Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Каллистъ, патр. Константинопольскій († 1363 г.)
Увѣщаніе къ клиру города Тернова относительно терновскаго патріарха и обряда крещенія
[1].

Честнѣйшій въ іеромонахахъ, киръ... ... и ты, честнѣйшій въ монахахъ, киръ... ... [2], во Святомъ Духѣ возлюбленные сыны нашей мѣрности. Благодать, миръ, милость и все благое и спасительное молитъ вамъ мѣрность наша отъ Бога Вседержителя. Ваше письменное донесеніе получено и прочитано нашею мѣрностію синодально, въ присутствіи всѣхъ находящихся въ царствующемъ градѣ архіереевъ, и изъ этого донесенія наша мѣрность узнала все, о чемъ вы сообщали, именно, о патріархѣ Терновскомъ, что онъ не поминаетъ въ священныхъ службахъ и не дѣлаетъ возношенія имени нашей мѣрности и прочихъ святѣйшихъ патріарховъ. И наша мѣрность подобнымъ образомъ не поминаетъ его имени; но да будетъ вѣдомо вашему благоговѣнію, что наши дѣйствія по отношенію къ нему имѣютъ надлежащее и справедливое основаніе, напротивъ его дѣйствіе, то есть непоминаніе имени нашей мѣрности въ священнослуженіяхъ, совершенно противозаконно и несправедливо, — вотъ по какой причинѣ. Патріархъ Терновскій прежде и сначала носилъ имя епископа и подчинялся святой великой церкви Божіей (константинопольской); потомъ, въ послѣдствіи, по усиленной просьбѣ и моленію къ находящемуся при насъ великому и священному синоду со стороны тогдашняго скиптродержца болгарскаго, изъ уваженія къ сему послѣднему и къ болгарскому народу, заявившему свою покорность нашей великой и святѣйшей церкви Божіей, даровано было епископу Терновскому, ради снисхожденія къ нему, право называться патріархомъ Болгарскамъ, но не сопричисляться къ прочимъ святѣйшимъ патріархамъ, а поэтому и не быть поминаему въ священныхъ диптихахъ, по божественному и священному правилу четвертаго (вселенскаго) собора, которое говоритъ слово-въ-слово такъ: «Во всемъ послѣдуя опредѣленіямъ святыхъ отецъ, и признавая читанное нынѣ правило ста пятидесяти боголюбезнѣйшихъ епископовъ [3], тожде самое и мы опредѣляемъ и постановляемъ о преимуществахъ святѣйшія церкви Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то былъ царствующій градъ. Слѣдуя тому же побужденію и сто пятьдесятъ боголюбезнѣйшіе епископы предоставили равныя преимущества святѣйшему престолу новаго Рима, праведно разсудивъ, да градъ, получившій честь быти градомъ царя и синклита, и имѣющій равныя преимущества съ ветхимъ царственнымъ Римомъ, и въ церковныхъ дѣлахъ возвеличенъ будетъ подобно тому и будетъ вторый по немъ». Подобно сему весьма ясно говоритъ правило шестаго (вселенскаго) собора буквально такимъ образомъ: «возобновляя законоположенное сто пятидесятію святыми отцами, собравшимися въ семъ богохранимомъ и царствующемъ градѣ, и шесть сотъ тридесятію, собравшимися въ Халкидонѣ, опредѣляемъ, да имѣетъ престолъ Константинольскій равныя преимущества съ престоломъ древняго Рима, и якоже сей, возвеличивается въ дѣлахъ церковныхъ, будучи вторымъ но немъ: послѣ же онаго да числится престолъ Антіохійскій, а за симъ престолъ града Іерусалима». Пять патріарховъ учинено было каѳолическою и апостольскою церковію Христовою въ началѣ, пока еще былъ съ нами и папа Римскій, но съ тѣхъ поръ (какъ отпалъ папа) и донынѣ пребываютъ въ единеніи четыре, которые находясь между собою въ неразрывномъ союзѣ, поминаютъ другъ друга во всѣхъ церковныхъ собраніяхъ. Посему патріарху Терновскому, какъ ради должнаго подчиненія нашей великой святѣйшей церкви Божіей, отъ которой получилъ право быть и называться патріархомъ, такъ и ради снисканія себѣ почтенія и общенія нашей мѣрности и прочихъ патріарховъ, необходимо слѣдовало всегда возносить въ священныхъ диптихахъ имя и нашей мѣрности и прочихъ патріарховъ, чтобы такимъ образомъ сохраняя въ своей церкви тотъ же самай типъ церковнаго устроенія, чрезъ то являться соединеннымъ съ нами и сопричисленнымъ къ намь. Онъ же неблаговидно отвергнувъ таковое церковное узаконеніе, и отторгшись (αποσκιρτῶν) отъ подчиненія нашей мѣрности и каѳолической церкви Божіей, отъ которой, какъ сказано, по снисхожденію получилъ патріаршество, даже и не поминаетъ нашей мѣрности, поступая весьма нелѣпо и вопреки тому, что отъ начала по общему согласію постановлено томомъ святѣйшаго патріарха киръ Германа. Ибо сей самый патріархъ въ одной изъ своихъ граматъ оправдываясь говоритъ объ этомъ такъ: «что же касается до нашей граматы, то въ ней рѣчь идетъ не о томъ, вовсе не о томъ: предписывая честнѣйшему архіерею болгарскаго народа условія касающіяся общей пользы въ дѣлахъ мірскихъ, она узаконяла не то, чтобы онъ (патріархъ Терновскій) былъ совершенио автокефальнымъ, но то, чтобы онъ несъ прежнія обязательства, то есть платилъ пошлину и дань (τέλη καὶ φόρους) почтившему его патріарху, а также, какъ бы въ дополненіе, совершалъ и возношеніе имени его въ церкви, какъ одинъ изъ подчиненныхъ Константинополю митрополитовъ, чтобы привлекаемъ онъ былъ къ отвѣтственности и слѣдствію, то есть суду, какъ скоро будетъ обличенъ въ нарушеніи обязательства». Таково обѣщаніе и соглашеніе Болгарской церкви въ отношеніи къ Константинопольской. Кромѣ того, если Константинопольскій престолъ пересматриваетъ, исправляетъ, утверждаетъ и дѣлаетъ авторитетными опредѣленія и другихъ патріарховъ — Александрійскаго, Антіохійскаго и Іерусалимскаго, какъ ясно говорятъ объ этомъ божественныя правила и свидѣтельствуетъ практика, то не тѣмъ ли болѣе этотъ престолъ долженъ господствовать надъ церковію болгарскою, епископъ которой получилъ отъ него честь называться патріархомъ? Знайте же несомнѣнно, что еслибы у насъ не было искренней любви къ высочайшему царю Болгаріи, во Святомъ Духѣ истинному сыну нашей мѣрности, киръ Іоанну Асану, и желанія, поэтому, не огорчать его, то наша мѣрность, какъ вселенскій патріархъ, по благодати Христовой, была бы въ правѣ подвергнуть его дѣйствія суду, и изслѣдовать ихъ предъ священнымъ и великимъ нашимъ синодомъ, какъ доселѣ не бывалыя (μὴ γινωσκόμενα), и затѣмъ или потребовать отъ него исправленія, или осудить сообразно съ правилами, какъ явно пренебрегшаго церковію, отъ которой, какъ много разъ уже сказано, онъ получилъ жребій патріаршества, или по крайней мѣрѣ вторично лишить его имени патріарха. Но наша любовь и расположеніе къ этому царю убѣждаетъ насъ оставить это дѣло безъ послѣдствій до тѣхъ пока не увидимъ отъ Терновскаго патріарха исправленія. Это — относительно одного пункта (вашего донесенія). Что же касается до того, что священники болгарскіе крестятъ въ одно погруженіе, или совершаютъ крещеніе чрезъ окропленіе водою, какъ попало, то это дѣло весьма нелѣпое и исполненное нечестія. Ибо постановленіе святыхъ славныхъ и всехвальныхъ апостоловъ и священные ихъ каноны всѣхъ крещенныхъ въ одно погруженіе повелѣваютъ, по преданію Спасителя, крестить снова, какъ некрещенныхъ. А поелику всякій, кто не крестится водою и духомъ, по евангельскому изреченію Спасителя, не войдетъ въ царствіе небесное, то ясно, что не крещенный по этому преданію въ три погруженія есть внѣ царствія небеснаго. Ибо совершаемыя во святомъ крещеніи три погруженія совершаются не просто и какъ попало, но они знаменуютъ небесныя, божественныя таинства. Такъ какъ Спаситель нашъ заповѣдалъ святымъ своимъ ученикамъ крестить всѣхъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, какъ въ тріѵпостасную, божественную, блаженную и пресущную Троицу, то мы, по ученію великаго изъяснителя божественныхъ таинъ, Діонисія Ареопагита, тремя погруженіями въ крещеніи прославляемъ ѵпостаси тріѵпостаснаго Божества, будучи при произнесеніи каждаго изъ сихъ святыхъ именъ однажды погружаемы въ воду и вынимаемы изъ нея. Вмѣстѣ съ тѣмъ, поелику божественное сіе крещеніе изображаетъ смерть Спасителя (елицы бо во Христа крестихомся — по Апостолу — въ смерть Его крестихомся), а погребеніе Спасителя было тридневное, то мы необходимо крещаемся въ эти три состоянія, указывая этими тремя погруженіями на тридневную смерть и воскресеніе Спасителя. Посему не крещаемые такимъ образомъ суть вовсе несовершенны и неполны (въ благодати) и крещаются не по образу высокаго знаменованія крещенія. Ибо сей священный Діонисій говоритъ о крещеніи слово-въ-слово такъ: «символическое ученіе таинственно открываетъ, что священно-крещаемый тремя погруженіями и возношеніями въ водѣ подражаетъ богоначальной смерти тридневнонощнаго погребенія Іисуса Живнодавца, насколько богоподражаніе возможно для людей. Итакъ крещеніе дается во образъ смерти Господа, вода вмѣсто погребенія, елей вмѣсто Святаго Духа, печать (запечатлѣніе мѵропомазаніемъ) вмѣсто креста, мѵро же служитъ укрѣпленіемъ исповѣданія». А что болгарскіе священники и не пользуются мѵромъ, по узаконенному преданію церкви, въ святѣйшей и великой, что при насъ, церкви Божіей, изготовляемымъ такъ, какъ это показываетъ и передаетъ тотъ же великій Діонисій, изъ смѣшенія различныхъ сортовъ благовонныхъ и благоуханныхъ веществъ, то это дѣлаютъ они весьма неосновательно и совершенно вопреки церковному законоположенію. Ибо такъ какъ чувственное воспріятіе благоуханія сватаго мѵра возводитъ крещаемаго къ мысленному благоуханію Духа (Святаго), совершенствуетъ его и укрѣпляетъ въ исповѣданіи вѣры, то не помазуемый составомъ такого мѵра пребываетъ несовершеннымъ и неутвержденнымъ въ добрѣ, потому что будучи непричастенъ сего чувственнаго благоуханія, онъ лишается и богоначальнаго (θεαρχηκῆς) онаго благоуханія и божественной пищи. Ибо тотъ же святый богословъ говоритъ: «символическій составъ мѵра, какъ бы въ образѣ неизобразимаго, написуетъ намъ Іисуса — источникъ воздѣйствій къ божественнымъ благоуханнымъ дѣламъ, тогда какъ само мѵро знаменуетъ благоуханнаго Іисуса — источникъ божественныхъ дарованій и всецѣло облагоухающаго вѣрныхъ, по слову Апостола: вы есте благоуханіе Христово». Итакъ, если Христовою церковію предано совершать и совершается св. крещеніе такимъ именно образомъ, то тотъ, кто крещаетъ или крещается вопреки таковому образцу — въ одно погруженіе, или окропляетъ водою, и кто совершаетъ сіе таинство просто, какъ попало, а также кто помазуетъ или помазуется вмѣсто сего (указаннаго нами) мѵра мѵромъ мощей святаго и славнаго великомученика Димитрія или Святаго Варвара, тотъ, какъ явно отметающій церковное преданіе, не знаю какой отвѣтъ дастъ Богу въ день суда, или какъ избѣгнетъ наказанія за столь тяжкія прегрѣшенія противъ вѣры. Посему такъ какъ вы съ боголюбезнымъ намѣреніемъ донесли объ этомъ нашей мѣрности и божественному и священному, что при насъ, синоду, какъ мужи благоговѣйные, поборники добродѣтели и особенные доброжелатели тамошнихъ болгарскихъ христіанъ, и такъ какъ вы письменно получили отъ нашей мѣрностй соборное удостовѣреніе, равно какъ и въ кратцѣ изложенное ученіе о честномъ таинствѣ спасительнаго крещенія: то, если вы заботитесь (какъ и дѣйствительно вы заботитесь) о спасеніи многихъ, подвигнитесь къ вразумленію и наставленію о семъ всѣхъ тамошнихъ архіереевъ и всѣхъ священниковъ Болгаріи, и внушите имъ совершать таинство крещенія по образцу церкви Божіей и какъ здѣсь въ кратцѣ написано, крестить совершаемыхъ божественною банею въ три погруженія, въ сосудѣ, наполненномъ водою съ елеемъ и помазывать ихъ по всѣмъ членамъ этимъ божественнымъ и честнымъ мѵромъ, и такимъ образомъ дѣйствовать сообразно съ преданіемъ святыхъ апостоловъ и священныхъ каноновъ; сосуды же, въ которыхъ совершаемо бываетъ крещеніе, соблюдать только для этой потребы, а отнюдь не употреблять для другой какой либо нужды, потому что и это незаконно и неблагоговѣйно. Поелику же составленіе святаго мѵра не производится въ болгарской церкви, а изготовляется оно по преданію въ святѣйшей, что при насъ, церкви Божіей, то нужно, чтобы во время святой четыредесятницы, они избрали изъ тамошнихъ священствующихъ нѣсколько мужей благоговѣйныхъ и отправивъ ихъ съ надлежащимъ для приготовленія мѵра вознагражденіемъ, по узаконенному преданію, получили бы отъ насъ это великое и божественное мѵро, въ совершеніе крещаемыхъ, какъ сказано. Итакъ вотъ что повелѣваетъ вамъ наша мѣрность съ находящимся при ней божественнымъ и священнымъ синодомъ для исправленія на дальнѣйшее время того, что совершается въ болгарской церкви не по правиламъ. И если они возвратятся къ добру и оставятъ зло, т. е. нововведеніе и нарушеніе правилъ относительно таинства крещенія, — главизны нашего спасенія, да будетъ имъ даровано прощеніе отъ Бога, какъ не знающимъ точно священнаго постановленія о семъ. Если же они и теперь, по испытаніи и дознаніи дѣла и притомъ послѣ нашего вразумленія и наставленія и вашихъ, благоговѣйные и потенные монахи, убѣжденій къ этому, останутся неисправимыми, то мѣрность наша и нашъ божественный и священный синодъ исполнили, безъ всякаго опущенія, возложенный на нихъ Богомъ долгъ — поучать вѣрныхъ и разъяснять имъ Его таинства. Виновные же, а особенно предстоятели церкви и іереи, дадутъ отчетъ на послѣднемъ судѣ (Христовомъ) и подвергнутся великому осужденію и гнѣву Божію за то, что не послѣдовали преданію и ученію святой каѳолической и апостольской церкви Христовой. Впрочемъ, мы молимъ Бога, да ни коимъ образомъ не будетъ сего; но да потщится и возстанетъ церковь сія, и великій и небесный сей даръ крещенія и іереи да подаютъ народу и народъ да принимаетъ по божественному преданію, такъ чтобы сей даръ былъ поистинѣ даромъ, избавленіемъ и очищеніемъ отъ первороднаго грѣха, знакомъ сыноположенія, а отнюдь не виною осужденія, — предстательствомъ преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и всѣхъ святыхъ, аминь.

1353 г. въ мѣсяцѣ Декабрѣ индиктіона 9.

Г. Н-скій.       

Примѣчанія:
[1] Документъ этотъ, извѣстный въ нашей наукѣ по древнему славянскому переводу, изданному въ 1858 г. Палаузовымъ подъ именемъ грамоты патріарха Каллиста, мы сочли нелишнимъ представить въ русскомъ переводѣ изъ Acta Patriarchatus Constantinopolitani (т. I, стр. 436-442) по особенной важности этого документа для исторіи болгарской и отчасти Константинопольской церкви. «Увѣщаніе» это, составляетъ какъ извѣстно первую попытку патріарха Каллиста къ состоявшемуся позднѣе подчиненію независимаго Терновскаго патріархата Константинопольской церкви. (Примѣч. редакціи.)
[2] Точки въ актахъ.
[3] Здѣсь нѣтъ слѣдующихъ словъ, находящихся въ нашемъ сѵнодскомъ греко-славянскомъ изданіи соборныхъ правилъ: «бывшихъ въ соборѣ во дни благочестивыя памяти Ѳеодосія въ царствующемъ градѣ Константинополѣ, новомъ Римѣ».

Источникъ: Увѣщаніе константинопольскаго патріарха Каллиста къ клиру города Тернова относительно терновскаго патріарха и обряда крещенія. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1871. — Томъ I. — Кіевъ: Въ Типографіи Губернскаго Управленія, 1871. — С. 555-572.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0