Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свщмч. Петръ Дамаскинъ († 1157 г.)
Двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣденія.

Слово 1. О духовной мудрости [1].

Начало всѣхъ письменъ, на каждомъ языкѣ, составляетъ а, хотя нѣкоторые сего и не знаютъ. И начало всѣхъ добродѣтелей есть духовная мудрость, хотя она же составляетъ и конецъ ихъ: ибо если она не приблизится къ уму, то человѣкъ не можетъ сдѣлать ничего добраго, никогда не слышавъ о немъ, а если услышитъ сколько нибудь, — это самое и есть уже мудрость. Но какъ азбука есть предметъ обученія дѣтей, безъ котораго однако нельзя пріобрѣсти мудрости и обучиться послѣдующимъ ученіямъ, такъ и начало вѣдѣнія, хотя и весьма мало, но безъ него никакъ нельзя пріобрѣсти добродѣтели.

Потому и боюсь я писать что либо о мудрости, будучи вовсе немудръ; ибо четыре, какъ полагаю, различныя вещи приводятъ умъ въ состояніе говорить: или сверхъестественная благодать свыше и блаженство, или чистота, происходящая отъ подвиговъ по Богу и могущая привести душу въ первоначальную красоту ея, или усвоеніе земной учености, пріобрѣтаемое чрезъ обученіе человѣческое и стараніе о внѣшней мудрости, или опять проклятое и сатанинское обольщеніе [2], происходящее отъ гордости и лукавства демонскаго и составляющее извращеніе естества. А я, непричастный ничему сказанному, какъ могу писать? — недоумѣю; развѣ только вѣра ваша, понуждающая меня къ сему по Богу, привлечетъ благодать къ перу [3]; ибо умъ мой и рука моя недостойны и нечисты. Знаю твердо изъ опыта, какъ часто случалось со мною, и всегда случается, что сколько разъ я, повѣрьте мнѣ, отцы, хотѣлъ написать что либо, не могъ привести себѣ этого на умъ, пока не брался за перо [4], но только приходила мнѣ малая мысль, заимствованная изъ Писанія или родившаяся отъ слуха, или отъ взгляда на чувственныя вещи міра, а отъ сего часто умъ бралъ поводъ; и какъ только принимался я за перо и начиналъ писать, тотчасъ находилъ вещь, о которой намѣревался писать и къ изложенію которой кто либо принуждалъ меня. И такъ безпрепятственно и спокойно пишу послѣ того, сколько имѣетъ силы рука, отнюдь немедлющая; но что Богъ влагаетъ въ помраченное мое сердце, то и пишу безъ сомнѣнія. Полагаю (что это такъ бываетъ) для того, чтобы я не мнилъ имѣть то, что получилъ чрезъ молитву другаго, по слову Лѣствичника, приводящаго изреченіе Апостола, который сказалъ: что имаши, его же нѣси пріялъ? аще же и пріялъ ecu, что хвалишися яко не пріемь (1 Кор. 4, 7), но самъ дѣлая. Ибо мысли, самодвижно приходящія на умъ безмолвствующимъ по Богу, должны быть принимаемы безъ сомнѣнія, говоритъ Святый Исаакъ, а если кто ихъ разсматриваетъ, это уже свое разумѣніе. И Святый Антоній говоритъ: всякое дѣло и слово должно имѣть свидѣтельство отъ Божественныхъ Писаній. Потому и я, какъ нѣкогда ослица Валаамова, проговорившая (Числ. 22, 28), начинаю писать, не уча, — отнюдь нѣтъ, — но къ обличенію бѣдной души моей, чтобы, хотя словъ устыдившись, какъ говоритъ Лѣствичникъ, началъ, дѣланіе не пріобрѣтшій еще дѣла, но только слово. Кто знаетъ, буду ли я живъ и успѣю ли написать? И опять успѣете ли вы исполнить дѣла? Но начнемъ обои и то и другое, и (посмотримъ) до чего кто изъ насъ достигнетъ; ибо смерть наша неизвѣстна, и когда придетъ конецъ, не знаемъ; но все предвидящему Богу извѣстно касающееся до насъ. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ подлинникѣ заглавіе этого слова составляютъ слѣдующіе стихи: «Предисловіе это соотвѣтствуетъ буквѣ α (альфа) и содержитъ въ себѣ духовную мудрость: ибо какъ та сдужитъ началомъ письменности, во всякомъ языкѣ, такъ и эта составляетъ начало всѣхъ добродѣтелей, хотя опять и конецъ всѣхъ. Но какъ азбука есть дѣтское обученіе, безъ котораго нельзя обучаться послѣдующимъ предметамъ (земнаго) ученія, такъ и начало вѣдѣнія, хотя весьма мало, но безъ него отнюдь нельзя пріобрѣсти добродѣтели».
[2] ωλανη. Въ слав. прелесть.
[3] Τον ϰαλαμον. Трости.
[4] Τον ϰαλαμον. Трости.

Источникъ: Творенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина, въ русскомъ переводѣ съ Еллино-Греческаго. Книга вторая, заключающая въ себѣ двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣдѣнiя. — М.: Типографiя В. Готье, 1874. — С. 1-4.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0