Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свщмч. Петръ Дамаскинъ († 1157 г.)
Двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣденія.

Слово 2. О вѣрѣ [1].

Преподобный Отецъ нашъ Исаакъ, желая показать ту вѣру, которую Апостолъ называетъ основаніемъ дѣланій о Богѣ (1 Кор. 3, 10), и которую мы получили отъ Божественнаго крещенія, по благодати Христовой, а не отъ дѣлъ, и — что она рождаетъ страхъ, происходящій отъ вѣры, чрезъ который бываетъ соблюденіе заповѣдей и терпѣніе искушеній, какъ говоритъ Святый Максимъ, и что послѣ дѣланія рождается въ нась великая вѣра видѣнія, о которой Господь сказалъ: аще бысте имѣли вѣру яко зерно горушно и проч. (Луки 17, 6), (говоритъ) Святый Исаакъ что иная есть общая вѣра православныхъ, то есть правые догматы о Богѣ и Его твореніяхъ мысленныхъ и чувственныхъ, какъ, по благодати Божіей, приняла святая, соборная Церковь, и иная — видѣнія, то есть познанія, которая отнюдь не противится родившей ее, но обыкновенно еще болѣе ее утверждаетъ. Ибо первой научились мы, наслѣдовавъ ее, чрезъ слышаніе, отъ благочестивыхъ родителей и учителей православной вѣры, а вторая рождается въ насъ отъ того, что право вѣруемъ и боимся Господа, въ Котораго увѣровали. Отъ страха предъизбрали мы сохранять заповѣди и чрезъ то восхотѣли воздѣлывать тѣлесныя добродѣтели, то есть безмолвіе, постъ, умѣренное бдѣніе, псалмопѣніе, молитву, чтеніе и вопрошеніе опытныхъ о всякомъ помыслѣ, словѣ и начинаніи, дабы такими дѣйствіями тѣло очистилось отъ постыдныхъ страстей, то есть: чревоугодія, блуда и излишнихъ имѣній, довольни сущими, по слову Апостола (1 Тим. 6, 8), отъ чего человѣкъ получаотъ крѣпость пребывать о Богѣ, безъ суетныхъ попеченій. Изъ Писаній и отъ опытныхъ людей научается онъ Божественнымъ догматамъ и заповѣдямъ и чрезъ то начинаетъ презирать восемь главнѣйшихъ страстей, и, размышляя объ угрозахъ, боится Бога, не просто, но какъ Бога, по слову Святаго Нила, и отъ этого страха начинаетъ разумно хранить заповѣди, и на сколько за каждую заповѣдь терпитъ смерть, по произволенію, на столько приходитъ въ большее познаніе и созерцаетъ совершающееся въ немъ по благодати Христовой (измѣненіе). Чрезъ это вѣруетъ, что дѣйствительно велика вѣра православныхъ и начинаетъ желать угождать Богу, и не сомнѣвается уже, какъ прежде, въ помощи Божіей, но все свое попеченіе возвергаетъ на Него, по слову Пророка (Пс. 54, 23). Желающій имѣть въ себѣ великую вѣру, какъ говоритъ Великій Василій, вовсе не долженъ имѣть заботы о своей жизни и смерти: но если увидитъ звѣря или возстаніе на себя демоновъ или злыхъ людей, то нисколько не боится, зная, что они созданія единаго Творца, такіе же рабы, какъ и онъ, и не имѣютъ надъ нимъ власти, если Богъ не попуститъ. Ибо Его единаго должно бояться, какъ имѣющаго власть, по слову самого Господа (Лук. 12, 5), сказую же вамъ кого убойтеся, и продолжаетъ, убойтеся имущаго власть и душу и тѣло ввергнутъ въ геенну; и, чтобы утвердить слово, говоритъ: ей глаюлю вамъ Того убойтеся. И по истинѣ такъ. Если бы былъ другой, имѣющій власть, кромѣ Бога, то слѣдовало бы намъ его бояться, но такъ какъ Онъ единъ Творецъ и Владыка и вышнихъ и нижнихъ, то кто можетъ безъ Него что либо сдѣлать? Если же кто либо скажетъ, что есть созданія, имѣющія самовластіе, скажу и я, что имѣютъ оное умныя Силы и люди, а также и демоны. Но чины небесныхъ безплотныхъ и благіе люди вовсе не терпятъ того, чтобы вредить кому либо изъ подобныхъ себѣ рабовъ, хотя бы онъ и очень былъ пороченъ, но болѣе сожалѣютъ о немъ, и молятъ о немъ Бога, какъ говоритъ Великій Аѳанасій. Злые же люди и ихъ учители лукавству — демоны хотятъ, но отнюдь не могутъ, повредить кому либо, если только человѣкъ самъ не подастъ повода къ тому, чтобы Богъ его оставилъ за злыя дѣла; и это дѣлаетъ преблагій Богъ для наученія его и спасенія; если и самъ человѣкъ хочетъ терпѣніемъ съ благодареніемъ исправить свои худыя дѣла; если же не такъ, то, — къ пользѣ другаго, ибо всеблагій Богъ желаетъ всѣмъ спастись. Искушенія же праведныхъ и святыхъ людей бываютъ по благоволенію Божію, къ усовершенствованію душъ ихъ и постыжденію враговъ ихъ демоновъ. Познавая это, дѣлатель Божественныхъ заповѣдей Христовыхъ вѣруетъ уже не просто, что Христосъ есть Богъ и имѣетъ силу; это и демоны видѣли на дѣлѣ и трепетали, но — что все для Него возможно, и всякая воля Его — благая, и безъ Него не можетъ произойти никакое благо. И потому таковой не желаетъ ничего дѣлать противъ Божественной воли, хотя бы то была и жизнь. Однако нельзя найти послѣдняго, но воля Божія есть жизнь вѣчная и вполнѣ благая, хотя и кажется нѣкоторымъ, что прискорбно воздѣлываніе такой жизни. Потому я бѣдный и хуже невѣрнаго, что не хочу трудиться, дабы найдти великую вѣру, и чрезъ нее придти въ страхъ Божій и начало премудрости Духа; но иногда произвольно закрываю очи душевныя и преступаю законъ, а иногда помрачаюсь забвеніемъ и прихожу въ совершенное невѣдѣніе и отсюда, не разумѣя полезнаго душѣ моей, и получивъ худую привычку, бываю въ навыкѣ злаго. Такъ что если и захочу возвратиться туда, откуда я низпалъ, не могу, потому что воля моя дѣлается преградою, отдѣляющею меня отъ Бога, какъ говорятъ Отцы, и я не хочу потрудиться, чтобы разрушить эту преграду, Если же бы я имѣлъ вѣру, происходящую отъ дѣлъ покаянія, то могъ бы сказать: Богомъ моимъ прейду стѣну (Пс. 17, 30), и не устрашился бы, по сомнѣнію, говоря самъ въ себѣ: а что меня встрѣтитъ, когда я устремлюсь, чтобы перейти высоту стѣны? нѣтъ ли тамъ пропасти? Какъ бы мнѣ, если но успѣю перейти верхъ, не упасть и не возвратиться опять внизъ, послѣ трудовъ, и многое другое, подобное. Но имѣющій вѣру, что Богъ близко и недалеко, никогда такъ не размышляетъ, но тотчасъ прибѣгаетъ къ Богу, имѣющему всю силу и власть, и всю благость и человѣколюбіе, не яко воздухъ біющій (1 Кор. 9, 26), но какъ плавающій ищетъ получить вышнее благо. И всякую свою волю оставивъ позади, стремится къ Божественной волѣ, пока не услышитъ и онъ языковъ новыхъ, или и самъ заговоритъ также, познавая таинства. И отъ силы дѣянія совершаетъ, или вѣрнѣе получаетъ, восхожденіе въ силу видѣнія, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому подобаетъ всякая слава, честь и держава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ подлинникѣ вмѣсто заглавія стихи: «Предисловіе написано сверхъ надежды; вотъ опять вторая буква, β (вита), говорю, и второе слово. Вкратцѣ будетъ здѣсь сказано, что вѣра рождаетъ другую и великую вѣру, какъ говорятъ Святые Отцы, основаніе добродѣтелей, какъ сказалъ Господень Апостолъ, положившій оное. Одна бываетъ безъ дѣлъ закона, а другая отъ дѣлъ получаетъ совершенство. Эта бываетъ находима въ безмолвіи и чрезъ многія брани совершается».

Источникъ: Творенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина, въ русскомъ переводѣ съ Еллино-Греческаго. Книга вторая, заключающая въ себѣ двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣдѣнiя. — М.: Типографiя В. Готье, 1874. — С. 5-10.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0