Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свщмч. Петръ Дамаскинъ († 1157 г.)
Двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣденія.

Слово 3. О страхѣ (Господнемъ), вводномъ и совершенномъ [1].

Чревоугодіе есть первая изъ осьми главныхъ страстей. Божественный же страхъ и первая заповѣдь всѣ ихъ низлагаетъ; неимѣющій же его не можетъ имѣть и другаго блага. Ибо небоящійся какъ можетъ сохранять заповѣдь? развѣ только любви достигнулъ таковой. Однако и этотъ началъ со страха, хотя можетъ быть и не знаетъ, какъ отошелъ отъ него вводный страхъ. Если же кто либо говоритъ, что онъ другимъ путемъ пришелъ къ любви, то онъ былъ плѣненъ или духовною радостію или нечувствительностію, какъ перевезенные черезъ рѣку во снѣ, по слову Св. Ефрема [2]; ибо таковой, ужасаясь многихъ благодѣяній Божіихъ, которыхъ онъ удостоился по благодати, любитъ Благодѣтеля. Если же кто либо, живя безчувственно въ сластолюбіи и славѣ, какъ тотъ (Евангельскій) богачъ, думаетъ, что угнетаемые страхомъ и проводящіе жизнь среди искушеній терпятъ это за грѣхи, и возносится надъ ними, по гордости, считая себя достойнымъ такого спокойствія, которое онъ получилъ, будучи недостоинъ его, то онъ, дѣлая себя недостойнымъ будущей жизни, помрачается безразсудною любовію ко временной. Можетъ быть и думаетъ, что онъ достигъ любви и потому болѣе тѣхъ получаетъ благодѣяній, но разумѣя Божія снисхожденія въ нему; но тѣмъ болѣе безотвѣтенъ будетъ такой на судѣ и по справедливости услышитъ: воспріялъ ecu благая твоя въ животѣ твоемъ. (Лук. 16, 25). Это очевидно, потому что многіе и изъ невѣрующихъ, такимъ образомъ, не по достоинству, получаютъ благодѣянія; но никто изъ здравомыслящихъ не считаетъ ихъ блаженными, и не говоритъ, что они достойны быть любимы Богомъ и любятъ Бога и можетъ быть потому благоденствуютъ въ жизни. И это такъ.

Страхъ же Господень бываетъ двоякій, какъ и вѣра — вводные, и совершенные, происходящіе отъ вводныхъ. Ибо боящійся мученія боится, какъ рабъ, и уклоняется отъ злаго, (по сказанному), страхомъ Господнимъ уклоняется всякъ отъ зла, и страху Господню научу васъ (Прит. 15, 27; Пс. 33, 12). И такъ это и подобное сказано о вводномъ страхѣ, по слову Св. Дороѳея, чтобы по страху угрозъ пришли мы грѣшные въ покаяніе, ища какъ бы получить намъ прощеніе грѣховъ нашихъ. И опять, пребывая въ насъ постоянно, страхъ научаетъ насъ пути къ жизни, по сказанному: уклонися отъ зла и сотвори благо (Пс. 33, 10). И на сколько человѣкъ подвизается во благомъ, на столько возрастаетъ въ немъ страхъ, такъ что указываетъ ему и малѣйшія его согрѣшенія, которыя онъ (прежде), будучи во тьмѣ невѣдѣнія, считалъ за ничто. Когда усовершенствуется страхъ, приходитъ и человѣкъ въ совершенство, черезъ плачъ, и не хочетъ уже болѣе согрѣшать, но, боясь возвращенія страстей, пребываетъ въ чистомъ страхѣ невредимымъ. Страхъ Господенъ, сказано, чистъ, пребываяй въ вѣкъ вѣка (Пс. 18, 10). Потому что первый страхъ не есть чистъ, но происходитъ болѣе отъ грѣховъ; теперь же, безъ грѣховъ, боится очистившійся, не какъ согрѣшающій, но какъ человѣкъ, подверженный измѣненію и склонный къ злу. И на сколько возвысится онъ пріобрѣтеніемъ добродѣтелей, на столько боится, какъ смиренномудрый. И справедливо. Ибо всякій имѣющій богатство много страшится потери, мученія и безчестія, и — послѣ возвышенія — паденія. А бѣдный большею частію пребываетъ безъ страха, и боится только, чтобы не подвергнуться побоямъ. Это сказано о весьма совершенныхъ и чистыхъ душею и тѣломъ; если же кто еще согрѣшаетъ хотя бы и малѣйшими и ничтожными согрѣшеніями, то пусть не обольщается. Обольстились (таковые), говоритъ Лѣствичникъ, ибо такой страхъ не есть чистый, и не есть смиреніе, а рабское благоразуміе и страхъ угрозъ. Такому нужно исправить свой помыслъ, чтобы познать, въ какомъ онъ страхѣ находится, и многимъ плачемъ, въ терпѣніи скорбей, очистить свои согрѣшенія; такимъ образомъ успѣетъ онъ благодатію Христовою придти въ совершенный страхъ. Признакомъ перваго страха служитъ то, что человѣкъ ненавидитъ грѣхъ и гнѣвается на него, какъ уязвленный звѣремъ, а совершеннаго любовь къ добродѣтели и опасеніе перемѣны, ибо нѣтъ человѣка, неподверженнаго измѣненію. Вотъ почему при всякомъ дѣлѣ, въ этой жизни, мы должны всегда бояться паденія, видя, что великій Пророкъ и царь оплакивалъ два грѣха и Соломонъ уклонился въ такое зло; и какъ говоритъ Апостолъ: мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10. 12). Если же кто говоритъ, что любовь вонъ изгоняетъ страхъ, по изреченію Богослова (1 Іоан. 4, 18), то онъ говоритъ справедливо, но страхъ первый и вводный. О совершенномъ же страхѣ говоритъ Давидъ: блаженъ мужъ, бояйся Господа, въ заповѣдехъ Его восхощетъ зѣло (Псал. 111, 1), то есть зѣло возлюбитъ добродѣтелъ. Такой находится въ чинѣ сына, ибо не изъ боязни мученій это дѣлаетъ, но по любви вонъ изгоняющей страхъ. Потому и восхощетъ зѣло, не какъ рабъ, по необходимости, исполняя заповѣди, изъ боязни мученій, отъ которыхъ да избавимся и мы благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа. Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ подлинникѣ слово это озаглавлено такъ: «Третья буква есть γ (гамма), и вотъ третіе слово о страхѣ. Два есть страха Господня: вводный, удаляющійся отъ зла, и совершенный, усердно воздѣлываемый».
[2] Твор. Св. Ефрема Сирина. Часть 2 стр. 231. Москва, 1849.

Источникъ: Творенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина, въ русскомъ переводѣ съ Еллино-Греческаго. Книга вторая, заключающая въ себѣ двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣдѣнiя. — М.: Типографiя В. Готье, 1874. — С. 11-15.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0