Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Несторъ Лѣтописецъ, Печерскій († ок. 1114 г.)
Сказанiе о томъ, отъ чего получилъ названiе Печерскiй монастырь
[1].

Боголюбивый князь Ярославъ любилъ Берестово и, бывшую тамъ, церковь святыхъ Апостоловъ, и многихъ поповъ содержалъ при ней. Былъ между ними священникъ, именемъ Иларіонъ, человѣкъ добрый, книжный и постникъ. Онъ ходилъ съ Берестова къ Днѣпру, на холмъ, гдѣ нынѣ старый Печерскій монастырь, и тамъ молился. Тутъ былъ большой лѣсъ. Иларіонъ вырылъ себѣ въ немъ пещерку, маленькую, двухъ-саженную, и, приходя изъ Берестова, отпѣвалъ тутъ часы и втайнѣ молился Богу. Потомъ Богъ вложилъ въ сердце князю поставить Иларіона митрополитомъ у св. Софіи, а пещерка эта такъ и осталась.

Около этого же времени жилъ нѣкоторый человѣкъ, мірянинъ, изъ города Любеча. И вложилъ ему Богъ въ сердце идти странствовать. Онъ отправился на Святую гору (Аѳонъ), видѣлъ тамошніе монастыри и, обошедши ихъ всѣ, полюбилъ иночество. И пришелъ онъ въ одинъ изъ монастырей и умолилъ игумена возложить на него иноческій образъ. Тотъ послушалъ, постригъ его и далъ ему имя: Антоній. Наставивши его и научивши, какъ жить въ монашествѣ, игуменъ сказалъ ему: «возвратись на Русь, и да будетъ съ тобой благословеніе отъ Святой горы! Чрезъ тебя размножатся иноки на Руси». Благословилъ и отпустилъ его, сказавъ: «иди съ миромъ».

Антоній пришелъ къ Кіеву, и сталъ думать, гдѣ бы ему жить. Онъ ходилъ по монастырямъ, но, - такъ уже Богу было угодно, - не нравилось ему въ нихъ. И сталъ онъ ходить по дебрямъ и по горамъ, ища, гдѣ бы Богъ показалъ ему жить. И пришелъ онъ на холмъ, гдѣ Иларіонъ вырылъ пещерку, и полюбилось ему это мѣсто. Онъ поселился здѣсь и началъ молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! утверди меня на этомъ мѣстѣ, и да будетъ на немъ благословеніе Святыя горы и моего игумена, который постригалъ меня». И онъ сталъ тутъ жить, молился Богу, ѣлъ сухой хлѣбъ, и то чрезъ день, и воду пилъ въ мѣру; копалъ пещеру свою, и такъ жилъ въ постоянныхъ трудахъ, въ бдѣніи и молитвахъ, не давая себѣ покоя, ни днемъ, ни ночью. Потомъ узнали объ немъ добрые люди, приходили къ нему, приносили, чтó было нужно. И прошла о немъ слава, какъ о великомъ человѣкѣ, и стали приходить къ нему просить благословенія и молитвы. Когда преставился великій князь Ярославъ, и сынъ его Изяславъ принялъ власть и сѣлъ въ Кіевѣ; - Антоній былъ уже прославленъ въ Русской землѣ. И узналъ Изяславъ о жизни его, и пришелъ къ нему съ дружиной просить благословенія и молитвы. Всѣмъ сдѣлался извѣстенъ Антоній, и всѣ почитали его. И начали приходить къ нему братія, и онъ принималъ и постригалъ ихъ. Собралось у него 12 братій; они вырыли большую пещеру, - церковь и келіи, которыя цѣлы и теперь въ пещерѣ, подъ ветхимъ монастыремъ. Когда собрались такимъ образомъ братія, Антоній сталъ говорить имъ: «вотъ, братія, Богъ совокупилъ васъ по благословенію Святой горы, съ которымъ постригъ меня тамошній игуменъ, а я постригъ васъ. Да будетъ же на васъ благословеніе во-первыхъ отъ Бога, во-вторыхъ отъ Святой горы»! Потомъ сказалъ: «живите теперь сами по себѣ. Я поставлю вамъ игумена, а самъ пойду одинъ на другую гору: я уже и прежде привыкъ уединяться». И поставилъ онъ игуменомъ Варлаама, а самъ пошелъ и выкопалъ себѣ въ горѣ другую пещеру, которая теперь подъ новымъ монастыремъ. Тамъ онъ и умеръ, живши въ добродѣтели 40 лѣтъ, никуда не выходивъ изъ пещеры, гдѣ и до нынѣ лежатъ мощи его.

Братія между тѣмъ жили съ своимъ игуменомъ въ пещерѣ, и когда ихъ стало уже очень много, они задумали поставить монастырь внѣ пещеры. И пришли братія и игуменъ къ Антонію, и сказали ему: «отче, братія такъ размножились, что нельзя помѣститься въ пещерѣ. Да будетъ повелѣніе Божіе и твоя молитва, чтобы намъ поставить маленькую церковь внѣ пещеры». И повелѣдъ имъ Антоній. Они поклонились ему, и поставили надъ пещерой церковку маленькую во имя Успенія Пресвятой Богородицы. И сталъ Богъ молитвами Богородицы умножать черноризцевъ. Тогда братія, на совѣтѣ съ игуменомъ, рѣшили построить монастырь. И опять пошли они къ Антонію и сказали: «отче, братія умножается, и мы бы желали построить монастырь». Антоній былъ радъ, и сказалъ: «благословенъ Богъ за все! Да будетъ съ вами молитва святой Богородицы и отцевъ Святой горы»! И сказавъ это, послалъ одного изъ братій къ князю Изяславу сказать ему: «князь мой, вотъ Богъ умножилъ братію, а мѣстечко маленькое. Далъ бы ты намъ ту гору, чтó надъ пещерой». Изяславъ, слыша это, съ радостію послалъ своего мужа и отдалъ имъ эту гору. Игуменъ и братія заложили большую церковь, обнесли монастырь оградой, и поставили много келій, и, окончивъ церковь, украсили ее иконами. Такъ зачался Печерскій монастырь. Назвался онъ Печерскимъ потому, что братія прежде жили въ пещерѣ [2]; пошелъ же монастырь этотъ отъ благословенія Святой горы. Когда монастырь уже построился, а игуменомъ былъ въ немъ Варлаамъ; поставилъ Изяславъ монастырь святаго Димитрія и перевелъ туда на игуменство Варлаама, желая сдѣлать свой монастырь выше и надѣясь на богатство. Многіе монастыри поставлены царями, боярами и богатствомъ; но не таковы они, какъ поставленные слезами, пощеніемъ, молитвою, бдѣніемъ. Антоній вотъ не имѣлъ, ни золота, ни серебра, да пріобрѣлъ все слезами и постомъ, какъ я уже и говорилъ. Когда же Варлаамъ пошелъ въ монастырь святаго Димитрія; братія посовѣтовавшись, пошли къ старцу Антонію и сказали: «поставь намъ игумена». Онъ же сказалъ: «кого хотите»? А они сказали: «кого хочетъ Богъ и ты». И сказалъ имъ Антоній: «кто между вами послушливѣе, кротче, смиреннѣе Ѳеодосія? Пусть онъ и будетъ вамъ игуменомъ». Братія рады были, поклонились старцу, и поставили Ѳеодосія игуменомъ надъ собой; а ихъ было тогда 20 человѣкъ. Принявши монастырь, Ѳеодосій ввелъ въ немъ воздержаніе, великое пощеніе и молитвы со слезами; и принималъ онъ многихъ черноризцевъ и собралъ братіи 100 человѣкъ. Тогда онъ сталъ искать монастырскаго устава. Нашелся тутъ Михаилъ, чернецъ Студійскаго монастыря, пришедшій изъ Греціи съ митрополитомъ Георгіемъ. Ѳеодосій сталъ искать у него устава Студійскихъ иноковъ, и нашедши, списалъ и установилъ въ своемъ монастырѣ: какъ быть монастырскому пѣнію, какъ поклоны держать, какъ читать чтеніе, и стояніе въ церкви, и весь порядокъ церковный, и какъ за трапезой сидѣть, и чтó ѣсть въ какіе дни, - все по уставу. Ѳеодосій пріобрѣлъ этотъ уставъ и ввелъ въ своемъ монастырѣ, а у него и другіе монастыри переняли; потому и честь Печерскому монастырю прежде всѣхъ другихъ. Такъ жилъ Ѳеодосій въ монастырѣ, ведя добродѣтельную жизнь, соблюдая иноческое правило, и принималъ всякаго, приходящаго къ нему. Тогда пришелъ къ нему и я, худой, недостойный рабъ, и онъ принялъ меня. Мнѣ было тогда 17 лѣтъ отъ роду. И вотъ я написалъ это и положилъ годъ, когда началъ быть монастырь Печерскій [3], и почему онъ такъ называется.

Примѣчанiя:
[1] По Лаврентьевскому списку Несторовой лѣтописи, писанному въ 1377 г. Полн. Собр. Русс. Лѣтоп. изд. Археограф. Коммиссіей, т. 1. стр. 67-69, и Прилож. стр. 254-258.
[2] По старинному произношенію печера.
[3] Въ лѣтописи все это разсказывается подъ 1051 годомъ.

Печатается по изданiю: Кiевопечерскiй Патерикъ по древнимъ рукописямъ. / Въ перелож. на совр. рус. яз. Марiи Викторовой. Кіевъ: Въ типографіи Кіево-Печерской лавры, 1893. - c. 1-5.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0