Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свщмч. Петръ Дамаскинъ († 1157 г.)
Двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣденія.

Слово 4. О благочестіи [1].

Ясно, что благочестіе есть названіе многовиднаго и многообразнаго, какъ и внѣшнее любомудріе. Ибо какъ мы называемъ любомудріемъ совокупное изученіе десяти наукъ, а не одной или двумъ наукамъ усвоиваемъ это названіе, но совокупности десяти наукъ, такъ и благочестіе (εὐσέβεια) не есть названіе одной какой либо добродѣтели, но наимонованіе всѣхъ заповѣдей, отъ (слова) благочествовать (εὐσεβεῖν), то есть хорошо служить. Если же кто либо скажетъ, что слово благочестіе относится къ вѣрѣ, будучи производимо отъ благо и чтить (σέβεσϑαι), то пусть онъ скажетъ намъ, какъ человѣкъ сперва боится Господа, а потомъ уже вѣруетъ, а не скорѣе сперва вѣруетъ Господу, и потомъ уже боится Его. Ибо отъ вѣры страхъ и отъ страха благочестіе, по слову Пророка, который сперва сказалъ о премудрости, и потомъ нисходя говоритъ: духъ вѣдѣнія и благочестія, духъ страха Божія (Ис. 11, 2). И Господь, начавшій отъ страха, имѣющаго оный приводитъ къ плачу. Но теперь не время говорить по порядку о всякомъ благочестіи, то есть всякомъ дѣланіи духовномъ. И потому, оставивъ тѣлесныя дѣянія, совершаемыя прежде великой вѣры и чистаго страха, какъ всѣмъ извѣстныя, вкратцѣ, при содѣйствіи благодати, скажемъ о произрастеніяхъ мысленнаго рая, то есть душевныхъ добродѣтеляхъ. Къ нимъ относится всеобъемлющее воздержаніе, то есть удаленіе, говорю, отъ всѣхъ страстей; ибо есть другое частное воздержаніе въ тѣлесныхъ дѣланіяхъ. Но это послѣднее учитъ употребленію — пищи и питія, a то удерживаетъ всякій помыслъ и всякое движеніе членовъ, неугодное Богу, чтó и называется воздержаніемъ страстей. Оно не терпитъ отнюдь помысла или слова, или движенія руки, или ноги, или другаго какого либо члена тѣла, кромѣ необходимаго употребленія ихъ, то есть для того, чтобы жить тѣлу и спастись душѣ. Отсюда умножаются искушенія демоновъ, которые видятъ ангела во плоти, по усердію и дѣланію добраго. И это есть (сказанное) — дѣлати и хранити (Быт. 2, 15), ибо есть дѣло совершенное и требуетъ непрестаннаго храненія, чтобы не вкралась и не вошла какая либо изъ внѣ стоящихъ страстей.

He одинаковы между собою два воздержанія и два цѣломудрія: но одно удерживаетъ блудъ и постыдныя страсти, а другое и тончайшій, безгрѣшный помыслъ собираетъ къ себѣ и собою возводитъ къ Богу. Поэтому и словомъ въ точности нельзя его выразить, или познать только слышаніемъ, но путемъ опыта приходитъ человѣкъ въ дѣланіе и познаніе каждаго изъ сихъ, весьма ужасающихъ умъ. Да и какимъ образомъ одно только простое называніе (добродѣтелей) можетъ возвысить персть и вещественное сдѣлать невещественнымъ? Наименованія иныхъ вещей постигаетъ и внѣшняя ученость, основываясь на производствѣ словъ, а опытное познаніе добродѣтелей и пріобрѣтеніе ихъ требуютъ помощи Божіей и снискиваются многимъ трудомъ, и временемъ; особенно въ душевныхъ добродѣтеляхъ, потому что онѣ наиболѣе сокровенны и суть собственно добродѣтели. Тѣлесныя добродѣтели, или точнѣе орудія добродѣтелей, легче, хотя и требуютъ трудовъ тѣлесныхъ, а душевныя, хотя требуютъ только мысленнаго вниманія, но не легко пріобрѣтаются. Потому и законъ во первыхъ говоритъ: внемли себѣ (Втор. 15, 9). О семъ изреченіи Великій Василій написалъ досточудное слово. А мы, вовсе невнимательные къ себѣ, что скажемъ? Мы уподобляемся фарисеямъ; посты, бдѣнія и тому подобное можетъ быть и имѣютъ нѣкоторые изъ насъ и часто съ нѣкоторымъ вѣдѣніемъ, но разсужденія не имѣемъ, потому что не хотимъ быть внимательными къ себѣ, и познать, что есть искомое нами. He хочетъ кто либо (изъ насъ) пребывать во вниманіи помысламъ, дабы пріобрѣсти опытность, отъ многихъ браней и, искушеній, и сдѣлаться можетъ быть для другихъ искуснымъ мореплавателемъ, если не кормчимъ. Но какъ видно, будучи слѣпыми, по примѣру фарисеевъ, говоримъ, что мы видимъ. Сего ради, сказано, лишшее пріимутъ осужденіе (Матѳ. 23, 14). Если бы мы были слѣпы, то не имѣли бы осужденія (Іоан. 9, 41), но довольно было бы для насъ благоразумія и исповѣданія нашей немощи и неразумія. Но увы мнѣ! Ради этого и подпадемъ большему осужденію, какъ Еллины, по слову Соломона, что столько вымысливъ, они потеряли искомое. И такъ умолчимъ ли какъ не имѣющіе дѣла? Но это будетъ еще хуже. Ибо сказано: паче же u обличайте. Бываемая бо отай срамно есть и глаголати (Ефес. 5, 12). Поэтому умолчу о послѣднемъ, о досточудныхъ же добродѣтеляхъ начну говорить; ибо омраченное мое сердце услаждается воспоминаніемъ о нихъ и ихъ сладостію; потому и забываю мѣру мою и небрегу объ осужденіи, которое предстоитъ мнѣ, за то, что говорю, но не дѣлаю. И такъ, воздержаніе и цѣломудріе одинаковую имѣютъ силу и бываютъ двухъ родовъ, какъ сказано, но будемъ теперь говорить о совершеннѣйшемъ.

Кто, по благодати Божіей, имѣетъ великую вѣру видѣнія, и чистый Божественный страхъ и желаетъ чрезъ нихъ пріобрѣсти воздержаніе и цѣломудріе, тотъ долженъ совершенно удерживать себя внутренно и внѣшно, и быть какъ бы мертвымъ по тѣлу и по душѣ, въ отношеніи этого міра и людей; говоря всегда своему помыслу: Кто я такой? и что такое составъ мой, — если не мерзость? Первоначально [2] — земля, въ послѣдствіи тлѣніе, а въ срединѣ всякій позоръ. И опять [3]. Что такое жизнь моя и сколько она продлится? Одинъ часъ и — смерть! Для чего мнѣ заботиться о томъ или о другомъ? Сейчасъ могу умереть. Жизнь и смерть во власти Христа, a я о чемъ забочусь и спорю попустому. Необходимо немного хлѣба, а избытокъ для чего? Если имѣю необходимое, да прекратится всякое попеченіе; если же нѣтъ, то объ одномъ этомъ, по несовершенству можетъ быть моего вѣдѣнія, позабочусь, хотя и есть Богъ промышляющій. И такъ человѣкъ долженъ всячески заботиться о храненіи чувствъ и помысловъ, чтобы никакъ не утверждать и не дѣлать ничего, что онъ считаетъ неугоднымъ Богу. И да приготовляетъ себя къ терпѣпію постигающаго его отъ демоновъ или отъ людей, — сладостнаго и горестнаго, чтобы не бояться ни того, ни другаго, и не придти въ неразумную радость и самомнѣніе, или въ печаль и отчаяніе, и не имѣть отнюдь дерзновенія въ помыслахъ, пока не придетъ Господь, Которому слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ подлинникѣ оно озаглавлено такими стихами: «Вотъ четвертое настоящее слово о благочестіи и буква δ (дельта), ибо порядокъ (азбуки) такъ положенъ; имѣетъ оно (въ себѣ) воздержаніе, потому что вмѣстѣ съ цѣломудріемъ составляетъ начало осьми противоборствъ осьми страстямъ. Таковы дѣла благочестія».
[2] ἄνω μὲν.
[3] ϰαὶ ἐπεϰέινα.

Источникъ: Творенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина, въ русскомъ переводѣ съ Еллино-Греческаго. Книга вторая, заключающая въ себѣ двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣдѣнiя. — М.: Типографiя В. Готье, 1874. — С. 16-21.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0