Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Маркъ Ефесскій († 1457 г.)
Слово папѣ Евгенію IV
[1].

1. Сегодня — предначатокъ всемірной радости! Сегодня духовные лучи солнца мира предвосходятъ для всей вселенной. Сегодня члены Тѣла Господня, ранѣе раздѣленные и разсѣченные въ теченіе многихъ вѣковъ, спѣшатъ къ взаимному единенію! И не страждетъ Глава — Христосъ Богъ — быть надъ раздѣленнымъ Тѣломъ, и Любовь не желаетъ совершенно отъять отъ насъ узы любви! Поэтому Онъ побудилъ тебя, Первенствующаго среди священнослужителей Его, пригласить насъ сюда, и подвигнулъ благочестивѣйшаго нашего Императора послушаться тебя, а также сотворилъ нашего Пастыря и Патріарха забыть старость и долговременное недомоганіе, а насъ — пастырей (находящихся) подъ нимъ, отовсюду собралъ и сотворилъ отважиться на долгій путь, и море и прочія бѣдствія. О, развѣ не очевидно, что это произошло силою и судомъ Божіимъ и что результатъ (τὸ πέρας) также будетъ хорошимъ и богоугоднымъ, какъ уже напередъ намѣчается? Итакъ, Святѣйшій Отецъ, прими чадъ твоихъ, издалека съ Востока приходящихъ: обними ихъ, бывшихъ въ раздѣленіи въ теченіе долгаго времени; уврачуй смутившихся [2]. Всякій терній и причину преткновенія, угрожающіе дѣлу мира, повели убрать изъ среды; скажи и самъ твоимъ ангеламъ, какъ подражатель Бога: Путь сотворите людемъ Моимъ, и каменіе, еже на пути, размещите (Ис. 62, 10). До какихъ поръ мы, Того же Христа и той же вѣры, будемъ другъ друга поражать и разсѣцать?! Доколѣ мы, почитатели Той же Троицы, будемъ другъ друга угрызать и снѣдать, пока другъ друга не истребимъ (Гал. 5, 15) и дадимъ возможность внѣшнимъ врагамъ уничтожить насъ?! Да не будетъ сего, Христе Царю, и да не побѣдитъ Твою благость множество нашихъ грѣховъ, но какъ въ прежнія времена, когда Ты видѣлъ возвышающееся и весьма распространяющееся зло, Ты Самъ и чрезъ Твоихъ Апостоловъ остановилъ его теченіе впередъ, и всѣхъ обратилъ къ Твоему познанію, такъ и нынѣ, чрезъ Твоихъ служителей, которые ничего не ставятъ выше Твоей любви, соедини насъ въ отношеніи другь друга и въ отношеніи Тебя Самого, и сотвори, чтобы исполнилась та молитва, которую въ то время, когда Ты шелъ на Страсти, говорилъ, молясь: Даждь имъ да едино будутъ, якоже и Мы едино есмы (Іоан. 17, 11. 21). Зриши, Господи, раздѣленіе наше — какъ оно печально, и какъ по самоволію и дерзости къ угожденію плоти (Гал. 5, 13) мы злоупотребили свободой и стали рабами грѣха и совершенно плотію а нынѣ отданы врагамъ Креста Твоего въ расхищеніе и рабство, и яко овцы заколенія вмѣнихомся (Ис. 43, 22; Рим. 8, 36). Умилосердись, Господи! Вонми, Господи! Заступи ны, Господи! То, что нѣкогда было объявлено, какъ подлежащее разсмотрѣнію Вселенскаго Собора, то сегодня мы исполнили, и отъ себя внесли все; даруй же и Твое, для завершенія того, что мы предприняли: ибо Тебѣ это возможно, если Ты пожелаешь только, и желаніе Твое является (уже) — исполненіемъ на дѣлѣ. Скажи и намъ, какъ раньше чрезъ Пророка Твоего: Азъ съ вами есмь, и Духъ Мой настоитъ посредѣ васъ (Агг. 2, 5-6). Итакъ, если Ты будешь присутствовать, все прочее будетъ легко и гладко.

2. И это мнѣ, воистинну, было желательнымъ привести въ настоящихъ обстоятельствахъ. А теперь въ отношеніи тебя, Святѣйшій Отецъ, я сотворю слово. Что это, что такъ велика спорливость въ отношеніи того новшескаго прибавленія [3], которое Тѣло Христово разсѣкло и раздѣлило, и тѣхъ, которые называются по Его имени, до такой степени раздѣлило въ міровоззрѣніи?! Сколь будетъ велико и длительно и недружественно презрѣніе къ братіямъ и отчужденіе отъ смущающихся?! Зачѣмъ обвиняемъ Отцевъ [4], когда противно ихъ общимъ преданіямъ различное думаемъ и говоримъ?! Почему ихъ вѣру [5] мы сдѣлали ущербленной, а нашу — какъ бы болѣе совершенную, вводимъ?! Почему противно Евангелію, которое восприняли, иное проповѣдуемъ Евангеліе! [6] Какой злой демонъ позавидовалъ нашему согласію и единству?! Кто отъялъ отъ насъ братскую любовь, вводя различную Жертву [7], которую незаконно приносить, ибо она не раздѣляется?! Развѣ это свойственно духу Апостоловъ и настроенности Отцевъ и братскому расположенію? или, напротивъ, (это — свойственно) нѣкоему странному, извращенному и обособленному духу, не видящему совершенно ничего страшнаго въ томъ, если всѣ погибнутъ?! Но я считаю того, кто ввелъ это раздѣленіе и «Свышеистканный Хитонъ Господняго Тѣла» разорвалъ, подлежащимъ большему наказанію, чѣмъ распинавшіе (Христа) и всѣ отъ вѣка нечестивцы и еретики. Но тебѣ предстоитъ противоположное, блаженнѣйшій Отецъ, если только пожелаешь разстоящаяся собрать и средостѣніе вражды (Ефес. 2, 14) разрушить, и совершить дѣло божественнаго домостроительства. Начало сего ты самъ положилъ и возвеличился очевидной либеральностью и великими дарами; прославься также увѣнчать дѣло успѣхомъ; ибо ты не обрящешь иного болѣе благопріятнаго случая, нежели тотъ, который тебѣ Богъ даровалъ сегодня. Возведи окрестъ очи твои и виждь (Ис. 60, 4) старцевъ, достопочтенныхъ и священныхъ, уже весьма нуждающихся въ одрѣ и покоѣ, вставшихъ изъ своихъ предѣловъ и притекшихъ къ твоему совершенству; собравшихся только въ надеждѣ на Бога и по любви къ вамъ; виждь исплетенный вѣнецъ славы, который ты не отвергнешь возложить. Иной ранилъ, а ты — удержи рану; иной раздѣлилъ, а ты — собери; неправильно упорствовалъ иной въ дѣланіи зла, а ты — упорствуй исправить случившееся такъ, какъ будто его совершенно и не было. Я слышалъ одного ученаго изъ вашей среды, говорящаго благопріятное для дѣла мира и исправленія тѣхъ лицъ, которыя, имѣя неправильное понятіе о вѣрѣ, думали, что это прибавленіе (т. е. Filioque) было отъ самаго начала (въ Сѵмволѣ Вѣры). Поэтому ради икономіи пусть оно будетъ снова изъято для того, чтобы вамъ воспріять братьевъ, изъ-за раздѣленія съ которыми, вы, думается, всѣ должны страдать, если вы — не безчеловѣчны! Представь себѣ мысленно кровь христіанъ, которая проливается каждый день, и горькое рабство подъ варварами, и поношеніе Креста Христова, затѣмъ, ниспроверженіе Жертвенниковъ, разрушеніе молитвенныхъ домовъ, прекращеніе божественныхъ пѣснопѣній, захватъ Святыхъ Мѣстъ, разграбленіе священныхъ облаченій и утвари. Все это могло бы (благополучно) разрѣшиться, при Божественномъ содѣйствіи, благодаря нашему миру и согласію, если только пожелаете, отложивъ черствость и неподатливость, снизойти къ намъ, немощнымъ, и изъять изъ среды то, что насъ смущаетъ. Аще брашно соблазняетъ брата моего, говоритъ Апостолъ, не имамъ ясти мяса во вѣки (1 Кор. 8, 13). Такъ и нынѣ, Святѣйшій Отецъ! Хорошо — квасный хлѣбъ, хорошо — и безквасный; но если безквасный хлѣбъ смущаетъ и считается хуже для Жертвы, и несовершеннымъ и мертвымъ, и въ Писаніи называется хлѣбомъ беззаконія (Прит. 4, 17 ср. 1 Кор. 5, 8), то почему же не воспринять квасный, и не отвергнуть безквасный? — Яко единъ Хлѣбъ, едино Тѣло есмы мнози, говоритъ Божественный Апостолъ, вси бо отъ единаго Хлѣба причащаемся (1 Кор. 10, 17). Итакъ, когда мы не являемся участниками одного Хлѣба, то, очевидно, мы не — одно Тѣло, и не содуховны другъ ко другу, и не одно и то же воспринимаемъ устремленіе. Молю вы, говоритъ онъ же, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будутъ въ васъ распри (1 Кор. 1, 10). Когда же мы не говоримъ одно, то не очевидно ли, сколь велико и неизлѣчимо въ насъ это раздѣленіе (даже) до сего дня! Гдѣ же мы не говоримъ тожде? — Не въ углахъ и нѣкіихъ закоулкахъ, и не въ частныхъ собраніяхъ, гдѣ это можетъ укрыться отъ многихъ, но въ явномъ Сѵмволѣ Вѣры, въ исповѣданіи при крещеніи, въ христіанскомъ знаменованіи. И если поддѣлывающій царскую монету достоинъ великаго наказанія, то измѣняющій общую печать Христіанскаго Исповѣданія какой отвѣтъ думаетъ дать, будучи повиннымъ отнюдь не въ меньшемъ преступленіи?

3. Итакъ, обдумай это. Нѣкогда мы полностью говорили тожде, и между нами не было раскола, и тогда мы, обѣ стороны, были въ согласіи съ Отцами; нынѣ, когда не говоримъ одно, какъ можемъ быть вмѣстѣ? Мы (православные) и теперь говоримъ то же самое, что и тогда, и согласуемся какъ въ отношеніи самихъ себя [8], такъ и Отцевъ, и нашихъ и вашихъ [9], если пожелаете признать то, что — истинно. А вы, введши новшества, этимъ необходимо обнаруживаете, что находитесь въ разногласіи прежде всего въ отношеніи самихъ себя [10], затѣмъ въ отношеніи общихъ Отцевъ и, наконецъ, по отношенію къ намъ. И почему бы намъ не возвратиться къ тому доброму согласію, которое явитъ насъ единоисповѣдными и въ отношеніи самихъ себя и другъ друга и Отцевъ, и расколъ упразднитъ, и соберетъ разстоящаяся и всякое доброе содѣлаетъ?

О, ради Самой Троицы, ради общей надежды, на которую и мы и вы полагаетесь, не допустите, чтобы мы ушли безъ плода и безъ успѣха! По Христѣ молимъ, яко Богу молящу нами (2 Кор. 5, 20): не постыдите посланниковъ, не сведите на нѣтъ труды, не обезчестите молитвъ, сдѣлавъ ихъ безплодными; не исполните желаніе враговъ, не допустите общему врагу и супостату смѣяться надъ нами, какъ прежде; и не сотворите Бога и Духа Его Святаго оскорбиться. Взволнована каждая душа и каждый слухъ, ожадая вашего рѣшенія. Если пожелаете снизойти къ миру и изъять то, что вноситъ соблазнъ, то (вотъ уже) возвысилось хритіанское дѣло; пало дѣло нечестивыхъ; устрашились ненавидящіе насъ и предъувѣдали свою собственную гибель. Если же (да не будетъ!) произойдетъ противное сему, и злой нравъ раздѣлеленія предвозобладаетъ надъ тѣмъ, что намъ — на пользу..., — то я больше не въ силахъ говорить далѣе и сокрушенъ страданіемъ! Богъ же, Единый все могущій, да возстановитъ Свою Церковь, Которую Своею Кровію искупилъ, и воля Его, какъ на небѣ, такъ да совершится и на землѣ, ибо Тому подобаетъ слава, честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] По реконструкціи Дѣяній Флорентійскаго Собора Jos. Gill-омъ, вышеприведенная рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV была произнесена имъ при торжественной обстановкѣ въ Соборѣ въ Феррарѣ, въ то время какъ Папа сидѣлъ на престолѣ, окруженный своими сановниками, — «и когда всѣ сѣли по чину, за греками было сохранено открыть диспутъ, и когда настало великое молчаніе, такъ что и дыханія не было слышно.., Маркъ Ефесскій, обратившись къ собранію, съ великимъ дерзновеніемъ началъ говорить такъ...» за симъ слѣдуетъ сама рѣчь (ар. Gill, op. cit. t. 1. p. 27-8).
[2] «τοῦς οϰανδαλισϑέντας» «смутившихся», «соблазнившихся» тѣми новшествами, которыя ввела Западная Церковь и которыя были чужды древнему Христіанству.
[3] Имѣется въ виду «Filioque».
[4] Т. е. какъ будто бы Западные и Восточные Отцы находятся во взаимномъ противорѣчіи касательно исхожденія Святаго Духа, что св. отрицаетъ.
[5] Подъ словомъ «Вѣра» по всей вѣроятности слѣдуетъ разумѣть «Сѵмволъ Вѣры», ибо это слово у греческихъ Отцевъ замѣняетъ «Сѵмволъ Вѣры», см. о семъ далѣе въ сочиненіи св. Марка Ефесскаго «Латинянинъ».
[6] Т. е. въ Евангеліи отъ Іоанна Христосъ говоритъ, что Святой Духъ исходитъ отъ Отца, и нигдѣ въ Евангеліи не говорится, что Онъ исходитъ также и отъ Сына.
[7] Т. е. православные въ Евхаристіи приносили квасный хлѣбъ, а латиняне — безквасный, и этимъ нарушалось единство совершенія Евхаристіи.
[8] Т. е. «что мы всегда говорили изъ глубокой древности то и теперь мы говоримъ».
[9] Т. е. свв. Отцевъ и греческихъ и латинскихъ.
[10] Ибо въ древности Западная Церковь не знала иного Сѵмвола Вѣры, кромѣ того, который былъ и въ Восточной Церкви.

Печатается по изданію: Архимандритъ Амвросій (Погодинъ). Святой Маркъ Эфесскій и Флорентійская Унія. — Джорданвилль: Типографiя преп. Iова Почаевскаго, 1963. — С. 40-44.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0