѣщено 12 молитвъ съ именемъ преподобнаго Кирилла или Кирилла священноинока, на стр. 648-686. За основанiе текста молитвъ мы принимаемъ списокъ ихъ въ сборн. Солов. № 802, какъ болѣе исправный сравнительно съ другими списками и будемъ указывать на замѣчательныя разности, заключающіяся какъ въ этихъ спискахъ, такъ и въ печатномъ изданіи [21]. Молитвы же, не находящіяся въ этомъ спискѣ, будутъ напечатаны по рукописи Волокол. № 109.

Примѣчанія:
[1] Св. Кириллъ во второй половинѣ XII в. управлялъ Туровскою епархіей, главнымъ городомъ коей былъ городъ Туровъ, нынѣ мѣстечко Туровъ въ Минской губерніи недалеко отъ Пинска. Жизнь его напечатана въ Прологѣ подъ 28 Апрѣля, когда празднуется Церковію его память. О сочиненіяхъ его смотри Памятники Словесности XII вѣка; Исторiя Русской Словесности примущественно древней част. II. стр. 221-244; Истор. Рус. Церк. періодъ 1, изд. 2-е стр. 68-72. Извѣст. Акад. Наук. томъ V, выпускъ V, 1856 г.
[2] Смотр. предисл. къ Твор. св. Кирилла. Памят. Слов. XII в.
[3] Истор. Рус. Церк. період. 1. изд. 2-е примѣч. 108 и 115.
[4] Преосвящ. Макарій Винниц. въ статьѣ о сочиненіяхъ Кирилла, помѣщ. въ Извѣст. Акад. Наукъ томъ V. выпуск. V. 1856 и въ Христ. Чт. Ноябр. 1856: состояніе Рус. Церк. со времени избранія Митр. Климента до Митр. Кирилла.
[5] Въ настоящее время извѣстно до 10 полныхъ и неполныхъ списковъ молитвъ св. Кирилла, именно: 4 списка въ рукописяхъ Волок. монаст., списокъ въ библіот. Толст. № 3; списокъ въ рукописи Синод. библ. № 470; всѣ эти списки XVI в., означены Калайдов. въ Предисл. къ Твор. св. Кирилла въ Памятник. Словесн. XII в.; списокъ въ рукоп. Новгород. Соф. библіот. ХVІ в. № 302 указан. Преосв. Мак. въ статьѣ о сочиненiяхъ св. Киралла въ Извѣст. Акад. Наук. том. V. выпуск. V. 1856 г.; три списка въ ркп. Солов. библ: въ Сборникѣ начала XVI в. № 802, въ Большемъ Требникѣ, писан. въ 1505 г. № 1085, и въ Слѣдов. Псалтыри XVI в. № 711; списокъ въ ркп. молитвенникѣ Проф. В. И. Григоровича. Описаніе сихъ списковъ смотри ниже.
[6] Молитвы эти въ общемъ собраніи помѣщены: первая во вторникъ послѣ вечерни, вторая — въ понедѣльникъ послѣ вечерни, третья въ четвергъ послѣ заутрени, четвертая послѣ часовъ въ субботу.
[7] По указан. Преосв. Макар. въ статьѣ о сочиненіяхъ св. Кирилла въ Извѣст. Акад. Наукъ том. V, вынускъ V, 1856 г.
[8] Всѣ эти изданія молитвослова означ. у Сахар. въ обозр. Славян. библіогр. подъ №№ 102, 118 и 319. На изданія 1596 и 1635 г. указываетъ Калайдовичъ въ предисл. къ Твор. св. Кирилла. Изданіе 1602 г. буквально перепечатано съ изд. 1596 г. Кромѣ того, въ библіотекѣ Проф. В. И. Григоровича есть печатный молитвословъ (въ 12 долю безъ выходн. листа), въ которомъ также помѣщены молитвы св. Кирилла. Онъ отличается отъ изданія 1596 г, и состоитъ изъ слѣдующихъ молитвъ и каноновъ: молитвы утреннiя; молитвы при св. Литургіи; молитвы предъ обѣдомъ и послѣ обѣда; молитвы на сонъ грядущимъ; молитвы на всю седмицу твореніе св. отца нашего Кирилла мниха Туровскаго; канонъ воскресенъ; канонъ ангелу; канонъ покаянный; канонъ Пресв. Богородицѣ; канонъ св. Апостоламъ, канонъ о распятіи Господнемъ, канонъ въ субботу Спасителю; молитва отъ оскверненія; плачь покаянный на каждый день въ недѣлѣ; молитвы и канонъ по причащеніи и молитва послѣ причащенія; молитва Максима грека ко Святому Духу; соборникъ дванадесяти мѣсяцемъ. Если это не изданіе 1635 г., котораго содержаніе намъ не извѣстно, то молитвословъ этотъ представляетъ экземпляръ еще особаго изданія молитвъ св. Кирилла. Замѣтимъ также, что въ заглавіи молитвенника изд. 1635 г. (у Сахар. № 319) сказано, что молитвы въ немъ находящіяся «из друку осмый разъ выданны». Не относится ли это и къ молитвамъ св. Кирилла, которыя здѣсь напечатаны?
[9] О книгѣ: «Правило истиннаго живота Христіанскаго» смотр. у Калайд. (Предисл. къ Твор. св. Кирилла). Изданіе Псалтыри 1598 г. означено у Сахар. № 108. На экземплярѣ Псалтыри 1630 г., видѣнномъ нами, не означено мѣста изданія. Можетъ быть неизлишне будетъ замѣтить, что молитва св. Кирилла въ этой Псалтыри помѣщена на томъ самомъ мѣстѣ между службою недѣльною и воскресною, гдѣ въ другихъ Слѣдованныхъ Псалтыряхъ помѣщается «Правило живота Христіанскаго», которое въ этой Псалтыри опущено. Но вѣроятно это «Правило», довольно краткое, отлично отъ «Правила», указаннаго Калайдовичемъ, которое у него названо книгою.
[10] О древнихъ изданіяхъ поученій св. Кирилла, а также объ изданіи его «Сказанія о черноризстѣмъ чину» и «Притчи о человѣчестѣй души и о телеси» и проч. Смотри у Калайд. Памат. Слов. XII в.
[11] Она помѣщена съ именемъ св. Кирилла въ ркп. Слѣдов. Псалтыри ХVІ в. Солов. библ. № 711; также въ Сборп. Новг. Соф. библ. № 498.
[12] Отъ молитвы св. Ѳеодосія, напечатанной въ Учен. Запис. Акад. Наукъ (кн. II. отд, III. 1856 г.), она отличается незначительными выраженіями. Пачальныхъ словъ: «Владыко Господи человѣколюбче» въ ней нѣтъ, а она прямо начинается словами: «иже суть вѣрніи Господи утверди я, да будутъ вѣрнѣйши того». Но въ ней есть также вставка имени св. Ѳеодосія: «...и моленіемъ Святаго Отца Антоніа и Ѳеодосіа, всея Руси свѣтильника, обѣщавшагося молитися за мя». Эта вставка могла произойти и не отъ невѣжества переписчика, а отъ желанья приспособить молитву къ употребленію: при употребленіи ея, во время моленія, нужно было упомянуть, между Святыми, и имя св. Ѳеодосія, которое потому и вставлено въ самую молитву. Такую же вставку мы встрѣчаемъ и въ одной молитвѣ св. Кирилла, въ которой между Святыми также упоминается и его имя, какъ составителя молитвъ: «молитвами... и Святаго Отца Кирилла Епископа Туровьскаго, словесъ сихъ списателя» (въ молитвѣ въ субботу послѣ утрени по списку Солов. №. 1085). Молитва св. Ѳеодосія въ рукописи не означена его именемъ.
[13] Какъ бы то ни было впрочемъ, мы не считаемъ нужнымъ изключать эти молитвы изъ представляемаго нами собранія молитвъ св. Кирилла. Можетъ быть, со временемъ отыщутся еще новые списки молитвъ, которыми будетъ доказана и ихъ подлинность. Можетъ быть даже, кромѣ указанныхъ здѣсь молитвъ, отыщется еще нѣсколько и другихъ молитвъ св. Кирилла. «Въ замѣткахъ о Твореніяхъ св. Кирилла Туровскаго», помѣщенныхъ въ VІ выпускѣ Изв. Ак. Н. 1856 г., который мы, къ сожалѣнію, получили уже послѣ того, какъ приготовлены были нами къ изданію замѣчанія о молитвахъ св. Кирилла, указано уже на шесть молитвъ и на исповѣданіе, которыя въ ркп. Канонникѣ XVI в. приписаны св. Кириллу. Замѣтимъ, что изъ трехъ молитвъ, помѣщенныхъ въ Канонникѣ подъ № 83, первая (Господи Владыко животу моему...) начинается почти тѣми же словами, какими начинается молитва св. Кирилла, положенная въ нашихъ спискахъ въ пятницу послѣ вечерни, а третья (Владыко, Господи Боже Вседержителю... ) по началу своему одинакова съ молитвою, помѣщенною въ ркп. Волокол. № 109, но не въ собраніи молитвъ св. Кирилла и безъ означенія его имени; вторая изъ молитвъ, написанныхъ въ Канонникѣ подъ № 60 (Господи Боже нашъ, въ Него же вѣровахомъ...) по началу своему сходна съ одною изъ обыкновенныхъ вечернихъ молитвъ, помѣщаемыхъ въ нашихъ канонникахъ и молитвенникахъ. О другихъ молитвахъ, равно и о «исповѣданіи» сказать ничего не можемъ.
[14] Въ молитвѣ въ субботу послѣ утрени.
[15] Такъ въ ркп. Солов. № 802 и Вол. № 413; послѣ утренней молитвы въ воскресенье слѣдуютъ моленія за монастырь, за всю братію, Игумена, Князя, Митрополита, Епископовъ и всѣхъ Христіанъ, которыа составляютъ цѣлую особую молитву.
[16] Она напечатана между сочин. св. Иларіона, помѣщ. въ «Прибавл. къ Твор. Св. Отцевъ» 1844 г., часть II, стр. 249-259.
[17] Св. Гурію, при отправленіи его въ Казань, поручено было читать сію молитву въ новопросвѣщенной странѣ Казанской (См. предисл. къ сочин. св. Иларіона въ «Прибавл. къ Твор. св. Отцев», 1844 г. ч. II. стр. 214.).
[18] Въ такомъ же употребленіи прежде былъ и молобный или покаянный канонъ св. Кирилла, напечатанный также нѣсколько разъ въ Слѣдованныхъ Псалтыряхъ. Къ сожалѣнію, въ настоящее время мы не имѣемъ ни одного списка этого канона.
[19] Сборникъ этотъ состоитъ изъ статей разныхъ почерковъ, связанныхъ уже послѣ въ одну книгу. На первой статьѣ – о Церкви, написанной довольно крупнымъ полууставомъ, означено, что она принадлежала преп. Герману и иноку Досиѳею (Соловецкимъ). Молитвы же св. Кирилла написаны мелкимъ полууставомъ, переходящимъ въ скоропись не ранѣе начала XVI в.
[20] Сборникъ этотъ, по всѣмъ признакамъ, есть списокъ съ рукописи очень древней. Къ сожалѣнію, онъ несовсѣмъ исправенъ и потому мы не можемъ принять его за основаніе текста при изданіи молитвъ св. Кирилла.
[21] За доставленіе печатнаго изданія, описаннаго нами выше и составляющаго въ настоящее время библіографическую рѣдкасть, мы считаемъ долгомъ благодарить здѣсь Проф. В. И. Григоровича.

Источникъ: Молитвы на всю седмицу святаго Кирилла Туровскаго. // Журналъ «Православный собесѣдникъ». — Казань: Въ Типографіи Губернскаго Правленія, 1857. – Часть I. – С. 212-234.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0